Родительское собрание "Разговаривать с учителем. Как?"
статья (3 класс) на тему
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А.С. Макаренко).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговаривать с учителем. Как?
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А.С. Макаренко).
Выбор темы не случаен, а продиктован необходимостью выработки таких взаимоотношений между всеми нами, которые бы помогали наиболее плодотворно решать совместно образовательные и воспитательные задачи. Возникает вопрос: есть кто-то или что-то, препятствующее данной установке? Да. С определённой частотой возникающие разногласия, конфликты, трения, недопонимание, обиды.
Что есть между нами общего по вопросу образования наших детей?
- Все мы являемся участниками образовательного процесса.
- Что ещё нас объединяет? Наши общие цели. Все мы хотим видеть своих детей образованными, воспитанными, культурными, обеспеченными по окончании школы таким багажом знаний и умений, который будет достаточным для получения дальнейшего образования и реализации любых, даже самых смелых профессиональных и карьерных намерений.
- Нас объединяет ещё и то, что мы оказались в одном и том же месте в одно и то же время. Это МКОУ Семилукская СОШ № 1 с УИОП.
- Все мы заинтересованы в том, чтобы понимать друг друга, так как от этого, в большой степени зависит успех нашего общего дела.
- Все мы просто люди, наделённые различными достоинствами и недостатками, успехами и неудачами. Все мы, к сожалению, можем болеть, быть несчастными и т.д.
- Все мы, к сожалению, склонны искать причины неудач во внешних обстоятельствах или в других людях.
- Все мы наделены правом иметь своё мнение и открыто высказывать его.
- Мы с вами наделены правом защищать и отстаивать права ребёнка на любом уровне.
Но каким образом в настоящее время «отстаивают права» современные родители?
Примерами того, как общаются с учителями родители, полнится Интернет. Диапазон широкий — от обмена язвительными любезностями без телесных повреждений до нанесения черепно-мозговых травм. А уж крики при всем классе "Да как вы посмели поставить двойку моей девочке!" вообще стали классикой жанра. Учителя обороняются, как могут. Да, учителя не ангелы, как и все. Они тоже люди. И за то, какой будет беседа «учитель – родитель», каждый взрослый отвечает в равной степени.
Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить – поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Уважаемые родители, учитесь исправлять эти промахи!
Родительское собрание.
Зачем вы идете на собрание? Если с намерением узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что собрание — для всех. Более того, на правильно построенном родительском собрании речь о конкретных детях и их подвигах идти и не должна.
Цель данного мероприятия — показать каждому родителю, какова обстановка в классе в целом, какие (в целом) проблемы у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно записывать то, что говорят учителя про особенности возраста, про настроения, царящие в вашем детском коллективе. К сожалению, мамы и папы не всегда понимают, что именно коллектив оказывает на ребенка колоссальное влияние. И если не понять, чем там дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.
И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос, успешен или неуспешен ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если да — кто-то другой.
Тет-а-тет в пустом классе.
Узнать все, что касается именно вашего чада, можно при личной встрече с учителем. Главная ошибка: мы приходим, когда нам удобно, не договорившись заранее. А ведь назначить встречу можно либо через ребенка, либо по телефону.
И — без обид! — учитель не может потратить на вас пару часов времени: нужно готовиться к урокам на завтра, проверять тетради...
Чтобы разговор был конструктивным...
Заранее определитесь — зачем вы идете к учителю (поговорить об успеваемости, о поведении, об отношениях с другими детьми и т. п.). И настройтесь на диалог, а не на выяснение отношений.
Прежде чем выяснять у учителя, за что двойка, попросите ребенка открыть тетрадь (конспект, учебник) и проверьте элементарное знание того, за что "2". Может, и в школу ходить не придется.
Прежде всего, задумайтесь сами: в чем причины неуспешности вашего ребенка? Учитель не может знать об ученике всего, что о нем знают в семье. Часто бывает, что дома проблемы, конфликты, а мы спрашиваем учителя, почему ребенок не хочет учиться.
Отсюда вывод: учителю обязательно нужно рассказать о проблемах ребенка, его семьи. И дело не только в ссорах между родителями. Не менее важна смена или потеря работы, изменение материального статуса. А также тяжелая болезнь мамы, смерть любимой бабушки, рождение младшего брата/сестры (особенно с большой разницей в возрасте). Общих требований к ребенку в это время предъявлять нельзя, но без вашей помощи учитель об этом не узнает.
Разумеется, учитель должен знать, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем (и какие именно). Даже мудрый и опытный педагог может не знать, что ребенка обижают за пределами класса, не все ведь происходит у учителя на глазах! Если в семье отношения доверительные, о том, что его обижают, ребенок в первую очередь расскажет родителям, а ябедничать учителю не станет.
То есть если вы хотите индивидуального подхода к ребенку, ваше дело — этот подход обеспечить. Лишние подробности не нужны: вы идете не высказаться, а совместно с учителем найти решение проблемы.
Ребенок жалуется...
Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок, а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя — придираются, не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово.
(То же происходит с ребёнком и в классе. Когда учитель интересуется, почему не готов или почему не выучил то или иное правило, ребёнок отвечает: «У мамы не было времени», «Мама спала», «Мама не сделала» и т. д.)
Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять отношения! Хотя разобраться в проблеме, конечно, следует.
Что делать? Понимать, какие последствия будет иметь такой разговор. «Избитый» и поруганный учитель вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший — заболеет от огорчения, плохой — отомстит. Любая агрессия порождает агрессию, а учителя — тоже люди.
Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ, отправляясь к нему, помните о важных моментах.
Ни в коем случае не брать с собой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как учитель его обидел. Часто мы имеем дело с уставшими, задерганными, с массой профзаболеваний людьми. Вы не знаете, в каком состоянии пришел на работу учитель, что у него в семье, почему он сорвался... Выяснять, что случилось, как довели учителя до того, что он сказал не то слово, лучше без детских ушей. И даже если учитель абсолютно профнепригоден и неправильно себя ведет, он все равно — старший. И унижать его в присутствии ученика непедагогично. Если вы все же взяли ребенка с собой, спросите учителя, нужен ли он во время беседы. Если нет — пусть подождет за дверью.
Диалог надо начинать не с обвинения ("Вы виноваты!"), а с себя ("Я огорчена, я переживаю"). Тогда больше шансов увидеть раскаяние, получить извинения, наладить обратную связь (а не усугубить конфликт). Законченных негодяев в школе все-таки нет, они там не задерживаются, а право на ошибку имеет каждый.
Не переносите на учителя свои собственные детские обиды. Если вас в детстве не любила математичка, у вашего сына вдруг проблемы с математикой — это не одно и то же, и у учителей математики это не видовое. Часто, стремясь защитить ребенка, мы защищаем и оправдываем себя, отыгрываем ситуацию из собственного детства, и разговор становится неконструктивным.
Контраргументы "У меня тоже были двойки по русскому (математике), я тоже срывал уроки и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой я хороший и сколького добился" неразумны. Тут впору вспомнить, какой на ваши детские "подвиги" была реакция родителей. И что эти проблемы остались в прошлом лишь благодаря заслугам ваших собственных папы и мамы.
Учитель вызвал вас для разговора.
Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.
Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита – это нападение. С порога сразу «ошарашу» учителя фразами: «Своего ребёнка я перевожу в другой класс! У вас в классе есть любимчики! И вообще: все в этом классе занимаются с репетиторами!» Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!
Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.
Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком – одно целое!
Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок – это два разных человека. А еще - вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.
Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы - одна команда! Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу – возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает – например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций – неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.
Важно: профессия учителя не относится к сфере обслуживания. Поэтому при любых обстоятельствах разговаривать с педагогом как с проштрафившимся подчиненным по меньшей мере невежливо. Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас приятно удивит.
Если разговор не удался…
Возможно, вы последовали всем рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.
Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.
Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги, синекуру (давайте вы будто бы будете репетитором моего ребенка, а мы вам заплатим). Учитель – не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.
Памятка для родителей:
- Педагог — профессионал. Такой же, как программист, бухгалтер, журналист, кто-то ещё. И нельзя считать себя компетентнее него. Постарайтесь относиться к нему с уважением и пониманием. Да, у него, как у любого человека, могут быть проколы и ошибки, но: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!»
- Будьте примером для ребёнка в отношении к другим людям, в образе жизни, в правильности речи.
- Учебные успехи не должны стать предметом заносчивости, как и материальное благополучие семьи.
- Учебная неуспешность – не есть вина школы, учителя. Корни её во многих причинах, возможно не зависящих ни от родителя, ни от учителя. Только поддержка и помощь, тепло и любовь помогут свести проблему к минимуму.
- Не критикуйте школу и учителя при ребёнке. Пусть школа и учителя в глазах ребёнка будут авторитетны и безупречны. Со временем он сам научится во всём разбираться. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
- Прежде, чем предпринять радикальные меры (высказать претензии учителю, воспитателю, завучу, директору), посмотрите на ситуацию с разных точек зрения, поделитесь мыслями с членами семьи, подумайте, как отнёсся бы к вашему шагу ребёнок, зная о ваших намерениях.
- Уважайте ЛИЧНОСТЬ в себе, в своём ребёнке, в учителе.
- Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи»
- Обязательно помните:
«Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому,
родители пример тому!
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб,
пусть помнит,
Что с лихвой получит он всё то,
чему их учит.
Теперь вести себя прилично
не в моде стало, И обычно,
и женский пол себя позоря,
стал самословить в разговоре.
Мужья - пример для жён своих,
и дети учатся у них.
Когда родители умны
и добродетельно скромны,
то благонравны и сыны!
Коль видят нас и слышат дети:
мы за слова свои в ответе!
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом».
(Себастьян Брант)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
Родительское собрание "Родители - первые учителя своих детей "
Дети должны жить в мире красоты, игры ,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, как ребёнок будет ч...
Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».
Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...
Родительское собрание - взаимодействие учителя с родителями!
В помощь молодым учителям материал как можно провести в разных формах родительские собрания, темы родительских собраний для 1-4 классов....
Родительское собрание " Ваш ребёнок в 3 классе" Учитель Сизых Елена Викторовна, учитель начальных классов, МОУСОШ №6 город Петровск-Забайкальский
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.Но вместе ...
"Метод фасилитации «Саммит позитивных перемен» как форма проведения интерактивных родительских собраний" Для учителей начальной школы и студентов.
Материал содержит описание интерактивного родительского собрания в пером классе....
Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"
С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие...
- Мне нравится (1)