Методическая разработка родительского собрания 1-4 класс.
методическая разработка (1 класс) на тему
Тема«Дисграфия. Причины и следствия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 884.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания 1-4 класс.
Тема « Дисграфия. Причины и следствия».
Учитель, воспитатель ГПД Гимназии 295:
Присяжненко Наталья Ильинична.
Цель собрания: ознакомить родителей со специфическим расстройством письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.
Форма проведения: лекторий с элементами дискуссии, с использованием ИКТ.
Ресурс может быть использован учителями начальных классов, классными руководителями, воспитателями.
Ход собрания.
Я часто взрослым и родителям своих учеников задаю один и тот же вопрос: «Зачем люди-дети приходят в школу?» Многие на этот вопрос отвечают, не задумываясь, - учиться! И понимают под этим получение какой-то суммы знаний. Самое распространенное высказывание: «Для обучения ребенка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни».
Сегодня на собрании я хочу более детально рассмотреть вопрос овладения учащимися навыком письма. С каждым годом среди детей, поступающих в первый класс увеличивается процент деток с нарушением письма. В нашем классе трудности в овладении письмом испытывают 14 человек из 32.
Сегодня на собрании мы рассмотрим следующие вопросы. На что родители должны обратить особое внимание, рассматривая тетрадки своих детей? С какими трудностями сталкивается ребенок при освоении навыка письма? Какую помощь ребенку может оказать школа вне урока? Зачем нужен логопункт? Как выстроить учебный процесс дома, чтобы ребенок быстрее овладел навыком?
Разновидности и коррекция дисграфии: упражнения и советы.
Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма.
Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции.
Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство деток поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.
По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей. Содержание
- Что провоцирует развитие нарушения
- Механизм развития отклонения
- Виды дисграфии
- Характерные проявления
- Самые распространенные ошибки
- Сопутствующие отклонения
- Профессиональная диагностика
- Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?
- Коррекция нарушения
- Упражнения для деток младшего школьного возраста
- Шансы на успех — каковы они?
- Что провоцирует развитие нарушения
Вызвать нарушение могут такие причины:
- Недостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
- Недостаточное развитие или повреждение мозга ребёнка во время беременности, при рождении и в период после рождения, а также истощение нервной системы. К таким патологиям можно отнести: травмы при родах, асфиксию, менингит, энцефалит, инфекционные и соматические заболевания.
- Социально-психологические причины. Например, если ребёнок растёт в семье, где разговаривают на нескольких языках, в случае дефицита разговорного общения, если речи малыша не уделяется должного внимания со стороны взрослых, преждевременная подготовка ребёнка к обучению в тот период, когда он к этому не готов.
- Предрасположенность или задержка в психическом развитии.
- Во взрослом возрасте дисграфия может возникнуть вследствие травм головы или органических поражений.
Механизм развития отклонения
Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне. Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности. При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен. Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи. Виды дисграфии
Существует пять типов дисграфии:
- артикуляторно-акустическая, связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;
- акустическая, вызвана нарушением фонемного распознавания;
- дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза;
- аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне аграмматизма;
- оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Характерные проявления В зависимости от разновидности дисграфии, виды характерных ошибок в письме и речи будут различаться:
- При артикулярно-акустической дисграфии допускаемые письменные ошибки допускаются из-за неправильного произношения, т. е. ребёнок пишет так, как и говорит. В данном случае замена и пропускание символов отображают такие же ошибки при разговоре. Такой вид патологии встречается у детей с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием.
- При акустической форме нарушения произношение правильное, но фонематическое восприятие развито плохо. В данном случае ошибки имеют вид замены букв на схожие.
- В случае нарушения языкового синтеза и анализа обнаруживается неспособность разделения слов на слоги, и предложения на отдельные слова. В данном случае выпадают, дублируются или меняются местами буквы и слоги, добавляются ненужные символы, слова не имеют окончаний. Или же, например, ребёнок пишет слова с союзами вместе, а приставки отделяет. Такой вид ошибок считается самым распространённым.
- Аграмматическая дисграфия характеризуется неумением склонять слова по падежам, и числам, определением рода, нарушением комбинирования слов в предложениях, их непоследовательность. Такой вид патологии зачастую сопутствует общему речевому недоразвитию.
- В случае оптической формы нарушения меняются или перемешиваются визуально похожие символы. Литеральная оптическая дисграфия — нарушение узнавания и воспроизведения отдельных букв. Вербальная оптическая дисграфия — нарушение начертания букв в слове. Самые распространенные ошибки
Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:
- недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
- добавление ненужных элементов;
- пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
- зеркальное написание букв.
Сопутствующие отклонения
Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается дислексией и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.
Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.
Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.
Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.
В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.
Профессиональная диагностика
Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.
Обследование проходит поэтапно и включает в себя:
- анализ письменных работ; оценка общего развития и речевого развития в частности;
- анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
- исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.
Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:
- переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
- диктант;
- описание сюжета по рисунку;
- чтение вслух.
После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод. В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.
Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?
В основном дисграфия обнаруживается у ребёнка только в процессе обучения письму, т. е. в начальной школе. По ошибке такую патологию иногда принимают за простую безграмотность, однако, это в корне неверно.
Например, не знающий правил человек напишет «придложение», и такие ошибки не учитываются при дисграфии, а дисграфик «бретлошение», ошибки в данном случае напоминают грубые опечатки.
Коррекция нарушения
Дети, страдающие таким нарушением, требуют квалифицированной логопедической помощи, т. к. устранить эту проблему в обычных школьных условиях просто невозможно. Коррекционная работа по устранению дисграфии будет разрабатываться исходя из вида нарушения.
Цели такой работы заключаются в следующем:
- устранение дефектов в звукопроизношении и фонематических процессах;
- увеличение словарного запаса;
- развитие грамматической стороны речи;
- формирование связной речи;
- развитие аналитико-синтетической способности;
- улучшение слухового и пространственного восприятия;
- улучшение всех познавательных сфер.
Навыки, полученные в ходе коррекции, закрепляются посредством выполнения письменных заданий. Кроме логопеда ребёнка необходимо обследовать у психоневролога на предмет наличия сопутствующих дисграфии нарушений.
При наличии таковых, будет назначаться лечение медикаментами, процедуры физиотерапии, мануальная терапия, лечебная гимнастика.
Упражнения для деток младшего школьного возраста
Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников, которые подбираются специалистом. Вот некоторые из них:
- Корректурная правка. Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
- Пишем вслух. Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
- Лабиринты. Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.
Шансы на успех — каковы они?
- Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома. Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.
Также необходимо придерживаться таких правил:
- Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически. Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет.
- Родители должны сами правильно и чётко говорить дома. Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи.
- Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью, ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма.
- Оказывать ребёнку психологическую поддержку, т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.
Источник: http://neurodoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/disgrafiya.html
Ноябрь 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".
Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....
Свидетельство о публикации методической разработки родительского собрания в 4 классе
Родительское собрание " Мой ребёнок становится трудным"...
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе «Мой ребёнок становится трудным…»
«Мой ребёнок становится трудным…» родительское собрание...
Методическая разработка родительского собрания во 2 классе "Что нужно знать родителям о школьной отметке"
Данная методическая разработка помогает классному руководителю 2 класса сформировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Помогает родителям правильно реагировать на положи...
Методическая разработка родительского собрания в первом классе по теме "Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"
Данная методическая разработка в полном объёме раскрывает значение соблюдения режима дня первоклассника....
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе на тему: «Мой ребёнок становится трудным…» Цель:формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их р...
Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»
Конспект и презентация родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»...