Советы родителям
статья на тему
Советы родителям учеников начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_roditeley.docx | 54.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Четыре заповеди мудрого воспитателя
Ребенка нужно не просто любить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем личность! Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», а значит, и мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте о том, что вы можете сделать для того, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите фраз вроде: «Вот Маша в четыре года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк - тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в математике и т. д. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Никогда не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как просто информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем - лучше все равно что - нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше
всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тут лежу, болею, а ты...», «Я тебя растила, а ты...» и т. п. Это, граждане родители, на языке уголовного кодекса называется «шантаж». Самая" нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы 99 процентов детей? «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым - поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя - это необходимо. Вот тут, кстати, призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки. Главное - не забывать, что у всего должна быть своя мера.
Памятка родителям
• Нарушение сна. Дети долго не могут заснуть. Часто это связано с тем, что их родители, злоупотребляющие алкоголем, именно ночью устраивали попойки со своими друзьями. Многих детей мучают ночные кошмары: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто внезапнопросыпаются и плачут.
Поэтому если ребенок утром тяжело встает, чувствует себя разбитым, надо прежде всего поинтересоваться, почему он так себя чувствует, приласкать.
• Нарушение эмоционального баланса. У детей наблюдается состояние тревожности, появляются мысли о самоубийстве. Они часто впадают в гнев или, наоборот, замкнуты, упорно избегают общения.
• Агрессивность по отношению к сверстникам или взрослым. У детей бывают резкие вспышки раздражения* они не контролируют себя, дерутся, жестоко обращаются с животными. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.
• Низкий уровень самооценки. Дети, подвергшиеся унижениям, побоям, сексуальным посягательствам испытывают чувство беспомощности, вины, неверия в свои возможности. Как правило, дети плохо к себе относятся. «Я плохой, гадкий». -«Почему?» - «Так мама говорила, и все так говорят». Они себя винят в том, что с ними плохо обращаются. Чувство вины особенно остро ощущают жертвы сексуального насилия: «Я сама виновата, я плохая».
• Нарушение доверия к окружающим людям. У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин; их пугают новые жизненные ситуации. Нередко ребенок, как бы родители с ним ни обращались, все равно их любит. В то же время он не знает, что его ждет, будут ли его бить, насиловать, оскорблять, и поэтому первое время пребывания в приюте открыто конфликтует с любыми взрослыми. Имея опыт жестокого обращения, они как бы «проверяют» взрослых, специально выводят их из себя, чтобы увидеть его реакцию. Проверка незнакомых людей может быть долгой, особенно тех, кому дети хотели бы доверять.
• Отрицательное отношение к своему телу, неконтролируемое отношение к принятию пищи. Например, ребенок либо морит себя голодом (анорексия), либо переедает (булимия). Переедание часто сопровождается рвотой.
• Склонность к самодиструктивному поведению. Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, даже физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой травмирующей ситуации. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, такие дети считают себя плохими.
Советы родителям учеников начальной школы
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Мы, взрослые, — и учителя и родители — хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь. Для этого нужно создать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Учителя будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в желания ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.
Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь.
То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным, такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков,
Помните, ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, которому малыш доверяет самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малыша. Верьте в ребенка, верьте в учителя. Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть перед каждым родителем.
ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ
Несколько полезных советов.
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали”.
2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: "смотри, не балуйся”, "веди себя хорошо”, "чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка ("не волнуйся, все получится”, "давай разберемся вместе”, "я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Десять заповедей для родителей
Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш”, "свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Хорошие дети – у хороших родителей.
Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.
Психологи советуют:
1. предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
2. лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
3. не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.
Помогите ему самому найти выход:
1. в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
2. не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
3. не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.
МАМЫ И ПАПЫ
1. Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
2. Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
3. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
4. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
5. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
6. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютер: "за" и "против".Десять советов родителям.(статья для родителей).
Советы родителям о пользе и вреде компьютера....
Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"
В помощь родителям первоклассников....
Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
Поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...
Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)
Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Памятка для родителей "Как помочь ребёнку освоить УУД?" Советы родителям по формированию универсальных учебных действий у школьников".
Как родителям помочь развить универсальные учебные действия у своих детей....
Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"
Пять отдельных советов родителям...