Упражнения для развития памяти и внимания
материал на тему
Предварительный просмотр:
- Добрый день! Я рада Вас видеть на очередном нашем собрании. Зовут меня Оксана Васильевна. Я хочу с Вами поговорить, о «Значение памяти, внимания, речи в интеллектуальном развитии школьника»
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей. (Вольтер)
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:
-Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Индивидуальные различия памяти у людей.
Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объёму запоминания.
Выделяют следующие индивидуальные типы памяти:
-зрительную;
-слуховую;
-двигательную;
-эмоциональную и разнообразные их сочетания.
Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал, или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
«Чистые» виды памяти крайне редки. Чаще всего на практике мы видим различные сочетания зрительной, слуховой и двигательной памяти.
Однако у большинства людей всё же доминирующей выступает зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт рука об руку с развитием речи.
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
1.Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
3.Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Тема «Значение внимания в интеллектуальном развитии школьника»
Рядом с памятью всегда находится внимание, поэтому дальше поговорим об этом.
Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе.
Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание.
В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.
Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен?
Внимание- это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.
Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после произвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.
Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание. Например:
“Что изменилось?”
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.
“Чего не стало?”
Цель та же:
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.
“Найди дорожку”
Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.
Инструкция: «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».
“Хлоп-топ”
Цель: развитие внимания и фонематического слуха.
Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У – стукни кулаком об кулак и т.д. задания можно придумывать самостоятельно. После усвоения игры можно поменять задание : взрослый показывает движение, а ребенок называет звук.
“Найди тень”
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Описание: Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
“Строители”
Цель: развитие концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.
Описание: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».
“Быстрее нарисуй”
Цель: развитие умения переключать внимание.
Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Описание: Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».
“Найди отличия”
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание: Ребенку предлагаются:
а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
"Лабиринты"
Лабиринты тоже часто встречаются в журналах.
Предложите ребёнку взять карандаш и пройти весь лабиринт.
"Графические диктанты"
Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать "заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и различные предметы.
Это упражнение также поможет развить графические навыки и пространственные представления.
Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти).
Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.
подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных.
1 игрок – называет банан
2 игрок – банан, апельсин
3 игрок – банан, апельсин, лимон и так дальше
Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. Допустивший ошибку выбывает из игры.
Где, чей домик?
Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где, чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Можно поиграть и так.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.
Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.
Игра "Пуговица".
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.
«Кто наблюдательнее?»
Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.
Отыскивание чисел по таблице.
Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.
«Поиграй в сыщика»
Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.
«Найди свое счастье».
Найти два цветка с пятью лепестками.
Подведение итогов
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
Речь младших школьников и пути ее развития
1. Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки. Они способствуют выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.
Прочитали сказку. Задайте ребёнку вопросы. Например: кто герои сказки. Кто добрый, кто злой? Понравилась сказка или нет и почему?
Составить несколько предложений по картинке.
Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.
Очень часто маленькие дети в возрасте до десяти лет испытывают сложности в постижении родного языка. Здесь речь идет о том, что ребенок может просто не понимать, как выговариваются те или иные звуки, как произносятся отдельные буквы. Речь младших школьников и уровень ее развития напрямую зависит от того, как родители работали с ребенком, чему они его научили. Зачастую способные и активные детки оказываются в таких условиях, что возникновение речевых проблем просто неизбежно. Если ребенок не выговаривает буквы, нужно уже сейчас решать эту проблему. Потом это проблемы с чтением и письмом.
Дети с нарушениями речи просто не могут в дальнейшем воспринимать иностранные слова и правильно их произносить. Именно по этой причине стоит еще раз обратить внимание на то, как говорит ребенок и почему.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки.
А это большая ошибка. «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.
Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Развитие моторики:
«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми.
Развитие устной речи ребенка является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи, чтения.
У детей должна быть связная речь. Что же означает понятие «связная устная речь»?
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения.
Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора ребенка, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим его в активный словарь. Мы упражняем малыша в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме.
В лексических играх дети учатся классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по подготовке ребенка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребенком, игра с ним и его обучение.
Вот наиболее интересные словесные игры для детей.
*«Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы).
*«Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый).
*«Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?» (Пушистая, веселая, быстрая, умная).
*«Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек).
*«Кто где живет?», «Чьи детки?», «Узнай предмет по описанию» (Рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
*«Назови 4-5 предметов на определенную тему». (Мебель, посуда).
Игры и упражнения, развивающие устную речь ребенка
Считалки, скороговорки, загадки, сказки
*«Испорченный телефон» Несколько участников игры передают по цепочке друг другу (шепотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребенок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.
*«Назвать любые слова на определённую букву» Например: любые слова на букву ''Б'': банан-балкон-буря-бочка-бык.
*«Назвать больше слов по теме» В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребенку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д. В этой игре выигрывает тот, кто назовет больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.
*«Составить цепочку слов» так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок – корова – аромат – торт - тень.
*«Назвать все известные предметы одного и того же цвета» Например: желтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т.д.
*«Съедобное-несъедобное» Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет.
Рекомендации родителям по развитию устной речи ребенка
*Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.
*Помогать ребенку описывать предметы, события и явления более подробно. Границы познаний ребенка при этом расширяются и его речь обогащается.
*При разучивании стихов и песенок ребенок не должен создавать видимость «как бы поёт», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слова. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.
*Учить ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша.
Дорогие родители! Дети – это наше солнце. И мы хотим, чтобы они всегда улыбались, были счастливы и довольны. А чтобы они чувствовали успех мы им должны помогать. Сейчас в Ваших силах помочь ребёнку развить те качества, которые помогут ему в учёбе! Всё в наших руках! Спасибо за внимание! Я Вам желаю удачи!
У Вас есть ко мне вопросы? Если есть индивидуальные вопросы подходите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие памяти и внимания у детей "
По развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста. Показать детям значение хорошей памяти для человека....
Развитие памяти и внимания младшего школьника
Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...
Программа по развитию памяти, мышления, внимания "Развивающие игры"
Программа расчитана на детей 5-6 лет....
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников
Презентация Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников...
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников в виде презентации...
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников...