Отзыв на публикацию в районной газете по поводу обучения по ОС "2100".
статья (3 класс) по теме

Калинина Татьяна Гаврииловна

Являясь убеждённой соратницей ОС "Школа 2100", я нередко сталкивалась с негативным отношением родителей к этой программе. Однажды в нашей районной газете было опубликовано мнение бабушки ребёнка, изучающего математику. Суть претензий - "обилие в учебнике  иностранщины". По форме -  призыв "Долой!" Сейчас программа постепенно убирается из школ.  В качестве - кто знает? - прощального поклона программе , так многому  научившей меня, - публикую ту свою статью, так и не нашедшую себе места в газете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv_na_publikatsiyu_v_rayonnoy_gazete.rar41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые работники редакции. Прочитала вашу статью «Доколе?» в №82   и не смогла остаться равнодушной  к высказанным мнениям. Надеюсь, что в газете, которую я выписываю, поддерживаю, читаю много лет, найдётся место и для мнения прямо противоположного напечатанному  (как оказалось,  по этому поводу я ошибалась, нет, не нашлось, более того, формулировка отказа оказалась некрасивой).

    Итак, отбросив эмоции, возьмём учебник, на который, не называя его, ссылаются  в статье. Это, по всей видимости, «Математика» образовательной системы «Школа 2100» для третьего класса. Откроем его и вдумчиво посмотрим. С первых же страниц детям предлагается совершить путешествие  на необитаемый остров (в следующих разделах дети моделируют ситуацию, когда остаются дома одни, затем идут на день рождения, отправляются на лыжную прогулку, в летний спортивный лагерь. Заканчивается учебный год летними каникулами.) В перечисленных выше жизненных ситуациях детям предлагают решить математические задачи, ибо, как отмечают учителя математики, любая задача из учебника – это описание жизненной истории. При решении задач детям помогают герои детских книг. Что это за книги? Перечислю:

С. 3 первой части учебника: Э.Успенский «Трое из Простоквашино» и М.Твен «Приключения Тома Сойера». Далее во всех задачах встречаем имена героев: Дядя Фёдор, Матроскин (до стр. 10),  Гек, Том (с.11-21). Затем авторский комментарий и нас встречают герои В. Драгунского (с. 29 читаем их имена: Иван Иванович, Виктор Сергеевич, Мишка, Костик, Денис, Алёнка и Наташа). С ними ученики будут решать задачи примерно  до с.  70-71. Правда, при этом они встретятся с Джоном на с. 63 и решат задачу №8. Затем на с. 65 №7, 66 №5, 68 №6, 69 № 7, 70 № 5(б)  русские ребята выступят в роли хозяев для американских гостей и решат с ними задачи, поиграют в игры, например, кто сколько назовёт русских городов. Надеюсь, гостеприимство, которым всегда славилась наша страна,  не исключает патриотизма, даже если к нам приехал Джон, а не Иван.

После авторского комментария нас встречают герои Кира Булычёва  Алиса Селезнёва и её друзья, знакомые мне, например, ещё с советской школы. Кстати, Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, Москва) — советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист (коллекционер медалей), сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой (данные из Википедии). До с. 96 мы решаем задачи с Громозекой, Алисой и остальными героями Булычёва (правда, с. 96 преподносит нам сюрприз в виде упоминания острова Суматра, не принадлежащего России). Алиса Селезнёва встречает нас и во 2 части учебника (с.2-5).

Со с. 6 эстафету принимает А.Волков со своим «Волшебником Изумрудного города» - прекрасной сказкой о дружбе, взаимопомощи, смелости. До с. 37 герои Волкова решают с учениками жизненные задачи. С. 38 – опять знакомые с детства Витя Малеев и его друзья – Лика, Костя, Коля, Мишка, Майя. Они будут с нами всю вторую часть и до с. 22 третьей части.

Ну и наконец, со с. 23  до с. 61 мы будем работать, шутить и играть с Пеппи Длинныйчулок А. Линдгрен, вызвавшей такое бурное негодование. «Бедным» детям предлагают проговорить такие «трудные» шведские имена, как Томми, Анника и господин Нильсон (который, кстати, обезьяна; даже  в России обезьян и других  домашних любимцев редко называют  Петями, Вовами или Танями).

Подведём итог: «засилье» иностранщины в учебнике для 3 класса ограничилось классикой всемирной детской литературы – двумя книгами:  Марка Твена и Астрид Линдгрен и их героми (не теми, которых мы видим в телевизоре, компьютере: Винксы, Энгри-бёрдсы и иже с ними).  Посчитаем страницы – на ¾ произведений советской детской классики всего 1/3 страниц зарубежной литературы.

Кстати, на с. 79 №13 задачу решаем с былинными богатырями.

Итак, подведу итог вышесказанному. Никак не могу согласиться, что книги, которые я читала с детства, классика детской литературы, повредят детям и помешают им стать патриотами. Что же касается русской литературы, то и её произведений достаточно в системе «2100». А если мы возьмём другие учебники образовательной системы, то увидим таких сквозных героев, как  Лена с Мишей, и Анюта  с Илюшей, и Петя Зайцев и Вова с Катей.  Так что делать вывод о «неправильности» этих учебников на основе вырванных их контекста примеров считаю некорректным. И если моё мнение кому-то не понравится,

не понимаю, почему я не имею права его высказать.

С уважением к чужому мнению, выпускница факультета русского языка и литературы 1998 года, учитель начальных классов ОС «Школа 2100» Калинина Т.Г.

Примеры взяты из учебника: Математика,  3 кл.:  В 3 ч. / Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. – М.: Баласс, 2012 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в районной газете

Статья для конкурса педагогических достижений в номинации "Классный руководитель"...

Моя публикация в районной газете "Яик"

Моя статья "Хеҙмәтенә күрә хөрмәте" была напечатана в районной газете...

Статья из районной газеты "Наше слово" (Топчихинский район Алтайского края)

В данной статье говорится  о победе  команды МКОУ Парфёновской СОШ в муниципальном этапе региональной олимпиады "Вместе - к успеху!", проходившей 20 января 2015 года....

Статья "Книжкины именины", стр.16 в районной газете "Время Ямала".

Статья рассказывает о традиционном  мероприятии, открытии  "Книжкиной недели" в МБОУ "Ямальская школа - интернат"...

Статья в районную газету о учителе Волокитиной Т.В.

В 2019 году Нижнесаянтуйской СОШ исполняется 120 лет. Эта статья о учителе Волокитиной Т.В., которая 36 лет посвятила работе в данной школе....

Районная газете "Степная нива"

Материалы обо мне и моих учениках в районной газете "Степная нива"....