Методическое пособие
материал (1 класс) на тему
Методическое пособие - Родителям первоклассника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_-_roditelyam_pervoklassnika.docx | 729.34 КБ |
Предварительный просмотр:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан – М. : Аст-Пресс, 2000. – 47 с. 2. Евдокимова, Е. С. Методика работы с родителями: школа и семья / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева; под ред. Е. С. Евдокимова. – М. : 2007. – 54 с. 3. Особенности адаптации ребенка к школьной жизни [Электронный ресурс]. – М. : ИНФА , 2011. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM. 4. Адаптации первоклассников к школе [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (364 Мб). – М. : Энцикл., 2014. – 1 электрон, опт. Диск (СО-КОМ). – (Интерактивный мир). 5. Родионова, О. Н. Семейная психология и домашнее воспитание: становление и развитие нравственных чувств детей / О. Н. Родионова – Томск, 2011. – 115 с. АВТОРЫ – СОСТАВИТЕЛИ 1. Гайфуллина Ильзира Ринатовна – учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7». 2. Гек Оксана Сергеевна – преподаватель педагогики, психологии и частных методик. ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! Поздравляю вашу семью с большим событием — ваш ребенок пошел в первый класс. Во всех школах области для первоклассников созданы условия для обучения по новому федеральному государственному образовательному стандарту. Ребят ждут уютные классы, современное учебное оборудование, бесплатные учебники и, конечно, опытные и любящие детей педагоги. Мы понимаем, что без вашей любви и поддержки ребятам будет нелегко привыкнуть к новому образу жизни. Надеюсь, что советы, которые разработаны в этой книжке будут вам полезны. Желаю вам и вашим детям здоровья, успехов и благополучия! В добрый путь в страну знаний!
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВЫЙ Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Свойственна чрезмерная мнительность, застенчивость. Ребенку важно, как он выглядит в глазах других людей. В неудобных ситуациях испытывает тяжелейший стресс, который долго переживает. Такие дети склонны к депрессии, очень внушаемы.
| РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит - педагогу начальной школы и родителям. |
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ Ø ребенок часто плачет Ø подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает) Ø ребенок проявляет необоснованную агрессию(ругается, налетает, отвечает агрессивно) Ø ребенок отказывается идти в школу
Ø низкая работоспособность
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ✔ расскажите ребенку преимущества и плюсы школы и обучения, знаний и умений ✔ каждый день беседуйте с ребенком о его школьных впечатлениях ✔ помогайте ребенку выполнять домашние задания ✔ беседуйте с учителем, психологом ✔ обеспечьте ритмичную жизнь и порядок дома ✔ хвалите ребенка, похвала - стимул к новым победам ✔ начинайте и заканчивайте день с улыбки, позитивно ✔ поддерживайте ребенка во всех трудностях ✔ уважайте его мнение ✔ придерживайтесь распорядка дня, выделяйте время для игр и отдыха ✔ не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений ✔ не предъявляйте повышенных требований КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА 1. Первоклассник должен спать не меньше 10 часов. Поэтому постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра. 2. Сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед - пусть нагуляет аппетит. 3. Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки! 4. Только лишь, когда ребенок покушал и отдохнул, можно сесть за уроки. В первом классе 30-60 минут - это максимум, отведенный на это занятие. Оптимальное время - 16.00-17.00. 5.После приготовления домашнего задания ребенок может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. 6. Никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время. 7. Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. 8. Телевизор можно смотреть не дольше 45 минут в день. Лежа смотреть его нельзя, только сидя и на расстоянии 2-2,5 м от экрана 9. Отход ко сну должен быть спокойным, без разговорах о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах. ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ
Ключ: «Да, почти всегда» — 4 балла «Иногда, может быть» — 2 балла «Нет, никогда» — 0 баллов Если сумма баллов: от 64 до 44 — Вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у Вас очень хорошие взаимоотношения, Вам очень хорошо вместе; от 43 до 18 — очевидно, Вы занятой человек, но, несмотря на это, Вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; меньше 18 — Вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и Вас счастливее. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА И РАЗВИТИЮ У НЕГО МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 1.Научите ребенка делиться своими проблемами: обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Помогайте найти правильный выход из них. 2. Встречайте ребенка спокойно, не спрашивайте: «Что ты сегодня получил?», спросите «Что узнал нового, что тебе больше всего запомнилось, чему научился?». 3. Говорите с ребенком о том, что его интересует. Помогите найти ему кружок по интересам. 4. Интересуйтесь тем, что происходит в школе, активно участвуйте в мероприятиях. 5. Помогите ребенку найти друзей в классе. Придумайте для детей совместные развлечения. 6. Правильно оценивайте знания и достижения ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. 7. Критикуйте исполнение, хвалите исполнителя. 8. После выполнения задания попросите ребенка рассказать, что было особенно трудно, и как он с этим справился. 9. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. 10. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка. 11. Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. 12. Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. 13. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. 14. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Относитесь к ребенку с уважением, никогда не перебивайте, разговаривайте, не повышая голоса. | КАК ВЕСТИ СЕБЯ С МАЛЕНЬКИМ УПРЯМЦЕМ?
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
РЕЖИМ ПИТАНИЯ 1. Питание первоклассника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин. 2. Горячий завтрак для ребенка обязателен. Лучше всего - горячая каша. Можно баловать ребенка сырниками, оладушками, блинчиками, омлетом - разнообразие питания тоже очень важно. 3. Завтрак должен быть спокойным и размеренным. Никаких «Быстрее, мы опаздываем!». Лучше разбудите ребенка на полчаса раньше, чем потом будете его подгонять. 4. На обед ребенку стоит предложить легкий суп (не нужно варить крепкий мясной бульон - растущему организму он не полезен). Второе блюдо не должно быть острым, жареным, жирным. Не подавайте к столу майонез или кетчуп (разве что натуральный, без добавок). Добавляйте к обеду много овощей, например, большую порцию салата. 5. На полдник прекрасно подойдут свежие фрукты, оладушки или блинчики. Дополнительно порадуйте малыша свежим какао. 6. Ужин должен быть легким, но сытным. Ребенок не должен наедаться за весь день. Если он ложится спать в 21.00, то ужинать садимся в 18.00-19.00, не позднее. 7. Питание должно быть разнообразным. Мы имеем ввиду не просто состав продуктов, но и способ подачи блюда. Ведь дети охотнее кушают, если тарелка украшена смешными мордочками, или на ней красиво лежат продукты нескольких цветов. 15. Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним. 16. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность, собственную значимость в семье. 17. Научите ребенка часто повторять такие слова: «Мне всегда везет», «Я все могу», «У меня все получится», «Все будет хорошо». 18. Уделяйте ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания. 19. Главная награда — это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит. 20. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Если ваш ребенок сделал ошибку или допустил промах, не путайте его поступок с личностью. Взрослые, все без исключения, всегда безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно приобретете в лице друг друга друзей и союзников.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard
В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
Методическое пособие по автоматизации звуков.
Авторские комментарии:Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации з...
методическое пособие по русскому языку 2 класс. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....