Памятки для родителей
консультация

Салчак Лунда Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Памятки для родителей

1. Мои ручки маленькие: пожалуйста, не ожидайте совершенства, когда я заправляю постель, рисую картинку или бросаю мячик. Мои ножки коротенькие: пожалуйста, идите помедленнее, чтобы я успевал за вами. 

2. Мои глазки еще не видели окружающий мир, как видели его ваши глаза: пожалуйста, позвольте мне исследовать его в безопасности. Не одергивайте меня без надобности. 

3. Домашние хлопоты никуда не денутся. Я буду маленьким очень недолго - пожалуйста, уделяйте время, чтобы рассказать мне об этом чудесном мире, и делайте это с желанием. 

4. Мои чувства ранимы: пожалуйста, будьте внимательны к моим потребностям и не ворчите на меня целыми днями (вам бы тоже не понравилось, если бы на вас ворчали за любопытство). Относитесь ко мне так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. 

5. Чтобы расти, мне нужна ваша поддержка. Помните, что вы можете критиковать мои поступки, не критикуя меня самого. 

6. Пожалуйста, предоставьте мне свободу принимать решения относительно себя. Позвольте мне ошибаться, чтобы я мог научиться на своих ошибках. 

7. Пожалуйста, не переделывайте все после меня. Это заставляет меня чувствовать, будто мои старания не вполне оправдали ваших ожиданий. Я знаю, это трудно, но прошу вас, не сравнивайте меня с моим братом или сестрой.

Как стать хорошим родителем или советы по воспитанию детей. 

1.   Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а спрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.

4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте вместе делать уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабо успевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

7. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.

9. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

12. Умственный труд сложен, требует много усилий. Помогайте ребенку сохранить веру в себя.

Как сделать так, чтобы процесс чтения стал для ребенка
увлекательным занятием и личной необходимостью?


Советы родителям

Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Почитал 5-7 минут и пересказал прочитанное. Через 1-2 часа – еще 5-7 минут чтения. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение 1-1,5 часа за один прием.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
 

Хорошие результаты дает чтение перед сном.
 

Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
 

Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и др.; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
 

Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
 

Если Вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
 

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
 

Рекомендуйте  ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.
 

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.
 

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
 

Читайте сами,  пусть ребенок видит, что свободное время  мама и папа проводят не только у телевизора.
 

Принимайте во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни,  либо упускает эту возможность.

Отношения учителя и ученика

Учеба — довольно сложный процесс, который требует самоорганизации, терпения, усидчивости и желания. Отношения учителя и ученика — это модель, которая задает тон всего учебного процесса и закладывает твердый фундамент развития ребенка.

Дети, как правило, неохотно вливаются в процесс обучения, если хотя бы один из аспектов процесса учебы отсутствует. Что же делать, если ваш ребенок с первых дней посещения учебного заведения вдруг стал искать любые поводы, чтобы отвертеться от уроков?Прежде всего, попытайтесь поговорить со школьником без лишних эмоций, чтобы выяснить, почему же он потерял интерес к учебе. Причин этому может быть несколько. Рассмотрим некоторые из них:

  • у ребенка тяжелые взаимоотношения с учителем;
  • ребенок не вживается в коллектив сверстников;
  • некоторые предметы не под силу вашему чаду;
  • интерес к учебному процессу отсутствует по причине неготовности к самостоятельности и ответственности.

Первый пункт — самый важный показатель продуктивности ребенка в учебном процессе. Как известно, учитель закладывает основные формулы в сознание «маленького человека».Благодаря этим формулам, ребенок выходит на второй уровень развития — анализ приобретенных знаний и использование их на практике. Отношения учителя и ученика, как правило, не должны вытеснять влияние родителей на формирование психологии ребенка.Тем не менее, не стоит забывать: родители должны контролировать процесс обучения и быть в постоянном контакте с учителем. Это ни в коем случае не подразумевает контроль и недоверие к ребенку, просто учитель должен быть уважаем в семьях своих воспитанников.

Учитель не должен разделять учеников на хороших и плохих, умных и глупых. Такая классификация часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями, двоечники — лидерами, а хорошисты — серой массой.Доминирующие личности в детском коллективе, как правило, действуют по законам улицы — кто сильнее, тот и прав. Отсюда появляются не только психологические конфликты, но и физические разборки, которые редко заканчиваются позитивно и безболезненно.

Профессиональный учитель должен вовремя почувствовать нарастающий конфликт среди учащихся и постараться решить его без внедрения родителей, завуча и директора. Отношения учителя и ученика строятся на доверии,поэтому учитель не должен обещать своим подопечным рассмотрение конфликта в индивидуальном порядке, а после предавать огласке все нюансы происшествия. При потере доверия между учеником и учителем возможно систематическое нарушение дисциплины, потому что ребенок больше не испытывает уважения к своему наставнику.

Учитель не должен бояться хвалить учеников за оценки. Похвала действует на ребенка, как вода на увядающий цветок. Но тут тоже стоит быть осторожным. Излишняя похвала может стать причиной лени и безразличия к остальным предметам, в которых ученик преуспевает не так успешно. Хороший учитель способен пробудить интерес школьника ко всему учебному процессу сразу. Отношения учителя и ученика становятся диалогом лишь в том случае,если каждый участник диалога охотно поддерживает беседу. При этом стоит помнить, что учитель не должен строить этот диалог исключительно с одним учеником. Обретение контакта со всем детским коллективом — это призвание, которое оценивается детьми безоговорочно.

Отношения учителя и ученика должны быть крепкими,но при этом нельзя забывать о разумной дистанции. Индивидуальный подход к каждому ребенку — это талант, которым наделен не каждый работник учебной сферы. Но тут тоже не стоит переусердствовать. Дети очень чувствительны к вниманию, поэтому с первых дней становится ясно — кто для учителя попадает в ранг любимчиков, а кто остается незамеченным. Это прекрасно, если учитель подсказывает, разрешает обращаться к нему во время урока и терпеливо отвечает на вопросы.

Ребенок кодирует в памяти именно позитивный образ учителя, поэтому не боится быть активным на уроках и свободно чувствует себя на перемене. Но все мы люди, и плохое настроение нам не чуждо. Бывает, что учитель всего лишь изменил интонацию,отвечая на вопрос. Ребенку она показалась грубой или безразличной, что вводит его в растерянность. «Учитель меня не любит», - скажет ваше чадо, придя домой, бросив портфель на пол. И вот тогда уже родители должны трепетно изучить схему отношений учителя и ученика, чтобы исключить конфликт или его первые позывные.

Не бойтесь разговаривать с ребенком об учителе и не избегайте общения с учителем. Помните, что школа — это заведение, где из вашего чада формируют человека. Если вам не все равно, каким человеком вырастет ваш ребенок — пытайтесь быть в курсе всех событий, которые происходят с ним в школе, но опять же — не слишком контролируйте каждый его шаг. Позволяйте ребенку чувствовать себя самостоятельным и организованным.

Приятно, когда уже взрослый человек вспоминает о своем первом учителе как о прекрасном наставнике, который сформировал его мировоззрение, пригодившееся ему на пути к успешному будущему. Отношения учителя и ученика — это первый глобальный контакт в жизни каждого человека,который определяет его способность найти свое место в жизни и адаптироваться к любым условиям социума.

 

Как можно улучшить память?

Расширить возможности человеческой памяти можно безо всяких лечебных препаратов, просто соблюдая ряд несложных правил. Предлагаем вашему вниманию 10 советов, следуя которым вы гарантированно сможете улучшить свою память.

1. Тренировка

 Кроссворды, счет в уме, решение логических задач, заучивание стихов наизусть, изучение иностранных языков — вот то, что является отличным способом задавать мозгу работу. Это самые простые и действенные приемы для улучшения памяти!

 2. Виноградный сок

 Американские ученые доказали, что если включить в ежедневный рацион виноградный сок, то память улучшится на 20%. Виноградный сок должен быть фиолетового цвета. В нем содержится много антиоксидантов, которые омолаживают мозг.

 3. Физическая активность

 Ходьба, бег трусцой, танцы — все то, что тренирует тело, улучшает память. Такая активность способствует поступлению кислорода в мозг, способствует запоминанию (образуются новые клетки).

 К слову, Франклин Рузвельт обладал хорошей способностью запоминать имена. Знаете, как он это делал? Не поверите! Он мысленно писал имя человека у него на лбу. Эта техника, его «ноу – хау», не раз ему приходила на помощь.

4. Проговаривание

Когда мы вслух проговариваем, например, номер телефона, адрес или имя, то наш мозг фиксирует эту информацию быстрее, нежели мы просто запишем.

 5. Сон

 Хороший сон – залог здоровья. Люди, которые высыпаются и живут дольше. Во сне наш организм расслаблен. Во сне резко усиливается выработка омолаживающих гормонов. Выспавшийся организм запоминает информации в 2 раза больше, чем тот, кто страдает бессонницей.

6. Релаксация

 Медитация, йога, массаж и т. п. помогут в концентрации внимания.

 7. Гимнастика для глаз

 Если каждое утро перемещать глаза из стороны в сторону в течение 30 секунд, то память улучшится на 10%. Это признанный факт. Это достигается тем, что оба полушария мозга будут работать в гармонии друг с другом.

Лучше всего заучивать важную информацию с 7 — 10 часов утра и с 17 — 20 часов вечера. Трудоспособность мозга в эти промежутки времени наиболее активна (до 30%).

8. Ассоциации

 Самым плодотворным запоминанием является ассоциативный ряд. Это должны быть яркие, запоминающиеся образы. Это работает! Здесь придут на помощь и запахи.

 9. Питание

 Здоровое и правильное питание способствует отличному запоминанию. Конечно, это продукты – антиоксиданты. Черника, брокколи, шпинат, орехи, цитрусовые, свекла, чернослив, изюм.

 10. Витамины

 Конечно же, лидер здесь — витамин В. Недостаток витамина В12 может привести к потере памяти (рыба, мясо, яйца, птица и др.). Это верный помощник в работе нашего мозга. А также витамины С и Е.

 Чтобы не было атеросклероза, следует сократить потребление жиров, маргарина, сливочного масла. Суточная норма жиров не должна превышать 90 г в сутки.

 



Предварительный просмотр:

Уругнуң кижи болуп хевирлеттинеринге өг - бүле кижизидилгези улуг ужур - дузалыг. "Хол изин бут чандыр баспас" деп, тыва улустуң үлегер чугаазы бар.  Ада - ие кандыг болдур, ажы - төлү ындыг болур дээни ол. Хан төрел азы амыдырал туткан кижилерниң чаңгыс черге чурттап, ниити от - көстүг, хөреңгилиг болу бээрин шаандан бээр - ле өг - бүле дээр болгай.

Аныяк салгал өг - бүлеге долгандыр турар болуушкуннар дугайында билиишкинни ап турар, мөзү - шынар талазы - биле хевирлеттинер, улузунуң дылынга, чаңчылдарынга өөренир, күш - ажылга дадыгар.

Өзүп орар салгалды кижизидериниң нарын болгаш харыысалгалыг кезээн тодарадыр кол чүүл – өг - бүле, школа, ниитилелге кандыг кижини өстүрүп бээри. Ада - ие уругларының салым - хуузу дээш чүгле боттарының мурнунга эвес, харын бүгү ниитилелдиң мурнунга харыысалгалыг. Өг - бүлениң кежигүннериниң бот - боттарынга дузалажыры, тус - тузунда кылып турар ажыл-херектерин билчири, хүндүлежири, аразында найыралы уругларны кижизидериниң  үндезини болур. Уруглар кижизидилгезиниң нарын айтырыгларын шиитпирлээринге ада - иелерге уругларга ынакшылы, кылып чоруур ажыл - агыйы, эрес - кежээзинден аңгыда, тускай педагогиктиг билиглерни чедип алыры чугула.

Кижизидилгениң бир негелдези — уругларның аажы - чаңында, сагылга - чурумунда, сонуургал - күзелдеринде эки чүүлдерни тып эскерери. Чоннуң: "Ада кижи ырак сактыр, ындын бодаар. Ава кижи чоок сактыр, хүнүн бодаар" деп чоннуң мерген угаадыы ада кижиниң тура - соруун, ие кижиниң эриг баарлыын ынчаар үнелээн. Авазының эрес - кежээзи, ажылгыр бүдүжү, чон аразында төлептиг ат - алдары ажы - төлүнге чоргаарал, үлегер - чижек болур.

Улуг класстың өөреникчилери адаларын (улуг акызын, даайын) бодунуң чоок эжи, сүмелекчизи кылдыр көөр. Уругларының кайы - бирээзинге болушкаш, бактажы бээр ада - иелер турар. Бурууну бот - бодунче чууй кагжып, алгыжып - кыржырындан чүү - даа эки чүве үнмес. Ада - ие улустуң аразында алгыжып - кыржырын ашаа азы кадайы көрүнчүк баарынга олуруп алгаш, бодунуң дүрзүзүн көрүп алган ооң - биле алгышканынга дөмейлеп болур. Ашааның азы кадайының сеткилин хомудадырга, ол кижиниң бодунуң сеткили хомудаар. Эр кижи кандыг - даа берге үелерде уругларының иезин деткип, дузалажып, сагыш - сеткили хөөннежип чоруур болза, бойдустан чаяап кааны езулуг өг - бүлени тудуп шыдааны ол болур. Ындыг өг -бүлениң ажы - төлүнүң өөредилгези, кижизидилгези эки, бергелерге торулбас боор. Ынчангаш ада - ие бүрүзү чаңгыс сорулгалыг - төлептиг салгалды өстүрүп, кижизидип, эртем - билигге чедирип, өглеп - баштап, амыдыралдың делгем оруунче шуудадыры.

Ажы - төлү адазының адын эдилеп, ада - ызыгуурун уламчылаар болганда, ада кижиниң эр соруун, ат - алдарын көдүрери чугула. Ада кижиниң шыңгыы кижизидилгези албан херек. Ачазының хайгааралындан үнген оолдар арага-дарыже сундулап, кем - херек үүлгедикчилери болу бээр таварылгалар амыдыралда бо - ла таваржып турар. Чогуур үезинде оол кижиге шын кижизидилгени берип шыдавайн барганындан ол өзүп келгеш, улуг кижилерниң, башкыларның чагыг - сөзүн херекке албас, тура - хөңнү улуг кижи боор.

Уруглар ада - иениң оларже кичээнгей салбазындан, чассыдыышкын, эргеледиг четпейн турарындан чааскаанзырап, боттарын октаттырган кижи-дир мен деп бодай бээрлер. Ооң ужурундан чигзинчиг, берге кижизидилгелиг улуг уругларга, оолдарга катчып, көгүтчүп алгаш, арагалап, оон кедерезе, наркотиктерни ажыглап эгелээр. Ол бүгүнүң түңнелинде  өзүп келгеш, кандыг кижи үнерин даап бодаары берге эвес.

Өөреникчи кижиниң тура - соруунуң, аажы - чаңының четпестерин чайладып, кижизидип алыр деп бодаар болза, хүн чурумун сагыдып өөредир, боду бодунга шын негелдени тургузуп, ону күүседиринче тура - сорукту оттуруп, өөредир, чаңчыктырар. Улуг орус педагог Сухомлинскийниң: "Бир эвес сен бодуңну албадап, бодуңдан негелде кылып шыдавас болзуңза, сеңээ чүс - даа кижизидикчи башкыны эккеп каар болза, херээ чок" дээн сөстери таварылга эвес. Бо мерген угаадыгны ажы - төлге билиндирип, амыдыралдың берге үелерин ажып эртерде, ону сактып чорза, артык эвес.

Кандыг - даа чон бодунуң салгакчыларын, аныяк - өскенни төлептиг кылдыр кижизидип, ажы - төл келир үеде эртем - билиглиг, культуразы бедик кижилер болзун дээш бүгү күжүн берип, угаадыглыг мерген сөстери - биле хей - аът киирип, кижизидип чоруур. Кижизидилгениң үндезини — улусчу педагогикада.

"Ынаандан чарылган — чеди чыл ыглаар, чуртундан чарылган — назынында ыглаар" (туркмен үлегер домак), "Соок безин чер өскелээр" (орус улустуу), "Адазының оглу болбайн, чоннуң оглу бол" (казак улустуу). Сөөлгү үлегер домактың утказы билдингир, чонунга бараан болуру дег ыдыктыг хүлээлге чок дээни ол. Тывалар кырган кижини "Көрбээн чүвези чок, көдүрбээн хөнээ чок" дээр. Улуг улустуң чугаазын үзе кирбес, улуг улус мурну - биле эртпес дээн ышкаш тываларның улусчу угаадыглары - ла хөй. Улуг назылыгларывыс арга - дуржулгазын ажы – төлге дамчыдып берип чоруур, оларны хүндүлээринге чаңчыктырары — кижизидилгениң бир өзек хевири.

Аңгы - аңгы чоннарның улусчу угаадыгларын сонуургап көрээлиңер. "Эки кылган ажыл — элеп читпес хүндү" (тыва улустуу), "Ажыл кагган — аксы шимчевес" (армян улустуу), "Кижини тон эвес, а ажыл чылыдар" (туркмен улустуу), "Чем чиирде бичии өг - бүле эптиг, ажыл кылырда улуг өг - бүле демниг" (якут улустуу), "Эки аътты хевиринден, эки кижини ажылындан көөр" (хакас улустуу), "Кежээпей даң хаяазын манаар, чалгаапай кежээ дүжерин манаар" (шоор улустуу), "Ыяшты өл турда ыргайтыр, кижини чаш турда өөредир" (татар улустуу).

Ие кижини хүндүлеп чоруур адалар эң хүндүткелдиг адалар болур деп хөй - ле чоннар чагыын анаа эвес берип чораан. Ажы - төлүңнүң хүндүткелин чедип алыр дизиңзе, ажы-төлүң авазын хүндүле. "Ада - иези — дазыл, ажы-төлү — адыры». "Кайда эки кырганнар чок - тур, ында эки аныяктар чок" (адыгей улустуу). "Аныяа - дошта бижээни дег" (татар улустуу).

Арагалаашкын айтырыы, ылаңгыя өөреникчилер болгаш аныяктар ортузунда арагалаашкын улуг дүвүрелди болдуруп турар. Ол база ада - иениң багай  үлегериниң салдары - дыр. Орус улустуң мындыг угаадыы бар: "Чүнү тарып алган сен, ону ажаап алыр сен".

Ада - иениң уруглар кижизидилгезинге багай салдар чедирип турар талаларын көрүп көрээлиңер: ада - иелер боттары уруг - дарыының мурнунга багай аажы - чаңын көргүзери, арагалаар, алгыш - кырыш, шош - содаа үндүрери; дыка хөй ада-иелерниң уруглар кижизидилгезиниң дугайында номнар номчувазы; өг - бүлениң дузалал ажыл - агый чогу, ада - иениң ажыл чогу; тоомча чок чорук…

"Тоомча чок кижилерден сестип чор, оларның ыыт - дааш чок чөпшүл чоруундан өлүрүүшкүн - даа, өскерлиишкин - даа болуп турар" — деп бурунгунуң мерген угаанныглары чугаалап каан. Улуг - даа улус, уруг –дарыг - даа багай чүве кылып турда, көрбээчеңнеп, билбээчеңнеп эрте бээр таварылгалар бар. Хөй - ниити черлеринге чурум үреп турган уругларны көргеш, оларны хай дээриниң орнунга: "Башкылар чүнү көрүп турар чүвел?" — деп чарбыттынар чаржынчыг чоруктар тургулаар ийик.

 alt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уруглар кижизидилгезинге ада - иениң, школаның, хөй - ниитиниң киржилгези улуг. Бистиң келир үевис болур ажы - төлүвүстү хевирлеп турар-дыр бис. Ынчангаш келир үеде чуртту кымнар баштаары бистиң бөгүнгү уруглар - биле ажылывыстан дорт хамааржыр.

 



Предварительный просмотр:

                                      Роль отца в воспитании ребенка

"Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно." В. Буш 

     Отец и мать, папа и мама - два самых родных и самых важных человека в жизни каждого ребенка. И если роль мамы всем понятна, то роль папы часто не осознаваема, непонятна и, к огромному сожалению, часто сводится лишь к наказаниям в жизни маленького человечка. А тем временем наши дети так сильно нуждаются в участии отца в их жизни, в его дружбе, заботе и защите. Мы предлагаем вашему вниманию серию статей под названием "Папа- это вам не мама!", в которых постараемся раскрыть роль отца в воспитании ребенка, общение отца с младенцем, взаимоотношения мужчины с дочерью, сыном.
      Существует устоявшийся стереотип, что для развития малыша наиболее важной является связь матери и ребенка. Но, оказывается, общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности. Так почему же роль отца обычно считается второстепенной? Социологи провели любопытные исследования. Семь человек из десяти считают, что мать и отец несут равную ответственность за воспитание ребенка. Но на деле отцы проводят вместе со своими детьми в среднем менее одного месяца в год. А ведь давно известно, что дети, растущие без отца, гораздо хуже учатся. Более того, такие дети намного чаще совершают правонарушения. Ведь каждый малыш нуждается в гармоничном развитии, которое можно получить лишь при наличии обоих родителей. Мама даёт своему чаду нежность и ласку, отец - защиту и уверенность.

       Наверное, большинство из вас согласится с тем, что отец – это не вторая мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное. Так что же специфично в его роли?

       Ответим, приведя такой простой пример. Представьте, что вы делали какое-то важное для себя дело и у вас что-то не получилось, как хотелось бы. И кто-то из близких говорит вам примерно так: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают». И представьте другой вариант реакции, что-то вроде: «Ну что ты сразу руки опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай еще попытку, все получится!» Какая реакция вам нужнее? Так сразу и не скажешь… Наверное, в разные моменты времени нужны обе.
Примерно так можно описать специфику роли отца и матери для ребенка. Мать – это прежде всего тот человек, который примет любой вариант, пожалеет, успокоит. Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Что тут важнее? Ребенку крайне важно то и другое.

Однако, чаще всего, картина воспитания имеет банальный сценарий: отец, уставший после рабочего дня, приходит вечером домой и, поужинав, занимает место на диване. Может быть, он и спросит у малыша о его делах, но при этом, не выслушав рассказ до конца, громко захрапит. Такая роль отца в семейном воспитании сведена к нулю. Безусловно, положительная тенденция последних лет связана с тем, что отцы вообще начали активно включаться в процесс воспитания детей, причем уже в первые месяцы жизни. Душераздирающее зрелище – мама, пытающая одновременно успокоить кричащего ребенка, приготовить борщ и вымыть квартиру, и папа, лежащий на диване и заслоняющийся от этого кошмара газетой, – можно наблюдать все реже и реже. Связано это, по-видимому, с изменением мотивации к родителям как к таковому.
    О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. Важно, то, что дают ему родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах, мужчина должен оставаться папой.

        Итак, как современный папа может (и должен) участвовать в воспитании ребенка? 

Давайте посмотрим, в каких аспектах развития и воспитания ребенка участие папы будет наиболее полезно: 

1.В первый год жизни очень значима роль отца в физическом развитии ребенка и формировании основных двигательных навыков. Как правило, игры пап с детьми отличаются от того, как развлекают малышей мамы: отцы более склонны к активным физическим забавам, они не боятся подбрасывать детей, вертеть их, учат их кувыркаться, катают на плечах и т.д. Это стимулирует физическую активность малышей.

2. Отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка. Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки: связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под карапуза. Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор малышей, способствует формированию у них более широкого поля интересов.

3.Фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать-ребенок». В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию. Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу в таких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях, как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т.д. Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно.

4. Отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность (подчиненность и подотчетность). Он дает ему понять, что значит авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание (или наказание). Связано это с тем, что, в отличие от матери, которая любит ребенка просто за то, что он «есть», отец обычно предъявляет к ребенку определенные требования, которым тот должен соответствовать. Нужно отметить, что в России немало семей, где в воспитании ребенка эту роль отца примеряет на себя мать – она лишает малыша «безусловной» любви и начинает предъявлять к нему определенные требования. В этом случае в семье обязательно должен быть кто-то, кто берет на себя традиционную материнскую роль. Ребенок обязательно должен чувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям, иначе это чревато серьезными психологическими расстройствами.

5.Важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с детьми.



Предварительный просмотр:

ЛИБО ИДЕАЛЬНО, ЛИБО НИКАК

Когда моя мама оканчивала школу, серебряных медалей не было, были только золотые. После нескольких часов работы над экзаменационным сочинением — сначала на черновик, потом на чистовик — мама заметила ошибку в итоговом варианте и исправила ее. «Это четверка, ни о какой медали не может идти и речи.Отличница не может допустить ошибку», — уверенно сказала заслуженная учительница. Ни разговоры с директором, ни предоставленный черновик ситуацию не изменили. Прекрасный пример крайнего проявления перфекционизма: либо идеально, либо никак. 

Это явление несет в себе много тревоги и напряжения под видом заботы. Оно встречается не только в школе, но и дома, в семье. Когда, чтобы получить любовь родителей, нужно учиться только на отлично, желательно молча и никогда не прося о помощи. Когда общение сводится к проверке дневника. Для взрослых это привычно и удобно: показал заботу, не включаясь в глубокий контакт с ребенком. Получил пять или четыре — похвалю. Получил три или два — будешь наказан. 

На крючок условной любви попасть очень легко, а вот на то, чтобы выбраться, уходят годы. Во взрослом возрасте на место оценок придет гонка за социальным статусом, успешностью. Только ни новая машина, ни идеальная картинка собственной жизни в соцсетях не способны заполнить внутреннюю пустоту. И возникает закономерный вопрос: что же тогда для меня ценно? 

Во втором классе я писала диктант в школе. Спустя несколько дней после одного из уроков учительница попросила меня остаться и исправить пару ошибок. «Ведь ты же всегда пишешь только на отлично». Не знаю, что мной двигало, но ошибки исправлять я отказалась. Меня словно придавило грузом каких-то особенных требований, а еще я возмутилась. Моей подружке Маринке, значит, можно ошибаться, а мне нет? Так я получила первую в своей жизни тройку и, вероятно, путевку в чуть более спокойную жизнь. 

По собственному опыту мы знаем, что оценки, хотя и достаточно субъективны, оказывают большое влияние на детскую самооценку. Особенно если ребенок хрупкий, добрый, доверчивый, еще не закрывшийся броней от вездесущей критики. 

«Вчера сын даже заплакал. Решение верное, но неправильно оформлена сама задача, в тетради грязь. Итог — двойка. Нет, ну нормально?» — пишет в соцсетях знакомая. Мне очень интересно, что должна показать эта двойка мальчику? Какую обратную связь от учительницы передать? То, как важно соблюдать правила оформления? Форма важнее сути? 

Двойка за поведение, за то, что забыл физкультурную форму, за неправильный порядок слов при диктанте. К чему приводит метод карательных оценок? Усиливает ли мотивацию? Получил сегодня два, потому что плохо слушал новую тему, и сразу та-а-ак захотелось ее изучить!.. Нередко двойка становится основным рычагом управления в школе. Не расслышал, что сказал учитель, переспросил соседа — два. О чем это? Разве не о проблемах в коммуникации между учителем и учеником? Удержать внимание класса — тонкое искусство. 

Это парадокс: преподаватели в университете, которые не требовали присутствия на всех занятиях и готовы были всегда поставить «удовлетворительно» просто за посещение или «хорошо» за доклад по теме, рассказывали так интересно, так горели своим предметом, что аудитория всегда была заполнена. Те же, кого практически невозможно было слушать, — так скучно и нудно зачитывался материал из книжки, — на первой же встрече запугивали снижением итоговой оценки именно за посещаемость. Очевидно ведь, что шансы на то, что дети включатся в процесс, повышают не угрозы, а насыщенность, яркость занятия, вовлеченность самого учителя в то, что он делает. «Удивление и любопытство — первые шаги к пониманию», — так писал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. 

Еще одна история от огорченной мамы: «Сын пришел домой расстроенный, швырнул портфель в дальний угол. Спустя два часа со словами, что это худшее, что он рисовал в жизни, достал измятую картину. «Учительница сказала, что у меня ветки деревьев не очень похожи на настоящие». Глядя на нежную акварельную работу с тонкими переходами между тонами, я ощутила прохладный ветерок и сразу вспомнила о том, что импрессионизм происходит от французского слова «впечатление»». Как тут не процитировать Пабло Пикассо: «Господь — это художник. Он выдумал жирафа, слона и муравья. Как ни удивительно, он никогда не задумывался о стиле — он просто творил все, что ему только хотелось». 

По большому счету, главная задача оценок — установить глубину и объем индивидуальных знаний, дать обратную связь ученику, мотивировать его. Однако в реальности мы постоянно видим обратное. Что можно сделать в этом случае? Признать и разделить чувства ребенка. «Я вижу, как ты огорчен из-за этой оценки. Представляю, как неприятно услышать такие слова о своей работе…». Когда ребенок почувствует себя понятым, можно поговорить о том, что оценка — понятие субъективное, а учитель, хотя и получил педагогическое образование и знает свой предмет, — всего лишь человек. Человек может устать, может ошибаться. Может любить или недолюбливать кого-то, испытывать раздражение и бессилие. Не должен, но может. Нередко эти люди просто не на своем месте. 

А еще мы все очень разные. И оценивать себя есть смысл лишь относительно себя же вчерашнего. «Смотри, писать буквы получается с каждым днем все легче!», «У тебя сегодня гораздо меньше почеркушек в тетради, чем в прошлый раз!» Пятерка для того, кому учиться легко, — это совсем не то же самое, что пятерка для того, у кого трудности с концентрацией внимания. Важно оценивать не только результат, но и потраченные ребенком усилия. 

Конечно, сколько бы статей о правильном отношении к оценкам мы ни прочли, мы все равно будем переживать за своих детей. И все же. Берегите, пожалуйста, божественный огонь в ваших детях. Охраняйте его от придирок и прессинга, подбрасывайте дровишек в виде новых задач, интересных книг и глубоких вопросов. Верьте в ваших детей. И ищите проводников в тех областях, куда вы не можете провести, но чувствуете, что душа ребенка туда стремится. Этих проводников вы сможете узнать по добрым морщинкам вокруг глаз и увлеченности делом, а не соблюдением формальностей. И просто будьте рядом с детьми, как надежная опора — это гораздо важнее, чем пятерки. Даже по ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

50 СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, КОТОРЫМ ВАЖНО ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА

Мы составили чек-лист о навыках, которые точно пригодятся ребенку (да и любому взрослому человеку). 

Итак, чему важно обучить дошкольников и младших школьников ☝ 

1. Знакомиться и налаживать контакты со сверстниками 

2. Хвалить других 

3. Предлагать свою помощь 

4. Просить о помощи, когда она нужна 

5. Уважать свое и чужое личное пространство, соблюдать границы 

6. Признавать свои ошибки 

7. Уметь честно побеждать 

8. Проигрывать с достоинством 

9. Спрашивать разрешения 

10. С честью принимать критику 

11. Критиковать, не унижая другого 

12. Выбирать подходящий ситуации тон и интонацию 

13. Уметь просить прощения 

14. Уметь прощать 

15. Не перебивать 

16. Быть хорошим другом 

17. Уметь сотрудничать 

18. Быть доброжелательным 

19. Вежливо обращаться к людям разного возраста 

20. Нести ответственность за поручения 

20. Быть терпеливым 

21. Ясно выражать свои мысли 

22. Быть толерантным (принимать наши отличия друг от друга) 

23. Уметь слушать собеседника и проявлять заинтересованность 

24. Достойно выходить из конфликтных ситуаций 

25. Бережно относиться к своим и чужим вещам 

26. Уметь договариваться 

27. Уметь вежливо отказывать 

28. С достоинством принимать отказ 

29. Сопротивляться давлению с чьей-либо стороны 

30. Помнить про визуальный контакт: не "прожигать" взглядом, но и не избегать смотреть собеседнику в глаза 

31. Уважать чужое мнение 

32. Уметь идти на компромисс 

33. Соблюдать этикет 

34. Думать прежде чем говорить 

35. Понимать свои и чужие чувства 

36. Быть гибким 

37. Уметь обращаться с собственным гневом 

38. Чтить традиции и культуру 

39. Заступаться и защищать тех, кто слабее 

40. Уметь поддерживать беседу 

41. Осознавать последствия своих поступков 

42. Проявлять эмпатию 

43. Соблюдать правила 

44. Поддерживать чистоту и порядок 

45. Проявлять инициативу 

46. Уметь выражать свое мнение 

47. Ждать своей очереди 

48. Выражать благодарность 

49. Уметь заявлять о своих потребностях 

50. Понимать язык тела и невербальные сигналы



Предварительный просмотр:

                                             У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ

У меня нет времени. О, как часто мы произносим эту фразу. Эту и подобные ей. Я ничего не успеваю. Давай скорее, мы торопимся. Давай быстрей, опоздаем. Подожди, не сейчас. Нет, давай завтра. Сегодня все, пора спать. 

Время, время… Вечно тебя нет. Я однажды сплела маме в подарок мандалу. Я видела, что ей невесело, и захотела как-то ее порадовать. Наши отношения всегда были сложными, выслушивать ее эмоции я уже давно была не в силах… Но что-то сделать хотелось. Подарила ей эту мандалу и сказала: мам, ты смотри на нее и думай о чем-нибудь хорошем. 

Ответ меня поразил. Мама сказала: «Ты чтооо?! Да когда мне? Мне с собакой гулять, у меня хозяйство… Яна, мне некогда!» Что-то в этом духе. Не помню, она еще работала в то время или уже нет. Я подумала: Господи! А на что тогда время есть? В нашей семье вечно все ссорились. Ругались, доказывали свою правоту. Искали виноватых, оправдывали собственный гнев и раздражение поведением друг друга. А мне так хотелось видеть родителей счастливыми, весёлыми, радостными. От песни «Солнышко проснется, мама улыбнется» у меня на глаза наворачивались слезы. Мама не так часто улыбалась, особенно по утрам… 

Честно говоря, мне мало хорошего, счастливого вспоминается из детства. Может быть, нужно взять бумагу и ручку, вытащить из детства все самое лучшее и выучить это наизусть… и вспоминать только об этом. Но вот на такую жизнь время всегда было. Скандалить, упрекать, выяснять отношения — на это уходила уйма времени. А на радость — нет. 

У мамы было так мало времени на радость… На посмеяться. На пошутить. На пообщаться со своими детьми просто так, для удовольствия. Жизнь проходила в напряжении, страдании, страхе, обидах. Только ведь время-то тут ни при чем. Обстоятельства нашей жизни бывают самые разные. Иногда они веселые, иногда тяжкие, иногда горькие. Всяко бывает. В любых обстоятельствах и цейтноте то, КАК, остаётся за нами. 

После того разговора что-то изменилось во мне. Когда меня одолевают тяжелые или тоскливые мысли, когда я понимаю, что начинаю вести себя, как мама когда-то, я говорю себе: стоп. На это у меня нет времени. Когда дети меня доведут до ручки и я уже готова всем снести головы, я могу остановить себя этой фразой. Я уже столько в своей жизни обижалась, злилась, возмущалась и боялась, что больше у меня на это просто нет времени. Ведь когда я успею любить? 

Теперь мне не так уж важно, как ко мне относятся другие. И даже самые близкие. А что они обо мне думают, а любят ли они меня. Слушаются ли меня мои дети? Нравлюсь ли я подругам? Теперь я думаю все чаще и чаще: как мне сказать всем этим людям, что я люблю их? Как это сказать так, чтобы они услышали, почувствовали и стали капельку счастливее? Как найти к каждому такой особенный ключик… 

Шалва Александрович Амонашвили рассказывал, что в юности он подсчитал, сколько дней длится жизнь. Округляя, 365 на 100 — это 36500 дней. Всего. И он испугался — что не успеет сделать важного, главного. Не это ли, в том числе, сделало его таким, каков он сейчас? 

Событиями, подобными кемеровским, неподвластное нам могущественное Время напоминает о себе. Начала править этот текст (а он из давних черновиков), прочла стихотворение… Автор Анастасия Загодина. Оно длинное. 

Начинается так: 

На что мы тратим жизнь! 
На мелочные ссоры, 
На глупые слова, пустые разговоры, 
На суету обид, на злобу — вновь и вновь. 
На что мы тратим жизнь… 
А надо б на любовь. 

Лучше и не скажешь. Спешите любить.



Предварительный просмотр:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ЛЮБВИ 

Первая любовь не забывается никогда. Воспоминания о ней — неважно, взаимной или нет, — остаются на всю жизнь. Надо ли это кому-либо объяснять? Все и так понятно. Это книги, которые нашли отклик в сердце детей и подростков, потому что они искренни и чисты. Рекомендуется читать весной! 

📕 Ханнеле Хуови "Великанша и кроха Пирхонен", 0+ 
http://www.labirint.ru/books/516388/?p=10210 
Великанша Мира Хейккиля была очаровательна, она носила нарядные платья и, как все великаны, любила красивые, изысканные вещи, собирала сосны в букеты, а если в след от ее ноги набегала вода, получалось озеро. И еще Мире нравились люди, но они были слишком маленькими, и она не могла подружиться с ними. Ну а других великанов на земле не осталось, поэтому Мире жилось очень одиноко. Совсем непросто, поверьте, быть большим и одиноким. Но вот ее полюбил Пекка Пирхонен - по сравнению с ней он и вправду казался крохой, и великанша могла рассмотреть его лишь в лупу... Возможно ли такое? Могут ли любить друг друга столь разные существа? 

📓 Валерий Медведев "Непохожие близнецы. Повесть о самой первой любви", 6+: http://www.labirint.ru/books/565286/?p=10210 
Очень смешная, полная озорной выдумки история про мальчика, который решил украсть сам себя у родителей. Зачем? Чтобы посмотрела в его сторону девочка, в которую он влюбился. 

📓 Владислав Крапивин "Мушкетёр и фея и другие истории из жизни Джонни Воробьева", 6+: http://www.labirint.ru/books/420257/?p=10210 
"Мушкетёр и фея" - книга о самом настоящем счастливом детстве с лучшими на свете родителями и самым лучшим в СССР директором школы, с друзьями, которые всегда приходят на помощь, и с благородными врагами. О детстве настолько безоблачном, что истории о нём сегодня кажутся едва ли не фантастикой, тем более что паста ГОИ, нормы ГТО, Тур Хейердал и очереди на "Графа Монте-Кристо" в библиотеке так крепко забылись, что кажутся придуманными. 

📕 Владимир Киселев "Девочка и птицелёт", 12+ 
http://www.labirint.ru/books/496798/?p=10210 
Оле Алексеевой 13 лет. Кто-то скажет - ещё совсем ребёнок! Да разве могут быть у детей настоящие проблемы? Но в этой полудетской-полувзрослой жизни уже есть место и большой чистой мечте, и первой любви, и столкновениям с трудностями и бедами. 

📗 Валерий Медведев "Свадебный марш", 12+ 
http://www.labirint.ru/books/518365/?p=10210 
Парень по имени Алька любит девушку, которую звали Юла, а она его разлюбила… Внешне ничего необычного нет в любой описанной в романе ситуации. Перед нами кусок жизни, мимо которой, возможно, мы ходим каждый день, не видя в ней ничего примечательного. Однако вместе с писателем мы изумлённо уходим в самые глубины человеческой души, и обычное - преображается, мир становится необозримо широким… Долго гнётся юный Алька под ветром тысяч вопросов к людям. Но уходит от нас мужчиной. Уходит в грозу, в дождь, "всё освежающий, всё обновляющий". Уходит с ощущением новой своей силы и прочности. 

📕 Жвалевский, Пастернак "52-е февраля", 12+
https://www.labirint.ru/books/651708/?p=10210 
Вы обсуждаете в своей семье "страшные" темы? Рассказывали ли мама и папа, как у них впервые произошло "это"? И вообще: вы часто общаетесь? Не "Как дела?" - "Нормально" - "Что в школе?" - "Нормально", а по душам? Нет? Это потому что у вас никогда не случалось 52-е февраля. А у героев повести "52-е февраля" случилось. Авторы признаются, что они так и не научились говорить со своими детьми о первой любви. Но у вас, может быть, получится. 

📗 Рувим Фраерман "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви", 12+: http://www.labirint.ru/books/457157/?p=10210 
Трогательная повесть Рувима Фраермана в сопровождении светлых иллюстраций Ольгой Богаевской рассказывает о взрослении, верной дружбе и первой любви. 

📓 Виктория Ледерман "Первокурсница", 16+ 
http://www.labirint.ru/books/552627/?p=10210 
На первой странице 17-летняя студентка Саша признаётся в любви. Гена из параллельной группы - её идеал во всём, кроме одного: у него есть девушка. Ни шагу порознь, и уже так давно! На шестой странице Саша отрезает свои длинные волосы. Назло матери, но больше - чтобы Гена заметил. Точнее - ЗАМЕТИЛ. Чтобы точно не прошёл мимо, ответил взаимностью. У Саши готов план завоевания Генкиного сердца, и стрижка - только начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....