Родительское собрание "Помоги ребёнку стать внимательным"
материал (1 класс) на тему

Зверева Антонина Николаевна

Материал знакомит родителей с понятием "внимание" и его основными свойствами, содержит игры по развитию внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobrani1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание – практикум

«Как помочь ребенку стать внимательным».

Цели: 1. Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами.  2. Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Анкета для родителей «Выбор пути»

  1. Часто ли Ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)

- Да;

- Трудно сказать ( и да, и нет);

- Нет.

  1. Можно ли назвать Вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным

- Да;

- Трудно сказать (и да, и нет);

- Нет.

  1. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребенка развивалось внимание _________________________________________________

Ш. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета.

1У. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет  о внимании и других познавательных процессах.

У. Подготовка для игровых групп листов  с описанием игр.

Оформление, оборудование и инвентарь:

- выставка литературы о внимании, о психологии  познавательных  

процессов личности ребенка;

- оборудованные игровые места для трех родительских групп ( стол с прикрепленным к нему альбомным листом  синего, красного или зеленого цвет; бумага, ручки, карандаши);

- листы с описанием игр,

- реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие

предметы;

- в центре доски – название темы родительского собрания.

             ХОД  ПРОВЕДЕНИЯ:

1.  Звучит музыка.  Родители занимают места за синим, красным, или  зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

2.  Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание.

3.  Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это …» . (Время выполнения  - 3 мин.)

4.    Представитель  каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнения участников  собрания.

  5.    Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

  6.    Выступление классного  руководителя или школьного психолога.

 Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

        Давайте вместе вспомним стихотворение С. Маршака:

         

Жил человек рассеянный

                                             На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

                                            Стал рубашку надевать

                                            В рукава просунул руки –

                                            Оказалось, это брюки…

                                            Вместо шапки на ходу

                                            Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Очень часто наши дети похожи на такого рассеянного человека.  Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая  и  требующая  запоминания  информация   обильна   и разнообразна.

        Что же такое  внимание. Внимание – это способность  человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но  выделить  из  нее  полезную, значимую  в  данный момент,

 важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся  концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.

        Концентрация внимания -  умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И, наоборот. Человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

        Объем  внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем  внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все  необходимые  признаки вещей или явлений, и в таком случае  ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

        Устойчивость внимания – это возможность  длительного сосредоточения на одном и том же объекте , одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.

        Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном  выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому,  легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

        Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

        Внимание -  это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.

        К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности  младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

        УП. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 15-20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.

        Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых представлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», «От игры к самовоспитанию», «От игры к знаниям».

        Игровое упражнение «Кто внимательный».

        Прослушиваем сказку «Лисенок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

        «В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

        Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого- льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он , что ли) приходил, все ломал, да еще дразнился.

        - Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

        Игра «Сколько чего».

        Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «н». Можно называть не только целые предметы¸но и их детали. Далее можно назвать круглые и полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие и т.д.

        Игра «Повтори быстро».

        Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог- «перестрелка».

                - Ну, начали. Повторите – «стол».

                - Повторите «окно».

                - Скажите «улица». Быстро – «кошка».

                Игра «Постой в темноте».

 (можно играть всем членам семьи)

        На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого столбик выше – тот и победитель. На большом столе одновременно могут строить двое или трое.

                Игра «Кто быстрее соберет».

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.

Игра «Все скороговорки не переговорить».

Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся 3 раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – экзаменационных билетах . Участники тянут билет , читают скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.

На дворе трава – на траве дрова.

Архип осип, Осип охрип.

Везет Сенька Соньку  с Санькой на санках.

Наш Полкан попал в капкан.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов: колпак, курьер, карьер и т.п.

Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа , содержащие 3 или делящиеся на 3 , называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.

Игра «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг т перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро- воз, теле-фон и т.п. Отвечать нужно быстро. Бросать мяч можно любому игроку.

УШ. После завершения демонстрации игр родители знакомятся с литературой , которая представлена на выставке.

1Х. Заключительный этап.

В качестве  решения родительского собрания родителям предлагаются следующие рекомендации:

         - помогите вашим детям стать внимательными;

         - приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры для развития внимания;

         - научитесь играть в «шахматы» и «шашки», эти игры называют «Школой внимания»;

         - не забывайте о спортивных и подвижный играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.

                Х. Минута благодарности.   Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.

Список использованной литературы:

Л. Я. Береславский. Интеллектуальная мастерская. М. 2000 г.

В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М. 1991 г.

С. А. Шмаков. Игры-шутки, игры- минутки. М. 1997 г.

С. А. Шмаков, Н. Я. Безбородова . От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М. 1993 г.

Е. Н. Степанова. Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков . 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Родительское собрание(1класс )"Как помочь ребёнку стать внимательным"

Методическая разработка родительского собрания  для 1 класса "Как помочь ребёнку стать внимательным". Она знакомит родителей с особенностями внимания младших школьников , приёмами иметодами его р...

Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Презентация к родительскому собранию " Как помочь ребёнку стать внимательным"...

родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным" проведено с целью познакомить родителей с понятием вниеме и его свойствами, изучить в ходе собрания упражнения и игры по развит...

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспита...

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейно...