РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЧТЕНИЮ
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребенком"
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым.
Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения. Постарайтесь передать свое отношение к стихотворению.
Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
Дятел,
Даже молодой, -
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!
2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения.
Спросить, о чем говорится в стихотворении? Понравилось ли стихотворение ребенку? Что понравилось особенно ? что не понравилось? Задать вопросы по тексту.
Какой дятел? (Молодой, вежливый)
Почему дятел вежливый? (потому, что стучится)
Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)
3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно.
Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста. Объяснить значение не понятных слов, опираясь на жизненный опыт ребенка. Если вам трудно самостоятельно объяснить значение слова, покажите его на картинке.
4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает.
Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом), обязательно передавая выражение. Соблюдая знаки препинания.
5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.
Здесь можно сделать так:
на первой строчке показать длинный нос – дятел,
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,
На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,
«К червячку стучится» — постучать по столу.
Это вызовет интерес и улучшит запоминание.
Так можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при заучивании. Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.
Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.
Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.
Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится». Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.
Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.
8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.
Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д. Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
9 этап. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.
Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую, зрительную, образную память включаем, кинестетическую – движения) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если Вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО.
- Следите за словами на строчке, не переставляйте их. Помогай себе слследить пальцем, закладкой.
- Старайтесь понять то, о чём читаете. Если вам что - то не понятно ввернитесь вначало и прочтите еще раз. Перечитайте не понятную часть.
- При чтении будьте внимательны к каждому слову. Если вам не известно значение данного слова спросите его значение у старших, найди в словаре. Что бы запомнить данное слово запишите его в словарик, или зарисуйте в тетради.
- Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
- Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
- При чтении вслух сядьте удобно, уберите посторонние предметы, ввыключите телевизор, компьтер, музыку, вас ничего не должно отвлекать.
- При появлении вопросов по тексту, делай на полях пометки, оставляй закладки с вопросами.
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
- Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
- Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
- Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
- Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
- Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
- Выделите голосом важные места.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
- Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
- Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.
- Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
- Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.
- Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.
- Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.
- При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
- Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.
Словесное рисование картин по тексту
- Прочти рассказ или одну законченную часть.
- Определи количество картин.
- Подумай, о чем каждая картина.
- Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
- Представь картину мысленно.
- «Нарисуй» картину словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению
Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...
План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»
Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....
рекомендации родителям для увеличения техники чтения
рекомендации родителям для увеличения техники чтения...
Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения
Что значит хорошо читать? Хорошо читать - это значит, БЕГЛО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ОСОЗНАННО. это значит, что человек получает УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ. Попробуйте следовать этим простым рекомендациям, и резуль...
Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"
Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...
Рекомендации родителям при чтении книг детям в начальной школе.
Данные советы помогут родителям приобщить детей к чтению, ведь не секрет, что современные дети читают очень мало. Возрождение семейного чтения поможет не только найти общие интересы между родителями и...
Рекомендации родителям при чтении книг детям в начальной школе
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей и подростков. В дом наших детей должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего ...