Готовность к школьному обучению
консультация (1 класс) на тему

Зиновьева Марина Владимировна

Выступление на родительском собрании  на тему " Мой ребенок первоклассник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школьному обучению.

Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не заканчивается с приходом в первый класс. Понятие школьной зрелости включает в себя показания физического и психического развития ребенка. Готовность к школе включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

 Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей. Усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, то есть осознания ребенком значимости его новой деятельности.

Я хочу остановиться на речевом развитии детей, так как от речевого развития ребенка во многом зависит успешность обучения в школе. Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на третьем году жизни ребенка, а к шести годам дети достаточно хорошо владеют устной разговорной речью, чтобы начинать систематическое обучение в школе.

Обучение в школе предъявляет к речи ребенка все новые и новые требования, связанные с изучением учебных предметов, с необходимостью понимать все усложняющуюся речь учителя, развернуто и содержательно отвечать урок. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения системы знаний. Естественно, что без изучения самого языка, без овладения чтением и письмом речь ребенка не может выполнять функцию познания действительности. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи школьника.

Овладение чтением проходит несколько этапов. Сначала школьник знакомится с названиями букв и соответствующими - им речевыми звуками. Первоначально синтезирование букв в слоги и слогов в слова протекает с определенными затруднениями: во-первых, школьник затрудняется в соотнесении, связывании бука с соответствующими им звуками. В дальнейшем ребенок синтезирует элементы слова без особых затруднений, но ошибки наблюдаются и на этой стадии, так как школьники торопятся прочитать слово до того, как различат его составные элементы, то есть читают по догадке. Наиболее часто эти ошибки имеют место тогда, когда читаемое слово по внешней форме напоминает другое. Наконец, процесс чтения у школьников начинает опираться на быстрое различение и соединение элементов слова. Это этап беглого и правильного чтения. Скорость чтения от класса к классу нарастает.

Иногда у детей можно наблюдать нарушения процесса чтения, которые проявляются в замедлении процесса овладения чтением, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.

Например, неточное соотнесение звука и буквы, побуквенное

чтение, искажение звукослоговой структуры слова, замены слов,

аграмматизмы.

Но иногда даже при беглом чтении ребенок плохо понимает текст. Это зависит от бедности детского словаря, неумения находить основную мысль в прочитанном, неумения связывать отдельные части произведения в общий контекст. Для преодоления этих недостатков нужна специальная работа по развитию и обогащению словаря, исправлению специфических ошибок.

Почти одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. При этом у детей могут возникать ошибки, закономерно возникающие при овладении письмом и ошибки специфические (более многочисленные, повторяющиеся и сохраняющиеся в течение длительного времени). Эти ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Это может быть искаженное написание букв, замена, пропуск букв и слогов, искажение слоговой структуры слова, искажение структуры предложения, аграмматизмы.

Дети, имеющие нарушение чтения и письма, нуждаются в понимании, щадящем подходе и действенной помощи взрослых. Здесь неуместны дисциплинарные меры. Необходима ранняя диагностика школьных трудностей и организация специальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению

Тест для родителей.        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"

1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...