Памятка для родителей первоклассников
консультация (1 класс)

Мороз Светлана Владимировна

Родителям первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_1_kl.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Ваш ребенок - будущий первоклассник.

Его успехи в учебе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую - от вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения и навыки, психологические качества пригодятся ребенку в школе, помогут добиться успехов? Именно ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребенок может использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями. С какими же трудностями придется столкнуться ребенку в первом классе?

Хочет ли ребенок учиться? Для ответа достаточно предложить ребенку выбрать из трех дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ваш ребенок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешен и не лишит его вашего родительского внимания.

 Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребенка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события. Это от вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придет ребенок в школу: с радостным о киданием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т. д. Систематические занятия в школе предъявляют высокие требования к самоорганизации ребенка: не пропустить мимо ушей домашнее задание, не забыть захватить из дома все нужное для уроков, уметь быстро включиться в дело после перемены и т. д. Иногда не надо проводить специального теста, достаточно вспомнить, как ваш малыш справляется с регулярными домашними обязанностями, всегда ли может найти среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть «беспорядок-, с точки зрения мамы, в котором ребенок прекрасно ориентируется). Если ребенок неорганизован, советуем поиграть, например, в такую игру: «Семь нужных вещей». Водящий придумывает задание, куда отправить игрока («на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «на рисование», «в школу на урок математики», «на Северный полюс» и т. д.), а задача игрока - собрать в дорогу 7-10 нужных вещей. Допустим, он берет на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т. д. Потом игроки меняются ролями.

ПОМНИТЕ! Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему самостоятельное выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело. Еще одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребенка - это его самооценка.

Если она занижена (ребенок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глупым и так далее), он неохотно берется за дело - «Все равно не получится». Родители, поддержите своего малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его даже за малозаметные достижения, за старание и приложенные усилия, и главное - пусть ваш сын или дочь почувствуют, что вы их любите, безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если вы в него верите и принимаете.

Бывает, что самооценка у ребенка завышена. Он уверен в своем совершенстве, он лучше всех, умнее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев неудачу, этот ребенок перестает верить в свои силы. Всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка «на ошибках учатся» открывает нам способ научить ребенка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал интерес к учебе и чтобы неудовлетворительная отметка в дневнике не приводила к истерикам или страху перед школой.

Сформируйте у своего ребенка следующие установки:

- прежде чем дело выйдет хорошо, надо потренироваться;

- если не получилось в первый раз, попробуем снова;

- оценка - за дело, а сам ребенок хорош и умен и в случае неудачи.

Для формирования этих установок особенно подходят настольные игры: «шашки», «домино», «лото» и др. Поможет вашему ребенку и наблюдение за тем, как вы, взрослые, иногда проигрываете и как переживаете неудачи.

Вопрос о положительной самооценке, уверенности в своих силах очень тесно переплетается с вопросом активности, инициативы ребенка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отстаивать ее. Это, несомненно, важные личностные качества для школьника. Несмотря на то что в первом классе они еще не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте. Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т. д., и вы увидите, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у вас дома инициатива ребенка поддерживается, если вы даете малышу поэкспериментировать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель.

Эмоциональные переживания ребенка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских контактов, необходимостью отстаивать свое место в социальной иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребенок владеет коммуникативными навыками: - умеет знакомиться, играть по правилам; - может понять по мимике и позе другого его душевное состояние; - способен проявить сочувствие, помочь другому в
трудной ситуации.

Психологическая готовность к школе предполагает также развитые до определенного уровня внимание и память, способность к логическому и конструктивному мышлению. Хочется посоветовать родителям не «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в 1 классе станет для ребенка открытием огромного еще не постигнутого мира знаний, в который он бесстрашно входит, чтобы учиться.

Для успешного обучения будущему первокласснику необходимы такие знания и умения:

Что должны знать:

  • Сказки, детские стихи, фамилии детских писателей. 
  • Счет до 10 и обратно от любого числа, состав числа 10, геометрические фигуры.
  • Домашний адрес, Ф.И.О. родителей, место работы родителей, профессию родителей, различать растения, дерево, кустарник, травы, овощи, фрукты. Знать сезоны в природе, их отличительные особенности. 
  • Правая - левая рука, нога. Направления: вверх, вниз, вправо, влево.
  • Название цвета, величину предмета, форму предмета. 
  • Название рабочих инструментов.

Что должны уметь:

  • Слушать 5-7 мин., пересказывать прочитанное взрослыми, увиденного; выразительно рассказывать стихи.
  • Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонетического слуха,  которое включает:

- умение интонационно выделять звук в словах;

- умение выделять заданный звук в потоке речи;

- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);

- владение навыками звукового (фонетического) разбора слов (различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных).

  • Умение членить слова на слоги.
  • Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
  • Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  • Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно предавать содержание небольших литературных текстов.
  • Различать цифры, соотносить количество предметов числу.
  • Вырезать простые и геометрические фигуры.Рисовать линии карандашом, работать с мелкими деталями конструктора, вылепливать мелкие детали.
  • Перебирать крупу, работать с пластилином.
  • Назвать признаки различия домашних и диких животных, ориентироваться на местности, уметь описать погоду.
  • Раскрашивать фигуры, не выходя за линию контура.
  • Назвать свое имя, фамилию.

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассников

Материал используется для родителей. Можно сделать буклеты индивидуально каждому....

Памятка для родителей первоклассников

В памятке даются советы как  правильно  действовать в различных ситуациях с  ребёнком....

Памятка для родителей первоклассников

Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

Памятка для родителей первоклассника

Советы для родителей первоклассников....

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Памятка для родителей первоклассников "Эмоциональная поддержка первоклассника, 55 способов сказать "Я тебя люблю", как привить любовь к чтению, развитие внимания".

Памятка для родителей первоклассников "Эмоциональная поддержка первоклассника, 55 способов сказать "Я тебя люблю", как прививать любовь к чтению, развитие внимания"....