Как ставят оценки учителя или Критерии оценивания.
консультация (2 класс) на тему
Во 2 классе появляются первые отметки в дневниках и журнале. Правильно ли оценили работу моего ребенка? Сколько ошибок можно допустить в контрольной работе, чтобы получить хорошую отметку. Может быть учитель не прав? — эти и многие подобные вопросы всегда вызывают у родителей много мнений и комментариев. Давайте разберемся в этом вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерии оценивания в 1 - 4 классах | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Критерии оценивания учащихся 1-4 классов»
СОДЕРЖАНИЕ
Критерии оценок по математике
Критерии оценок по русскому языку
Критерии оценивания работ творческого характера
Критерии оценивания по литературному чтению
Критерии оценивания устных ответов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
по разным предметам
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Оценивание выполненных учащимися работ проводится в соответствии с существующими нормами оценки знаний, умений и навыков.
При оценивании отметкой знаний, умений и навыков, учащихся по математике важнейшим показателем меняется правильность выполнения задания. Отметка не снижается за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки, нарушение общепринятых форм записи и т. п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень.
Оценивание устных ответов по математике
«5» ставится ученику, если он:
а) дает правильные ответы на все поставленные вопросы, обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет самостоятельно использовать изученные математические понятия;
б) производит вычисления, правильно обнаруживая при этом знание изученных свойств действий;
в) умеет самостоятельно решить задачу и объяснить ход решения;
г) правильно выполняет работы по измерению и черчению;
д) узнает, правильно называет знакомые геометрические фигуры и их элементы;
е) умеет самостоятельно выполнять простейшие упражнения, связанные с использованием буквенной символики.
«4» ставится ученику в том случае, если ответ его в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности в формулировках или при обосновании выполняемых действий;
б) допускает в отдельных случаях негрубые ошибки;
в) при решении задач дает недостаточно точные объяснения хода решения, пояснения результатов выполняемых действий;
г) допускает единичные недочеты при выполнении измерений и черчения.
«3» ставится ученику, если он:
а) при решении большинства (из нескольких предложенных) примеров получает правильный ответ, даже если ученик не умеет объяснить используемый прием вычисления или допускает в вычислениях ошибки, но исправляет их с помощью учителя;
б) при решении задачи или объяснении хода решения задачи допускает ошибки, но с помощью учителя справляется с решением.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя.
Критерии оценок письменных работ:
Математический диктант, включающий в себя 8-10 примеров для проверки вычислительных навыков:
«5» - все выполнено верно, не более одного недочета;
«4» - не выполнена 1/5 часть задания;
«3» - не выполнена 1/4 часть задания;
«2» - не выполнена 1/2 часть задания.
Комбинированная работа, включающая в себя задачи, уравнения, неравенства, вычисление знамений выражений:
«5» ставится при безошибочном решении задач и примеров;
«4» ставится, если в задачах или в примерах или при выполнении других заданий допущены 1-2 грубые или 4 негрубые ошибки;
«3» ставится, если в задачах, или в примерах, а также при выполнении других заданий допущено не более 5 грубых или 8 негрубых ошибок;
«2» ставится, если в одной или в обеих частях работы допущено более 5 грубых или более 8 негрубых ошибок.
При оценке работ, состоящих только из задач (если обе задачи равнозначны):
«5» ставится, если правильно решены обе задачи;
«4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущена 1 ошибка в вычислениях;
«3» ставится, если:
а) при правильном ходе решения обеих задач допущены 2 -3 грубые ошибки;
б) если одна задача решена правильно, а в другой ошибка в ходе решения;
«2» ставится, если в обеих задачах неверный ход решения. Если первая задача является, с точки зрения учителя, основной, а вторая дополнительной, то оценка «3» может быть поставлена, если вторая задача не решена или решена ошибочно. Если не решена основная задача, то ставится оценка «2».
При оценке работ, состоящих из трех задач (4 класс):
«5» ставится за правильное решение трех задач;
«4» ставится за правильное решение двух задач;
«3» ставится, если одна задача решена правильно полностью, а в других задачах допущена ошибка в вычислениях, либо решение незакончено, пропущено действие и др.
Если же две задачи решены неправильно (и среди них более сложная), то в таком случае ставится «2».
При оценке письменных работ по математике грубой ошибкой
следует считать:
неверное выполнение вычислений;
неправильное решение задач (пропуск действий, невыполнение вычислений, неправильный ход решения задач, неправильное пояснение или постановка вопроса к действию);
неправильное решение уравнения и неравенства;
неправильное определение порядка действий в числовом выражении со скобками или без скобок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Критерии оценки диктантов
«5» ставится за диктант, написанный без ошибок и исправлений с соблюдением требований к каллиграфическому письму. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы).
«4» ставится в следующих случаях:
а) при двух орфографических ошибках и одной пунктуационной;
б) при одной орфографической и двух пунктуационных ошибках. Работавыполнена аккуратно, допускается небольшое отклонение от норм каллиграфии, одно исправление любого характера.
«3» ставится за диктант при следующем соотношении орфографических и пунктуационных ошибок:
а) три орфографические и две-три пунктуационные;
б) четыре орфографические и две пунктуационные;
в) пять орфографических и одна пунктуационная. Работа выполнена небрежно. Не соблюдены нормы каллиграфии, допущено по одному исправлению любого характера.
«2» ставится за диктант, в котором допущено шесть-семь орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются значительные отклонения от норм каллиграфии.
За ошибку в диктанте считается отклонение от правил орфографии при написании слов, а также замена, пропуск букв в словах; замена слов; отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой; неправильное написание словарных слов (в пределах программы данного класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
а) ошибки, связанные с тем, что та или иная орфограмма не входит в программу для изучения в данном классе или в данной четверти;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) два исправления орфографического характера;
б) две однотипные пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове;
г) две негрубые ошибки, например, нарушение границ корня при переносе, если при этом не нарушен слоговый раздел.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове;
б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой - опущена:
в) дважды написано одно и то же слово в предложении.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Во втором и третьем классах, за обучающие изложения и сочинения в журнал выставляется одна отметка - за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год.
Отметки за контрольные изложения и сочинения выставляются через дробную черту - за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие изложения и сочинения в журнал выставляются обе оценки: в одну клетку (5 5).
Нормы оценки работ творческого характера
За содержание:
«5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.
«4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста.
«3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы
(в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности, Допустимо не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста.
«2» ставится при выполнении контрольных изложений и сочинений за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторе кого текста, большое количество неточностей фактического характера. нарушение последовательности наложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
«5» - отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно- два исправления;
«4» - не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно-Два исправления;
«3» - три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно-два исправления;
«2» - шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.
На начальной ступени школы творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится (обязательно выполняется работа над ошибками).
При проверке тестовых заданий подсчитывается количество набранных баллов. Перевод их на четырехбалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
100—95 % полученных баллов от максимального количества — «5»;
94-75 % - «4»;
74-50 % - «3»;
49% и ниже - «2».
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Контрольная проверка навыка чтения проводится в конце каждой четверти, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- осмысленность, беглость (темп), правильность, выразительность.
"5" - ставится, если выполнены все 4 требования;
"4" ставится, если не выполнено одно из перечисленных требований;
"3" ставится, если не выполнено два из перечисленных требований;
"2" ставится, если не выполнены: три требования.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка «4», и если не уложился в норму по беглости на большое количество, то - «3».
Нормы оценки уровня литературного развития учащихся
Оценка "5": верное определение темы, идейного содержания произведения;
способность к целостному представлению о произведении (во втором классе и в первом полугодии третьего класса на эмоциональном уровне), к пониманию его основного конфликта;
адекватный эмоциональный отклик на общий настрой текста, способность верной оценки оттенков чувств, их динамики;
способность к проведению аналогий между описанной в тексте ситуацией и реальной жизненной ситуацией;
достаточный словарный запас, позволяющий вербально делиться своими эмоциями, мыслями, рассуждать по поводу прочитанного; оперирование в речи изобразительно-выразительными средствами языка;
осознание логики событий в тексте, способность устанавливать причинно-следственные связи;
способность верной оценки мотивов поведения литературных персонажей с обоснованием собственной точки зрения, стремление к осмыслению характеров персонажей;
стремление к осознанию авторской позиции;
внимательное отношение к тексту произведения, потребность в обращении к тексту, его художественным деталям, эпизодам с целью более глубокого осмысления;
составление вопросов проблемного характера, направленных на осмысление литературного произведения, мотивов поведения персонажей;
наличие мотивации в работе над текстом; способность к размышлению над прочитанным;
определённый уровень обобщения прочитанного на уровне эмоциональной оценки;
достаточно высокий уровень воссоздающего воображения;
способность практического применения литературоведческих знаний при анализе произведения;
высокая степень готовности к литературному творчеству, способность к проявлению личностной позиции, использованию в процессе творческой работы изобразительно-выразительных средств языка;
достаточно высокий уровень читательского кругозора.
Оценка "4" : верное определение темы произведения, по возможности правильное определение идейного содержания;
стремление к осмыслению текста в целом;
способность к адекватной эмоциональной реакции на общий настрой текста при отсутствии чёткого различения оттенков и динамики чувств;
способность к соотнесению описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией;
определенный объём словарного запаса для передачи своих мыслей, эмоций, однако недостаточный для передачи полноценной картины ощущений;
осознание логики событий в целом, допущение неточностей в установлении причинно-следственных связей;
способность правильной оценки мотивов поведения персонажей;
невнимание к роли автора в произведении, нечеткое представление авторской позиции (при правильной организации работы возможно осмысление перечисленных критериев);
возникновение потребности в использовании материала текста при его анализе;
составление вопросов оценочного характера;
стремление к размышлениям по поводу развития действия, к обоснованию своих ответов;
недостаточно высокий уровень обобщения прочитанного;
недостаточный уровень развития воссоздающего воображения, замена его конкретным перечислением эпизодов, событий, поступков, деталей;
определённый уровень знаний по теории литературы, умение применять их при анализе произведения;
активное стремление к творческой деятельности с высокой степенью эмоциональной отдачи;
определённый уровень читательского кругозора.
Оценка "3" : возможно верное определение темы произведения, однако осознание его идейного содержания даётся с трудом;
низкий уровень целостного представления о произведении при достаточно хорошем запоминании событий, воспроизведении описанных в тексте ситуаций с высокой степенью соответствия;
определённая степень эмоциональной реакции на общий настрой текста при неспособности различения оттенков и динамики чувств;
не всегда удачные попытки соотнесения описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией;
небольшой объём словарного запаса;
неспособность установления причинно-следственных связей при ярко выраженном стремлении к осознанию логики событий в тексте;
стремление к оценке мотивов поведения персонажей произведения при низком уровне способности к выражению своего мнения о них;
неверная оценка авторской позиции, непонимание роли автора в произведении;
отсутствие потребности в обращении к материалу текста при его анализе;
частичная мотивация в работе над текстом, попытки обосновать свои ответы;
способность составления вопросов ретроспективного характера, не затрагивающих проблематики текста;
низкий уровень обобщения прочитанного, замена его пересказом сюжета;
недостаточно развитое воображение;
недостаточное осмысление литературоведческих, терминов, изучаемых согласно программе;
при попытках применения теоретических знаний во время анализа произведения часто допускаются ошибки;
проявление интереса к творческой деятельности, частичные успехи в создании собственных текстов различного характера;
недостаточный уровень читательского кругозора.
Оценка "2" : неспособность определить тему и идею произведения;
отсутствие целостного представления о произведении, сосредоточение внимания на отдельных событиях;
отсутствие связи эмоционального восприятия произведения с конкретными ситуациями, описанными в тексте;
неумение провести параллель между ситуацией текста и реальной жизненной ситуацией;
ограниченный словарный запас, недостаточный для выражения собственных ощущений;
неспособность устанавливать причинно-следственные связи;
непонимание причин поступков литературных героев, неспособность выразить своё мнение о персонаже;
непонимание или неверная оценка авторской позиции;
нежелание и неумение обращаться к тексту произведения при его анализе;
отсутствие мотивации в работе над произведением, нежелание выполнять задания учителя;
составление ограниченного количества вопросов буквального характера, воспроизводящих начало текста, реже - эпизод из произведения;
неспособность к обобщению прочитанного;
незнание литературоведческих терминов, изучаемых
согласно программе;
отсутствие интереса к творческой деятельности;
низкий уровень или отсутствие читательского кругозора.
Чтение наизусть
«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает;
«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает без выражения;
«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3.Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5.Безошибочное чтение.
«5» - выполнены правильно все требования;
«4» - не соблюдены 1-2 требования;
«3» -допущены ошибки по трем требованиям;
«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Требования к чтению по ролям:
1.Своевременно начинать читать свои слова.
2.Подбирать правильную интонацию.
3.Читать безошибочно.
4.Читать выразительно.
«5» - Выполнены все требования
«4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию
«3» - допущены ошибки по двум требованиям
«2» -допущены ошибки по трем требованиям
Требования к пересказу
«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков;
«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их;
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки;
«2» - не может передать
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК УСТНОГО ОТВЕТА
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок иди 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ('удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок пли более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса. отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
по разным предметам:
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы:
отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
критерии оценивания учебного проекта
критерии...
Критерии оценивания в начальной школе
Подробное описание критериев оценивания в начальной школе по основным предметам....
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания ФГОС НОО...
Нормы оценок. Критерии оценивания.
Нормы оценок. Критерии оценивания в 1-4 кл....
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Критерии и показатели оценивания результатов учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
В данной работе рассматриваются вопросы 10-бальной сисиемы оценивания результатов учебной деятельности, ее критериев и уровней учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью...
Критерии оценивания в начальной школе. Нормы оценок в начальной школе.
Критерии оценивания в начальной школе.Нормы оценок в начальной школе....
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета в начальной школе. Критерии оценивания.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе....