памятки для родителей
картотека на тему

Флягина Наталья Сергеевна

советы лдогопеда - материал для стенда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka.doc1018.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka2.doc87.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka3.doc594.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

  • Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.

  • Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Выучите с детьми стихи – запоминалки, они помогают детям запоминать буквы.
  • Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ, не ЭМ.
  • При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке.
  • Похвалите ребенка за хорошо выполненное задание, за правильно сказанные звуки, слова.
  • Тетрадь для логопедических занятий содержите в чистоте и порядке.  
  • В понедельник обязательно приносите тетрадь с выполненным заданием!


Предварительный просмотр:

           

Уже давно доказано, что ребёнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает огромные трудности при овладении речью, причём не только звукопроизношением, но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи.  А в последствии и письменной речи.

          Конечно, существуют специальные упражнения для развития  мелкой моторики, но и обычные повседневные дела тоже помогут  вашему ребёнку.

         

         Хорошо, если он научится завязывать шнурки на ботинках,  застёгивать и расстёгивать пуговицы. Всё это делает пальчики  более ловкими.

           

Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Но сначала сами попробуйте сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а потом предложите сделать это своему малышу.        

         

В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить  выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.

             

Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

             

Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров.

Как развивать речь младшего школьника?

  Что значит выражение:  « У вашего ребёнка бедная речь». Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего ребенка, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки. Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учёбе вообще.

Не оставляйте решение этой проблемы учителю. Начните сами занятия с ребёнком по развитию речи.

Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребёнку нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по парку, он с помощью ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень.

 

Развитию речи также помогают и некоторые игры:

Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3-4 человек. Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

— У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.

— Она маленькая и юркая.

— Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.

— Это животное обитает в лесу.

— Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нарисовать это животное.

 Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на фруктовую: груша — абрикос — слива — айва — апельсин — нектарин...

Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется чёрточками.

Например, слово клён будет выглядеть так: к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на своё место, а неверно названная — превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в том случае, если составлено слово балда.

Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы.

Если ребёнок читает ещё плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл.

Чем больше ребёнок читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.

Нарушение письменной речи

у младших школьников

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее своих сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слито, из одного слова сделать два: ок и но— окно и т. п.

Часто такие ошибки связывают с невнимательностью.  

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный  анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  • определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  • соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  • воспроизвести с помощью движений руки букву.

Нарушения чтения и письма не являются изолированным расстройством, а сопровождается целым рядом других нарушений.

Такие учащиеся часто затрудняются:

  • перечислить месяцы, дни недели;
  • показать направления пространства (слева, справа, вверху);
  • воспроизвести штриховку  в определенном ритме;
  • сосчитать количество звуков в слове;
  • составить слово из букв, данных в беспорядке;
  • прочитать короткое слово, в котором пропущена или переставлена буква;
  • узнать букву, написанную необычно (другим шрифтом, непривычным цветом, в перевернутом виде).

 

Примеры «специфических» ошибок:

  • пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
  • пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
  • пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
  • замена гласных: пище — пишу, сесен — сосен, люгкий — легкий; 
  • перестановки букв и слогов: онко — окно,
  • недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
  • наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
  • искажение слова: малъни — маленький, чайщик — чащи;
  • нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис — умчались, мач — мяч.    

Причина: ребенок не овладел навыком анализа  звукового состава слов и не представляет себе их структуры (количество звуков в слове и порядка их следования).

  • замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает, карандаси – карандаши;
  • замена гласных: первий – первый, тюман – туман, мяшиня – машина.

Стойкое проявление таких ошибок на письма называется акустической дисграфией.

Причина: При этом нарушении письма звукопроизношение нормальное, но наблюдается недостаточная слуховая дифференциация. Иногда причина связана с неправильным соотнесением звука и буквы.

  • нарушения согласования слов: с еловый ветки, огромная бабочки, пять яблоков.
  • слитное написание предлогов и раздельное написание  приставок вроще — в роще, настене — на стене, на бухли  -   набухли.

Причина  возникновения - недоразвитие грамматического строя речи. В этом случае нужно позаботится о развитии устной речи ребенка.

  • замена букв, отличающихся разным положением в пространстве:  ш-т, д-в, д-б;
  • замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  • зеркальное написание букв: с, э, ю;

 

Причина. Ученик не видит разницу в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию отдельных букв. Появление  таких ошибок в письме в значительной степени можно объяснить  особенностями русской графики. Как в печатном, так и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита  в ней используется очень небольшой набор элементов. Эти элементы по-разному комбинируются между собой и образуют различные буквенные знаки. Также возможная причина - недостаточно сформировавшиеся представления о пространственном расположении предметов по отношению к друг другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа).

Уважаемые родители!!!

Помните, что нарушения устной и письменной речи Вашего ребенка это не его вина, а это его беда. Выявить и устранить имеющиеся нарушения речи Вам поможет учитель-логопед, а воспитатели с детьми должны постоянно и усердно работать над автоматизацией полученных знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....