Если ребенок берет чужие вещи.
материал на тему
Многие мамы сталкиваются с деликатной проблемой: оказывается, ребенок берет чужое. Только без паники! Дело поправимое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_beret_chuzhie_veshchi.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок берет чужие вещи.
Условно можно выделить три причины детского воровства:
1. недостаток развития воли и нравственных представлений.
В этом случае ребенок испытывает сильное желание получить ту или иную вещь, при этом даже не задумывается о сути и последствиях своего поступка, не может поставить себя на место «жертвы», не представляет ее чувства. Пока его не призовут к ответу, он часто даже не понимает, что совершил нечто предосудительное.
Нередко подобное поведение является следствием серьезного пробела в его нравственном воспитании.
2. психологически неблагополучный ребенок.
К этому типу воровства относятся ситуации, когда ребенок может украсть деньги или некую вещь, принадлежащую его родным или близким друзьям семьи.
В данном случае воровство – это сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких-то жизненно важных потребностей ребенка. Ребенок либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом могут сохраняться, он наблюдает отчужденность, а иногда и враждебность между родителями.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть, чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты взял чужое?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Но взрослым надо понять – кража – крик о помощи, попытка ребенка достучаться до них.
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Ему необходимо почувствовать собственную значимость, а других возможностей у него нет, он не знает других способов.
- ребенок очень хочет иметь эту вещь.
Это, пожалуй, самый загадочный тип краж. Их отличают некоторые особенности. Во-первых, ребенок прекрасно понимает, что поступает нехорошо, но сила искушения так велика, что он не может устоять. Во-вторых, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поэтому он осознает, что идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку; но находит различные оправдания своему поступку.
Что же делать?
* Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его права на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
* Никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если, кроме него, больше некому. Дайте ему понять, как вас огорчает то, что произошло, но не навешивайте на него ярлыков. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения проблемы лучше выяснения отношений, «называния вещей своими именами».
* Ребенку с ранних лет необходимо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужое нельзя
Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
* Ребенка необходимо научить вставать на место другого, он должен уметь сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Необходимо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», объяснив его смысл на примерах из реальной жизни. Вообще, доверительная беседа с ребенком – лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите его проблемы, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь с ребенком собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искренне желание понять его, дружеское живое участие.
* Его активность, которую не к чему приложить, хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-либо коллекции…), чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более уверенно. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появиться хоть один друг.
* Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за домашнее животное, за поливку цветов и т.д. постепенно передавайте ему дела, делясь с ним ответственностью.
* Украденную вещь необходимо вернуть владельцу. Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате разрешение ситуации, следует обращать особое внимание.
* Но необязательно заставлять ребенка это делать самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Вот давай ему поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению.
* Не заставляйте ребенка «ради справедливости» отдавать свою лучшую игрушку.
* Не возвращайтесь к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.
Помните, что многие жизненные ситуации обратимы, и главное – найти способы их психологически грамотно исправить.