Памятка родителям будущих первоклассников
консультация на тему
Мотивация к получению знаний- это то, чему родителям будущих первоклассников стоит позаботиться заранее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка родителям будущих первоклассников | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕКРЕТЫ МОТИВАЦИИ: ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ?
Мотивация к получению знаний – это то, чем родителям будущих школьников стоит позаботиться заранее.
Книги, развивающие игрушки, посещение музеев и театров – все это возможность узнавать новое. Атмосфера, в которой учеба – образ жизни, создается родителями, и они же могут подать детям лучший пример. Родители сами должны быть открыты новому: читать и делиться прочитанным, ездить путешествовать, открывать новые места в родном городе.
Дошкольный возраст – это возраст любопытства, главная детская эмоция в это время – удивление, поэтому сейчас, когда дети в самом расцвете периода «как?» и «почему?», большой ошибкой будет игнорировать их вопросы. Родитель для маленького ребенка – главный источник знаний. Второй такой источник, конечно, книга. Ребенок должен видеть в доме и родительских руках разную литературу и печатные материалы. Всегда должно быть на виду что-то, что можно прочитать.
Из этих же познавательных соображений не стоит запрещать ребенку разбирать (по мнению взрослых – ломать) игрушки: это один из способов ребенка- понять, как устроен мир.
Добавляйте учебный элемент в игру.
Учиться – не означает сесть за письменный стол, достать учебник и выполнять задания по образцу. К этому постепенно можно прийти, но начинать занятия с маленькими детьми стоит только в игровой форме. Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, трогая и сравнивая. Изучить право и лево можно легко во время регулярной зарядки.
Развивать память – во время простой игры: накрываете несколько игрушек платком (лучше, если это будут знакомые и связанные между собой предметы, например, фигурки персонажей любимого мультфильма), просите ребенка запомнить игрушки и закрыть глаза, убираете один предмет за спину и спрашиваете: кто исчез? В эти своеобразные прятки дети могут играть очень долго, если то, что прячется под платком, им нравится. Таким образом, в любую игру можно внести небольшой учебный элемент.
Научите детей добывать информацию.
Рано, или поздно у ребенка возникнет вопрос, на которой вы не будете знать ответа. И тогда у вас появится отличная возможность продемонстрировать, как вы сами ищете ответ на вопрос в энциклопедиях, словарях, интернете. Подогревайте интерес к тому, чем ребенок уже заинтересовался. Он увлекся Древним Египтом? Сходите вместе в книжный магазин и выберите новую литературу по этой теме, смастерите вместе пирамиду, найдите в сети документальные фильмы и вместе посмотрите их. Дайте ребенку понять, что чем больше информации он узнает, тем лучше разберется в предмете.
Важно научить ребенка выражать свое мнение, задавать вопросы, делать выбор. Для этого возможность выбора нужно предоставлять с раннего возраста: в чем ребенок сегодня хочет идти в детский сад, какую книгу почитать перед сном, какой кружок ему было бы интересно посещать: ИЗО или ритмику. Пусть младший член семьи принимает участие в обсуждении семейных вопросов, даже если он пока только слушатель. То, что он сидит рядом с вами, повышает значимость его мнения и присутствия.
Подстраивайте учебные пособия под ребенка.
Если ребенок отказывается выполнять какой-либо тип заданий, не настаивайте, переходите к следующим. В три года мой сын расстраивался из-за того, что у него не получалось ровно вести линию по контуру, поэтому мы без зазрения совести пропускали страницы с такими заданиями. А в четыре года он вдруг захотел обвести контур птицы и увидел, что это не составило для него труда. Вдохновившись успехом, он сам захотел пройти все пропущенные страницы. До некоторых вещей нужно дорасти. Возраст, указанный на учебном пособии, не должен быть маяком, означающим, что ваш пятилетка не справляется с заданием, данным для возраста 4-5.
Занимайтесь вместе.
Многие дела можно и нужно делать вдвоем: рисовать одну на двоих картину, раскрашивать, мастерить поделки. Даже задания в развивающих пособиях можно разделить. Во-первых, самое ценное для ребенка – родитель рядом с ним, во-вторых, он видит результат совместной деятельности, а в-третьих, просто оставаясь рядом, вы развиваете усидчивость, которая будет необходима в школе. Играя вместе, вы можете проследить за настроением ребенка, увидеть, что вызывает у него трудности. Но важный момент: почувствуйте, с какими заданиями ребенку важно справиться самостоятельно, а в какой момент можно подключиться с помощью. Некоторые, даже очень маленькие дети, расстраиваются, когда родители им подсказывают слово, не дожидаясь, когда малыши сами найдут ответ, и тем самым лишают их радости от внезапной догадки.
Придерживайтесь режима дня.
Режим нужен не только для того, чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и занятия – это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после обеда у вас традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм, затем вы идете на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с азбукой и т.д.
Развивайте таланты.
Если вы заметили у ребенка склонность к определенной деятельности, будь то спорт, танцы, лепка или конструирование, если в его жизни есть большое увлечение, обязательно развивайте его в этом направлении. Даже если впоследствии какие-то школьные предметы будут вызывать сложности, у ребенка будет свое «зато», свой конек, любимое дело, которое придает уверенности в себе и дает силы учить даже не самые легкие предметы.
Создавайте небольшие сложности.
Настойчивость и целеустремленность развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей. Так младенец начинает ползать, когда хочет дотянуться до привлекательной игрушки. В жизни любого ребенка должен быть вызов, побуждающий его приложить усилия. Справляясь с поставленной задачей, ребенок получает большое удовлетворение, и это чувство, к которому он стремится в дальнейшем, берясь за новые задачи.
Но давая новое, чуть более сложное задание, убедитесь в том, что ребенок усвоил пройденный материал. Большинству детей нужно закрепить материал несколько раз, чтобы хорошо его понять. Поэтому начните свой домашний урок с того, что ребенку хорошо знакомо. Правильно ответив на ваши вопросы, он положительно настроится на занятие.
Не преувеличивайте роль наград.
Однажды сладости и игрушки, обещанные за выполнение родительской просьбы, перестают работать, их становится недостаточно. Ребенок должен испытывать внутреннее удовлетворение от сделанного, поэтому не стоит все успехи оценивать материальным призом. В идеале мотивированный ребенок выполняет задание не потому, что он ждет награды, а потому, что ему это интересно. И улыбка родителя и добрые слова похвалы от них – не меньшая награда, чем новая игрушка.
Ориентируйте ребенка на успех.
Когда спортивные тренеры и психологи настраивают игроков перед матчем, они произносят емкие фразы, позволяющие спортсменам сконцентрироваться и поверить в победу. Родитель, зная особенности своего ребенка, может подбадривать его простыми словами: «У тебя все получится», «Ты справишься», «Все будет хорошо» и т.д. Из спортивной практики можно взять и другую идею – ставить цель, к которой ребенок будет стремиться. Чтобы идея работала эффективнее, цель можно изобразить в виде картинки или записать большими буквами – визуальное напоминание работает лучше вербального.
Обязательно нужно отмечать все, даже малейшие достижения ребенка в учебе. Дети не умеют воспринимать критику, а вот похвала для них очень важна. Без признания и успеха не будет желания развиваться дальше. Поэтому, интересуясь делами в детском саду, на кружке, подготовке или в школе, стоит делать акцент не на том, был ли ребенок первым, получил ли он сегодня хорошую оценку (звездочку, наклейку на тетрадь), а на том, чему он научился, что интересного сумел сделать.
Будьте терпеливы.
Лучше если подготовкой ребенка к школе будет заниматься член семьи, менее склонный к раздражению. Дети любят подолгу раскладывать карандаши перед занятием, зависать и задумываться над заданиями, которые взрослым кажутся очень простыми, и здесь важно не торопить, дать возможность размышлять. Дети чутко замечают, когда родитель нервничает, и могут замяться еще больше. Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, и обязательно привносить в домашние уроки элемент игры и шуток.
Игровая форма занятий и положительный родительский настрой помогут обрести навыки, которыми обладает мотивированный ребенок:
- умение концентрироваться;
- выбор заданий с повышенной сложностью;
- умение справляться с проблемами;
- самостоятельное выполнение уроков без родительского напоминания;
- положительное отношение к школе и процессу учебы.
В конечном итоге мотивация – это внутренний стимул, который ребенок однажды должен почувствовать в себе сам. Но пока он еще маленький, родитель своей поддержкой и личным примером может ему в этом поспособствовать.
2. | Развитие у детей познавательного интереса и любознательности | Именно в младшем школьном возрасте необходимо и очень важно формировать потребность в знаниях, в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Старайтесь доступно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, учите его самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, справочной литературой и самому находить то, что его интересует. Ребенку необходимо обеспечить свободный доступ к художественной литературе, информационно-справочным материалам, СМИ, Интернет и т.д. | Для детей из семей с авторитарным, либерально-попустительским и гиперопекающим стилями воспитания,где родители блокируют процесс формирования положительной учебной мотивации своим агрессивным, нейтральным или повышенным вниманием к ребенку |
3. | Создание интеллектуального фона, способствующего активизации познавательной и творческой деятельности ребенка | Первым шагом в этом направлении является создание общей установки на обучение. У ребенка с установкой на учебную деятельность формируется внутренняя позиция учащегося, ребенок осознает важность и значимость учебного труда, отказываясь от игры, развлечения на время занятия, понимает социальную ценность выполняемой им роли ученика. | Для педагогически запущенных детей, эмоционально-отрицательно относящихся к занятиям, «интеллектуально пассивным» детям (Л.С.Славина) |
4. | Создание ситуации успеха, используя различные приемы | 1.Похвала. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, открыть ему свое сердце, полное добра и сочувствия, – залог успешного воспитания. Родители в общении с ребенком должны правильно формулировать свои фразы и замечания (например, игра: «Так говорить не стоит!», «А вот так надо!») 2.Авансирование успешного результата. Помогает родителям выразить свою твердую убежденность в том, что их ребенок обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У тебя обязательно получится…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» (например, упражнение «Волшебный стул»). 3. Холодный душ. Можно наблюдать, что у способных учеников периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Их слабость – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников также может быть полезно упражнение «Волшебный стул», но в высказываниях желательно допустить побольше критики. 4.Эврика. Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности, или получил интересный результат, открывающий перспективу познания. Заслуга родителя в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение (например, упражнения «Кричалка», или «Гром аплодисментов»). 5. Эмоциональное поглаживание. Комплимент, поддакивание, дружественные жесты и мимика, эмоциональное заступничество, проявления сочувствия, дружелюбия, успокаивающие слова – вот неполный набор средств для «эмоционального поглаживания». 6. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». 7. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудь о…..». 8.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…» 9. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». Создавая ситуацию успеха, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его настроение, уровень работоспособности. Можно использовать в работе цветовую диагностику Люшера («Цветок настроений»), тест (цветовой), что позволяет определить наиболее благоприятные для активной работы дни, предостеречь от неудач в неблагоприятные дни | Для детей с повышенной школьной тревожностью. Дети испытывают волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, находятся в постоянном ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений |
5. | Преподнесение ребенку не готового результата, а способа, с помощью которого он достигается | Некоторые родители идут по легкому пути. Например, вместо того чтобы помочь ребенку осмысленно заучить состав чисел, контролировать процесс закрепления, учат их считать на пальцах, рано показывают способ вычислений столбиком. На родительских собраниях учителю необходимо показать родителям основные приемы, формы работы, которые им необходимо использовать дома. Например, при изучении состава чисел можно предложить рациональные приемы для более прочного усвоения этой темы, игровые моменты (домино, лото, двухцветные кружочки), объяснить важность чередования различных приемов заучивания, чтобы были задействованы разные виды памяти | Для детей из семей с гиперопекой и потворствованием, проявляющееся в тех случаях, когда родители стремятся удовлетворить любые потребности ребенка, изначально лишая ребенка самостоятельности в физическом,психическом и социальном развитии. Такое отношение родителей приводит к тому, что ребенок не умеет и не хочет ставить цели, которые нужно достигать путем определенных усилий и терпения. Как правило, такие дети не имеют потребности в учении, не стремятся к освоению учебной деятельности. Отсутствие такой потребности негативно сказывается на дальнейшем включении ребенка в учебный процесс |
6. | Демонстрация ребенку собственной заинтересованности материалом и обсуждение его дома | Можно предложить помощь в выполнении какого-либо задания, но делать домашнее задание за ребёнка не следует. Привычка к родительской опеке, даже в виде пассивного присутствия, может укорениться и принести вредные плоды. В течение первого года надо научить ребенка выполнять задание быстро, четко, не отвлекаясь | |
7. | Повторение упражнений | Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, необходимо сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант | Для детей с проблемами моторики, восприятия, дефицитом внимания, трудностей запоминания и воспроизведения информации, расстройствами речи |
8. | Проведение интересных и нескучных занятий | Если ребенку интересно заниматься, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий | |
9. | Нахождение времени для повседневного общения с ребенком | Учитесь вместе с детьми, развивайте память, разучивая стихи, загадки и пословицы; развивайте речь, составляя рассказы, сказки и загадки; развивайте внимание и усидчивость через занятия рисованием, лепкой, конструктором. Организовывайте походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное); экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный мотив. Играйте вместе с ребенком в подвижные или познавательные, настольные или дворовые, спортивные или народные игры. Дидактическую игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с ребенком, ведь каждая, даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия ее участников. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсную активность, ситуативность поведения, присущую детям младшего школьного возраста. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. Можно предложить такие игры, как «Слова на одну букву» (традиционная игра с детьми, развивающая сообразительность, память, внимание (а у самых маленьких – и навыки счета), «Кузовок» (вариант, записанный В.И. Далем), «Слова на одну букву», «Спор предлогами», «ДА или НЕТ», «Метка», «Все равно тебе водить!», «Считалочки», «На кулачках» | Для детей из семей с попустительским стилем общения, который предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Особенностями попустительского стиля являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения |
Формирование у ребенка правильного понимания оценки | |||
1. | Ежедневное проговаривание ребенку собственных ожиданий в отношении учебных достижений ребенка | Обсуждайте учебные достижения ребенка и свои ожидания только с учетом индивидуальных возможностей ребенка и возможностей вашей семьи | Для детей из семей, в которых характерно эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, стремлением избежать тесных контактов |
2. | Объективное оценивание возможностей и способностей своего ребенка | Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не сравнивайте своего ребенка с детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается, и ребенок перестает верить в свои силы) – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать ребенка на собственное совершенствование | Для детей из семей, в которых характерна потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, культивирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы |
3. | Мера во всем: замечайте не более одного недостатка в минуту; не скупитесь на похвалу, но хвалите в меру | Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!» Чрезмерное использование похвалы за достижения может оказать отрицательное влияние на мотивацию. Ребенок может оценивать свои возможности неадекватно, а похвала за достижения в заданиях, оцениваемых ребенком как легкие, может вызвать его разочарование | Для детей с неадекватной (низкой или завышенной) самооценкой, снижающей уровень социальных притязаний ребенка, способствующей развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы ребенка |
4. | Применение техники оценочной безопасности | Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать». | |
5. | Применение правила: хвалите – исполнителя, критикуйте - исполнение | Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. | Для детей из семей с авторитарным стилем воспитания, для которых характерно развитие слабой жизненной позиции ребенка: потеря чувства собственного достоинства; потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; потеря собственных желаний («Чего же Я хочу?»); неадекватно заниженная самооценка |
6. | При оценивании помнить, что ребенок - не объект, а соучастник оценки | Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний | |
7. | Выражение оценки в каких-либо зримых знаках | Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка | Для детей из семей с авторитарным, либерально-попустительским и гиперопекающим стилями воспитания |
Семья – это те люди, которые прилагают усилия для реализации всех вышеперечисленных моментов. Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по вектору постепенного развития. Слишком усердствующие занятия, связанные с учебной деятельностью, способствуют негативному влиянию на развитие и позитивное воспитание ребёнка. Ребенок обязан при этом быть активным субъектом этого взаимовлияющего процесса развития и воспитания, принимать «услуги», которые предлагают родители, стремящиеся к достижению наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка. К сожалению, на практике не всегда семья действует по намеченному плану.
Главные основания, которыми родителям следует руководствоваться при воспитании ребенка, - чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Работа родителей по формированию положительной учебной мотивации у детей 6-7 лет в условиях семьи должна быть направлена на то, чтобы ребенок оказался в единой образовательной среде в школе и в семье.
Организация совместной деятельности младших школьников при тесном сотрудничестве с семьей ребенка, с учетом особенностей семейного воспитания, повышение воспитательного потенциала семьи с опорой на прогрессивные народные воспитательные традиции способствует формированию положительного отношения младших школьников к учению.
Семья должна проникнуться пониманием огромной важности образования для настоящего и будущего ребенка. Только такая работа поможет на практике реализовать формулу: «Успех обучения ребенка – в успешном сотрудничестве учителя и родителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка родителям будущих первоклассников
Поступление ребенка в школу – большое событие в его жизни. Для него начинается новая школьная жизнь. У нового школьника появляются особые, связанные со школой заботы и обязанности. ...
Памятка родителю будущего первоклассника
Как узнать, готов ли ваш ребёнок к школе? В этом вам поможет тест....
Памятка родителям будущих первоклассников
Родителям первоклассников...
Памятка родителям будущих первоклассников
Памятка родителям будущих первоклассников используется как раздаточный материал на первой встрече или собрании....
Памятка родителям будущих первоклассников
Советы родителям будущих первоклассников...
Памятка родителям будущих первоклассников.
Советы родителям будущих первоклассников....
Памятка родителям будущих первоклассников
Источник http://74446s001.edusite.ru...