Возрастные особенности младших школьников.
материал на тему

Баранова Надежда Владимировна

Игрушкам детства- свой черед, а зрелый опыт- поздний плод. У.Блейк

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности младших школьников.

Игрушкам детства - свой черед, а зрелый опыт -

поздний плод. У.Блейк

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения, этой проблемы начинается деятельность классного руководителя.

В шесть (семь) лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности»; которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди.

Биологические особенности Младшие школьники переживают период второго округления: *у ребят замедляется рост и увеличивается вес,

*        скелет подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается. У ребенка слабые кости, сухожилия, легко растягиваются связки. В это время важно не допустить искривления позвоночника.

*Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма, значительно возрастает сила мышц.

*        совершенствуется нервная система. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает мозга взрослого человека 1400 граммов. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможений, потому что возбудимость младших школьников очень высокая.

  • Восприятия органами чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%>. Свет должен падать с левой стороны. Расстояние между глазами и тетрадью должно быть 30 см Нельзя читать лежа во время еды, в транспорте.
  • В этом возрасте идет интенсивная смена молочных зубов. В связи с этим ребенку необходимо достаточное количество фосфора и кальция.

Влияние школьного обучения на мышлении и речь проявляется в том, что словарный запас ученика становится богаче, учащиеся приобретают умения устно и письменно излагать свои мысли.

Память: мозг уч-ся обладает такой пластичностью, которая позволяет ему запоминать дословно. Лучше запоминается яркий материал.

В младшем школьном возрасте закрепляется самооценка. Она может быть завышенной, заниженной, адекватной. Главным условием формирования адекватной самооценки ученика явл. помощь взрослого в осознании степени своего продвижения вперед и на основе этого помощь в укреплении веры в свои силы.

В достижении успехов младшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если педагог и родители, которые являются для ребенка авторитетом, требуют от него только успешности в учебной деятельности, наказывают за неудачи, ошибки, это приводит к тому, что ребенок будет руководствоваться лишь мотивом избегания неудач.

             Если педагог и значимые взрослые хвалят ребенка, поддерживают его, отличают его успехи, то это будет способствовать развитию мотива достижений.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Каждый из четырех видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте.

Что собой представляют психологические процессы младших школьников?

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшему школьнику свойственно путать цифры "9" и "6й, мягкий и твердый знак, написание заглавных букв "Я" и "3", но в то же время им интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с интересом, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное им. В начале не способны детально рассматривать предмет. Они замечают в предмете не главное, а то что ярко выделяется ( цвет, величина ) В развитии восприятия огромную роль играет слово. 1кл- слово название завершает процесс восприятия, 2кл- после названия предмета дети в словесной форме продолжают описывать предмет, с Зкл- словесный материал не нуждается в наглядности.

Внимание младших школьников - непроизвольное (не умеют прилагать усилия чтобы сосредоточиться), неустойчивое (отвлекаются при внешних раздражителей), мало по объему (2-5 букв).

В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности. Внимание напрямую связано с мотивации учения, с чувством ответственности за собственную учебу и ее результат.

Мышление учащихся начальной школы наглядно образное, постепенно переходит к абстрактно - логическому.

На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения.

К концу четвертого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый более качественный уровень - уровень понимания причинно - следственных связей. Интеллект ученика развивается в школе как ни в какое другое время.. Развитие мышления должно идти не только в урочной деятельности, но и во внеурочной.

Мышление связано с речью. В связи с этим можно привести исторический пример, связанный с именем Сократа. Когда к Сократу приводили человека на предмет определения уровня образованности, то великий философ задавал всего один вопрос: "Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!" По темпу речи, модуляции, тонировке, интонациям и лексическому запасу, грамматическому построению фразы Сократ определял профессию человека, среду его проживания, уровень образованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию

Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....

Возрастные особенности младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...

Возрастные особенности младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...

Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников"

Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников " предназначено для родителей первоклассников.Родительское собрание по данной теме рекомендуется провести  в сентябре. Класс...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста....

Возрастные особенности младших школьников

Возрастные особенности младших школьниковОтличие младших школьников друг от друга, девочек от мальчиковАнатомо-физиологические особенности младшего школьникаРекомендации...