КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ
консультация на тему

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_polyubit_chtenie.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ

Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Оборудование: оформление доски (тема) памятки для родителей.

Ход собрания

                                           

Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю сейчас фрагмент газетной статьи, прослушав который, уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.

Приучение ребенка к чтению - длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированное™ его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.

Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка?

Родители жалуются на тревожные факты: они замечают, что ребенка невозможно усадить за книжку. На предложение почитать вслух малыш заявляет, что у него болит горло, кружится голова и т. д.

Специалисты в таких случаях могут поставить малышу диагноз «ридингфобия» - то есть навязчивый страх перед чтением... Разумеется, это крайнее проявление проблемы, но о путях, ведущих к ней и избавляющих от нее, нужно знать каждому родителю.

«Почему так случилось? - теряются в догадках родители. Ведь мы делаем все, чтобы приучить ребенка к чтению! Покупаем новые книжки, регулярно заставляем читать вслух...» Вот в этом-то и заключается родительская ошибка. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений. В противном случае самое увлекательное и интересное занятие может превратиться для них в унылую обязаловку.

Изучая предысторию проблемы, врач, как правило, услышит типичный и очень характерный рассказ:

«Сначала все шло хорошо: ребенок с легкостью выучил все буквы, затем научился складывать их в слова. А вот с более длинными текстами начались проблемы. Даже короткие четверостишия запоминал с трудом и не всегда мог объяснить их смысл. А ведь рос неглупымсообразительным... Чтобы «подтянуть» малыша, родители ежедневно заставляли его читать вслух и пересказывать содержание прочитанного. Однажды, когда в доме собрались гости, родители решили похвастаться успехами ребенка: поставили его на табурет и попросили прочитать стихотворение. Но, увидев незнакомых людей, неопытный артист запнулся на полуслове, смутился и убежал. Раздраженная мать упрекнула ребенка: «Тебе скоро в школу идти, а до сих пор трех строк не можешь запомнить! Какой же из тебя ученик?» Видимо, этот случай и стал отправной точкой для развития неприязни к книге».

Очень часто нежелание детей читать вызвано неумелыми действиями взрослых. Их ошибка в том, что они с малых лет нацеливают ребенка на конкретный результат. Требуют читать быстро, четко, правильно расставляя ударения, отчетливо выговаривая все буквы. Если же малышам что-то не удается, их нередко подстегивают обидными замечаниями, сравнивая с более удачливыми ровесниками. Следует учитывать и то, что от природы мы воспринимаем книжный текст по-разномуНапример, дети, склонные к ридингфобии, могут иметь хорошую память, неплохо успевать по точным наукам, но при этом с трудом усваивают печатный текст. Обычно буквы и слова такие дети запоминают легко, а вот с предложениями начинаются сложности - им не всегда удается уловить смысл прочитанногоНапример, при чтении короткого отрывка ребенок не помнит, что было в начале абзаца или в первой главе. Он понимает содержания, не всегда может пересказать текст и ответить на вопросы о прочитанном. Естественно, при таких проблемах с чтением происходит нарушение процесса познания. И если родители начинают концентрировать внимание на его недостатках, всячески демонстрировать свою озабоченностьругать его, то проблема лишь усугубляется. Ребенок боится сделать что-то неправильно, подвести родителей, что еще более тормозит восприятие информации зрительным аппаратом. Такая ситуация нередко приводит к тому, что малыш начинает испытывать страх перед печатным текстом, и отказывается читать. А порой он просто переносит свою ненависть на книгу, видя в ней источник всех своих бед.

К сожалению, многие считают это лишь детским капризом и пытаются бороться с ней силовыми методами: усаживают малыша за книжку, заставляют читать вслух, а если отказывается - лишают прогулок, сладкого и т. д. Но подобные меры не помогают, наоборот, они лишь усугубляют ситуацию. Следует понять, что ридингфобия - отнюдь не каприз, а серьезная психологическая проблема. Она возникает вопреки желанию ребенка, и самостоятельно он с ней справиться не может. Как ни старается, процесс чтения не приносит никакого удовольствия и даже доставляет страдания. Нередко у ребенка возникает чувство неполноценности.

Тем не менее, волнение родителей тоже можно понять: ведь проблемы с чтением могут стать серьезным препятствием    в школьной жизни ребенка. Как же быть? Прежде всего, не паниковать самим и успокоить ребенка. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка! Следует вспомнить, что чтение - это увлекательное и приятное занятие, которое должно доставлять ему радость, пробуждать воображение. Подберите литературу, которая ему нравится: например, сказки, приключения, фантастику. Интересный сюжет, яркие картинки помогают малышу легче усваивать прочитанное. Очень часто дети отказываются читать вслух, опасаясь критических замечаний взрослых. В этом случае не настаивайте, пусть ребенок читает про себя. Главное, чтобы процесс ему нравился. Понаблюдайте за малышом издали - блестят ли у него глаза, заинтересован ли он содержанием. После окончания чтения не торопитесь его экзаменоватьне предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не заставляйте пересказывать текст. Вполне возможно, вскоре он сам поделится с вами впечатлениями от прочитанного. Внимательно и дружелюбно выслушайте его. И если вы видите, что он охотно идет на контакт, задайте ему несколько простых вопросов из недавно прочитанного   текста.   Занятия   должны   проходить   спокойно, доброжелательно, без критики. При первых же успехах не жалейте похвал - это способствует формированию уверенности в себе, помогает ему преодолеть страх перед печатным текстом. Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребенка, чтобы чтение было ему в радость. И не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своих чадИзлишнее внимание взрослых может привести к обратному результату. Учите детей науке чтения, вместе с ними постигайте ее. Используйте советы специалистов. (Родителям предлагаются памятки.)

Памятка для  родителей

  1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
  2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы,
    проветрите комнату.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка для детей

  1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
  2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый
    слог и каждое слово.
  3. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
  4. Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на
    второй.
  5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
  6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.
  7. Помни: хорошая книга это твой лучший друг.

Учитель. Интересной и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всем мире проблема «почитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальнойВозможно, не все будет просто... Но все должно получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребенку полюбить чтение"

Представлена разработка родительского собрания для 2 класса....

Как помочь ребенку полюбить чтение

Как  помочь родителям  решить   проблему, связанную  с нежеланием детей читать....

Как помочь ребенку полюбить чтение.

Материал содержит информацию и  тесты по теме....

"Как помочь ребенку полюбить чтение"

Родительское собрание-консультация...

Как помочь ребенку полюбить чтение.

Конспект содержит памятки для учащихся и родителей с советами, что делать, чтобы полюбить чтение....