КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к школьному обучению»
консультация (1 класс) на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к школьному обучению»
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Готовность ребёнка к школьному обучению»
Поступление в школу является для ребенка важным испытанием его способности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную жизнь ребёнку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в физиологическом, личностном и социальном отношении.
Школьная зрелость – это сложное интегративное понятие, в котором могут быть выделены следующие составляющие:
1. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, улавливать основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является также развитая речь ребенка. Можно сказать, что психофизиологическая и интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга, показывает сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка. Недостаточно сформированные в дошкольном детстве составляющие психических функций (произвольного внимания, памяти и др.) делают ребенка уязвимыми в условиях школьного обучения, затрудняют процесс дальнейшего развития. Это, в свою очередь, приводит к нарушению его социального функционирования. Развитая мелкая моторика рук, достаточный уровень внимания и памяти, эмоциональное равновесие, способность к саморегуляции и проявлению волевых усилий, необходимое речевое развитие – эти проявления школьной зрелости зависят от общего соответствия развития ЦНС ребенка возрастным нормативам.
2. Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д.Б.Эльконин). Многочисленные исследования указывают на ведущее значение школьной мотивации в успешной адаптации к школе. Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать «роли ученика».
3. Социальная зрелость - это потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием успешной социально-психологической адаптации первоклассника. Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений.
4. Эмоциональное состояние школьника. Все первоклассники находятся в новой ситуации, и для них повышение тревожности является нормальным. Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека. Однако, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревожности, создается готовность к реагированию по тревожному типу. Постоянные переживания тревоги могут фиксироваться и становиться личностной чертой - тревожностью. Современные исследования детской тревожности среди причин ее формирования указывают как природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и факторы социализации. Тревожность существенно влияет на степень адаптированности детей. Высокий уровень тревожности обуславливает большую чувствительность первоклассников к стрессовым воздействиям и более длительное протекание отрицательных переживаний, что в свою очередь, отражается в более продолжительных и длительных вегетативных сдвигах. Наслаивающиеся друг на друга аффекты приводят к формированию тревожного ожидания, снижают адаптивные возможности этих детей, ухудшают состояние здоровья. В то же время, высокая тревожность, большое количество отрицательных эмоциональных проявлений могут свидетельствовать о значительных адаптационных трудностях, испытываемых ребенком. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения» адаптации, то есть те ситуации, которые наиболее трудны по какой-то причине ребенку. Таким образом, значительное повышение представленности негативных эмоций может быть отражением цены, которую платит ребенок за адаптацию к школьной жизни, интегральным индикатором трудности адаптационного процесса для данного ребенка.
В момент поступления в школу ребенок как бы переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него это связано с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Поэтому поступление в школу является стрессовой ситуацией для любого ребенка, независимо от уровня подготовленности и зрелости. Однако, в ответ на стресс активизируется сложная многоуровневая система адаптации как на организменно-физиологическом уровне, так и на социально-психологическом, личностном уровнях. И этот процесс протекает в соответствии с общими закономерностями адаптации: если требования стрессовой ситуации не превышают индивидуальных возможностей приспособительного поведения индивида, то в результате адаптационное равновесие достигается вновь, причем даже на более высоком уровне, возможности дальнейшего реагирования на стресс повышаются. Однако, если стресс выходит за рамки возможностей системы, может развиваться состояние динамического рассогласования, развивается стрессовый синдром – сложная реакция, затрагивающая все уровни функционирования индивида, приводящая в конечном итоге к серьезным нарушениям здоровья. При этом проблемы, возникающие на этапе вхождения в школьную жизнь, имеют тенденцию к хроническому течению, сказываясь в некоторых случаях на протяжении всего периода школьного, а иногда и послешкольного обучения.
Социально-психологическая адаптация находится на стыке взаимодействия внешних, социальных условий и внутреннего мира, установок, отношений личности. Соответственно, процесс социально-психологической адаптации зависит как от характеристик среды, так и от индивидуально - личностных особенностей индивида. Успешность вхождения в школьное обучение зависят от уровня зрелости ребенка, а также соответствия школьной программы его индивидуальным возможностям. Поэтому необходимы исследования, позволяющие оценить взаимодействия индивидуально-личностных особенностей конкретного ребенка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность ребёнка к школьному обучению.
Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...
Готовность ребёнка к школьному обучению.
Словарный запас. Ориентировка в пространстве, на листе Основные цвета, оттенки Мыслительные операции: Психические процессы Мелкая моторика. Речевое обследование. Связная речь Грамматический с...
Готовность ребёнка к школьному обучению.
Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период. Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективо...
Готовность ребёнка к школьному обучению и адаптация в 1 классе.
Материал предназначен для родительского собрания....
Готовность ребёнка к школьному обучению.Знания и умения будущего первоклассника
Данная статья предназначена родителям будущих первоклассников....
Родительское собрание 1 класс "Готовность ребёнка к школьному обучению"
Рассказать родителям первоклассников о компонентах готовности детей к школьному обучению....
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте...