Адаптация первоклассников к школе
статья (1 класс) на тему
Наступил новый учебный год. Снова передо мной сидят несмышлёные первоклассники. Седьмой раз я взяла первый класс – самый сложный в начальной школе. Начался новый этап в жизни детей. Трудным в этом периоде является процесс адаптации к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников к школе
Наступил новый учебный год. Снова передо мной сидят несмышлёные первоклассники. Седьмой раз я взяла первый класс – самый сложный в начальной школе. Начался новый этап в жизни детей. Трудным в этом периоде является процесс адаптации к школе.
Есть множество определений школьной адаптации.
Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях: условиях жизни, новой деятельности, новым социальным ролям. Как один из примеров классического определения можно привести определение М.В.Максимовой, которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребёнка в новую для него социальную ситуацию развития.
От того как протекает период адаптации зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и здоровье ребёнка, комфортность пребывания в школе и его отношение к учёбе.
Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Физиологическая адаптация – это привыкание организма работать в новом режиме. Важно, чтобы первые несколько месяцев близкие ребёнку взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня.
У многих первоклассников через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках. Здесь учитель должен проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению. Первые трудности учат ребёнка учиться. Спокойно преодолевайте их вместе с ним.
Поступление в школу – это стресс для ребёнка. На стресс ребёнок выдаёт некую реакцию. От того, что скажет и что сделает в ответ учитель, родители, зависит, будет ли этот стресс превращаться в негативный комплекс, с которым придётся долго жить или все возвратится потихоньку на круги своя.
Процесс обучения может доставить ребёнку радость. Нужно только научить ребёнка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он умел делать в прошлом. Если такую привычку удастся выработать, ученик всегда будет стремиться к новым достижениям, т.к. он будет видеть реальные свои достижения. Если ребёнок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу первого класса у него должно сформироваться ответственное отношение к учёбе, обязательность и познавательный интерес. Наиболее трудно детям, которые в семье не чувствуют поддержку. Другая причина в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и их учёбе учителей и родителей.
Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые впоследствии формируются в черты характера, которые считаются асоциальными. Своевременное их преодоление требует взаимодействия школы, родителей и ребёнка.
Как отмечал В.А. Сухомлинский, “школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
Известно, что преемственность в работе начальной школы и детского сада – это преемственность и взаимосвязь содержания, методов, приемов, форм. Но, наблюдая за организацией педагогического процесса в школе и в детском дошкольном учреждении, убеждаешься в обратном: ребенок, переходя из детского сада в школу, не редко теряет то психологический комфорт, который давало ему неформальное общение со взрослым (в школе оно занимает мало места) и совместная бытовая, познавательная и игровая деятельность. В школе ребенок оценивается в первую очередь за успех в учебе, за послушание, его отношение с педагогом все чаще строятся на основе ролевой позиции “учитель – ученик”. И вот уже мы видим, как учитель делает замечание вчерашнему дошкольнику за неумение вести себя на уроке, когда тот, откликаясь на просьбу одноклассника, забывшего краски, идет через весь класс, чтобы предложить свои. Как трудно детсадовцу, привыкшему к близким отношениям с воспитателями, включаться в дистантный стиль общения, как трудна для него жизнь в рамках школьно-дисциплинарной модели. Не потому ли так быстро гаснет интерес вчерашних почемучек, когда на уроках дублируется материал, который изучался в детском соду, так болезненно переживается школьная авторитарность.
Использование чисто школьных методов не способствует к адаптации в школе, а наоборот, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Не понимая истинного смысла преемственности приводит к тому, что те положительные качества, которые приобретены ребёнком в детском саду, не получают дальнейшего развития. Только учет всех этих данных поможет учителю и ребёнку преодолеть трудности адаптационного периода.
Любые неадекватные состояния ребёнка в начале учебного года – это не поведение или каприз, а что-то вроде болезни. За это отвечает учитель. Постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Начальное обучение - это старт сознательной жизни в мир взрослых. От успешности этого старта зависит, кем станет ребёнок и то, каким он станет. Мой первоклассник, который сейчас сидит передо мной - это друг, у которого сейчас трудный период. Давайте не будем об этом забывать. Тогда адаптация к школе пройдёт у нас спокойно и безболезненно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Учитель : Шебина Маргарита Александровна ГБОУ школа №661 Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...