Родительское собрание: "Формирование толерантного сознания у подростка, предупреждение фактов националистического и религиозного экстремизма."
методическая разработка на тему
Задачи.
1. Расширить представление о понятии «толерантность».
2. Исследовать уровень сформированности толерантных черт обучающихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.doc | 62.5 КБ |
tolerantnost.pptx | 942.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат VIII вида»
Формирование толерантного сознания у подростка, предупреждение фактов националистического и религиозного экстремизма.
Выполнила
Белова Л.А.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014год
Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить – "Они не такие",
Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение,
Взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения,
Это и многое есть толерантность.
Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентно образной средой проживания
(вернее было бы сказать – выживания), разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью.
В современном мире и современном образовании одной из самых актуальных проблем является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека.
Толерантность (терпимость) – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В 1996 году члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции приняли Декларацию принципов толерантности в которой четко определили этот термин и провозгласили 16 ноября Международным днем толерантности.
С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Декларацию подписали представители более чем 185 стран.
В Америке существует музей толерантности. В его залах, существует много экспонатов, посвященных терпимому отношению к людям. Например, рисунки, плакаты и постеры.
В музее есть даже зал, посвященный отдельной личности. Ею является Жозефин Бейкер. Это знаменитая черная артистка 20-х годов прошлого века. Она родилась в 1906 году в Америке. Ее отец был евреем, а мать – чернокожей американкой. Она усыновила 12 детей разных национальностей и разного вероисповедания. Поэтому близкие называли их «семьей – радугой». Жозефин Бейкер была ярым борцом с расизмом.
В музее толерантности существует еще один памятник. Это Бронзовая скульптура «Дети Киндер транспорта», созданная как дань памяти
о 10 000 еврейских детях, спасенных англичанами вовремя перед второй мировой войной.
ЮНЕСКО учреждён и особый приз, который вручается за толерантность и ненасилие. Это статуэтка, созданная японской «француженкой» Тошими Ишии, или просто Тоши. Статуэтка представляет собой фигурку женщины, начинающейся в вихревом движении ног - платья и уходящую ввысь сплетёнными в жгут бесконечными руками.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей.
Для того чтобы понять насколько актуальна эта тема в нашей школе, мы предложили ответить ребятам на несколько вопросов.
Проведя анкету, мы получили такой результат:
1.На твоем пути стоит человек, который мешает тебе пройти. Как ты поступишь:
А) обойду;
Б) отодвину;
В) все будет зависеть от настроения.
2. Ты находишься в компании, где один из ребят чувствует себя одиноко. Как ты поступишь:
А) не замечу;
Б) заговорю с ним;
В) зависит от обстоятельств.
3. Ты опаздываешь в школу и видишь человека, которому стало плохо. Как ты поступишь:
А) продолжу свой путь;
Б) подойду, если рядом окажутся еще люди;
В) постараюсь помочь.
4. Вашим бывшим соседям принесли письмо, звонят в вашу квартиру и просят его им передать. Как ты поступишь:
А) возьму письмо и обязательно передам;
Б) не возьму;
В) объясню, что они здесь больше не живут.
5. Ты покупаешь в магазине продукты. Подходит старушка и просит добавить ей денег на хлеб. Как ты поступишь:
А) откажу в ее просьбе;
Б) дам денег;
В) не обращу на нее внимания.
6. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты поступишь:
А) отвечу также;
Б) сделаю вид, что не замечаю;
В) отвечу спокойно.
Ответы на вопросы анкеты нам показали уровень сформированности толерантных качеств учащихся в классе.
Анализируя результаты, мы увидели, что если бы в классе были дети из других республик, то 60% учащихся не стали бы с ними общаться, 50% учащихся прошли бы мимо, видя как сильный обижает слабого, а также мы отметили, что имеются отдельные случаи проявления нетерпимости по отношению к окружающим.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие и большие, худые и полные, инвалиды, девочки и мальчики. Почему иногда мы некоторых отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.
Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.
Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.
Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей. Почему в мире по–прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы... Однако после войны побежденный чувствует себя униженным и стремится отомстить. Если бы вместо войны можно было обсуждать проблемы, вести переговоры, то не было бы ни победителей, ни побежденных. Выиграл бы каждый! Проявлять толерантность – это противодействовать мирными средствами угрозе насилия. Это означает оставаться сильным для того, чтобы защищать слабых.
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях! Это означает проявлять солидарность, чтобы вместе бороться с насилием, бедностью и нетерпимостью!
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, чтобы строить мирное будущее.
Толерантность проявляется, прежде всего, дома.
В семье нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других! Возможно, потому, что они нам напоминают наши недостатки? Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются или мы становимся завистливыми... А может быть, мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь быть более сильными, мы становимся интолерантными, и, вместо того чтобы стать лучше, мы оказываемся в одиночестве!
Как нам стать толерантными? Прежде всего нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребенок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.
Вместе с тем проявлять толерантность не означает соглашаться со всем, чем угодно! Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами, лучше объясниться друг с другом, а не драться, объединяться с другими с тем, чтобы стать сильнее, и использовать свою силу для защиты более слабых.
Проявлять толерантность дома – значит, проявлять толерантность и в остальном.
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться к друг другу терпимо.
Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.
Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.
Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).
Экстремизм и основанное на нем насилие представляют собой большую опасность для общества и стабильности государства в целом. Проявление экстремизма весьма разнообразно: от дискриминации меньшинств до нетерпимости и зачастую проявления открытой агрессии в отношении людей других рас, культур, вероисповеданий.
Экстремизм в самом общем виде характеризуется как приверженность к идеям и политике, крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм проявляется во многих сферах жизни общества. В связи с этим и происходит деление экстремизма на виды в зависимости от области его проявления: экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и др.
В последние десятилетия все большее распространение приобретает религиозный экстремизм, проявляющийся в нетерпимости к представителям других конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессий. Представители религиозного экстремизма крайне нетерпимы к неверующим, презирают светское общество, хотя именно религия заключает в себе большой потенциал терпимости и могла бы способствовать развитию толерантности, установок на доброжелательность, ненасилие, терпимость.
Нетерпимость и экстремизм препятствуют обеспечению безопасности в России всех членов ее общества. Это обуславливает необходимость совместных усилий государства, общества по противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в обществе.
Молодежь все больше вовлекается в различные секты, неформальные молодежные объединения, субкультурные движения, зачастую экстремистского толка. Молодые люди провоцируют драки, организовывают групповые избиения и убийства, в основном на почве расизма и бытовой ксенофобии. Все чаще потрясают сообщения из средств массовой информации о жестокости подростков, об их ненависти к представителям иных убеждений.
Что же может послужить внутренним мотивом такой неоправданной жестокости, нетерпимости к «не таким, как они»? Причины могут быть различными: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердиться в новой сфере; способ привлечь к себе внимание; религиозные и идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур; возрастные увлечения и многое другое.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет. Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).
Наша задача на современном этапе развития общества состоит в том, чтобы помочь подростку осознать проблему понимания «другого» именно как проблему, требующую чуткости и большого интеллектуального такта, научить подростка видеть вокруг себя мир с непохожими на себя людьми. Это и есть первый, наиболее трудный шаг в формировании толерантного, доброжелательного сознания подростка. Как известно, подростковый период развития — это самый бурный, эмоциональный, самый богатый период духовного освоения моральных ценностей человечества. Очень важно воспользоваться этим состоянием и вложить в их души и сердца как можно больше человеческих качеств: сострадание, сопереживание, отзывчивость, доброжелательность, милосердие по отношению ко всему окружающему.
Наша деятельность направлена на достижение эффективной работы педагога по воспитанию доброжелательных отношений в многонациональной школе среди подростков. Сейчас крайне важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении, а иначе большая вероятность того, что молодые люди в силу непонимания каких-либо вещей могут быть вовлечены в экстремистские организации
Вывод: Каждый человек делает свой выбор, выбирает свой жизненный путь. И как он по нему пройдет: красиво, с чувством собственного достоинства, творя добро, помогая другим, оставив о себе добрую славу в людских сердцах... – зависит от самого человека.
Список литературы:
1. Безюлеева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-М.: Вербум-М,2003.
2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. -С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6
3. Фонель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем.- М.: Генезис,2006.
4. Интернет, словари
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чувствовать, думать, любить, как другие, Сердцем умея понять солидарность. Напрочь отбросить – "Они не такие", Этому учит нас толерантность. Признание, равенство и уважение, Взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, Это и многое есть толерантность.
Толерантность – терпимость, уважение, доброжелательность, снисхождение признание равных возможностей разных людей.
Толерантность (терпимость) – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям .
16 ноября Международный день толерантности... (терпимости)
Национальный состав учащихся школы
Многогранность понятия «Толерантность» Толертность позволяет приобретать друзей Толерантность – путь к миру Толерантность проявляется прежде всего дома
Толерантность - сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими
Экстремизм - причинение вреда человеку на национальной, религиозной, политической или социальной почве , политическая деятельность, направленная в итоге на изменение государственного строя, разрушение государственной целостности, отделение какого-либо народа, нации или группы населения
Формы экстремизма: религиозный экстремизм политический экстремизм националистический экстремизм экономический экстремизм военный экстремизм криминальный экстремизм международный экстремизм
Терроризм – (лат. – страх, ужас). Это тот сегмент организованного экстремизма, который базируется на насилии против гражданских лиц, то есть против невооруженных людей
экстремизм в любой форме захватывает общество постепенно.
На сегодняшний день на территории России действуют свыше 35 крупных скин - группировок, которые отличаются установленными правилами поведения и жесткой дисциплиной. В Московском регионе активно действует 23 наиболее агрессивные группы, общей численностью достигающие более 3000 участников. В Санкт-Петербурге – около 9. В Костроме группировки носят разрозненный характер, общая численность - около 40 человек. Скинхеды. Факельное шествие в Петербурге. В Костроме скинхеды напали на неформалов
ВМЕСТЕ ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА Терроризм и экстремизм против молодежи, молодежь против терроризма и экстремизма!
Чтобы хватило сил и душевного тепла для сохранения мира и дружбы на всей планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Формирование здорового образа жизни".
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии ...
Родительское собрание "Формирование толерантного поведения у детей"
Формирование толерантного поведения учащихся....
Родительское собрание "Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям"
P { margin-bottom: 0.21cm; } П омочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результат...
Выступление на родительском собрании: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.
«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии»...
родительское собрание "Формирование сознательной дисциплины"
Родительское собрание проводится с целью помочь родителям разобраться, каким образом можно сформировать у детей сознательную дисциплину, найти способы её формирования....
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....
Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"
Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"...
- Мне нравится (1)