Проблемы школьной адаптации первоклассников
статья (1 класс) на тему

Как же помочь будущему первокласснику? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_shkolnoy_adaptatsii_pervoklassnikov.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы школьной адаптации первоклассников

Любой ребенок с большим энтузиазмом идет в первый класс. Сначала малыши очень гордятся своим новым статусом школьника, но, ознакомившись с новыми обязанностями, начинают  бояться школы. На смену беззаботным играм в детском саду приходят ежедневные занятия. Чем больше подготовлен ребенок физически, психологически и интеллектуально, тем проще ему будет учиться. Но большинство детей, которых отправляют в школу в 6-летнем возрасте, еще не готовы к новым  нагрузкам. Одни родители начинают чрезмерно опекать свое чадо, другие проявляют полное равнодушие к своему ребенку. Первоклассник должен чувствовать себя самостоятельным и взрослым - ведь он нуждается в помощи близких ему людей. Некоторые дети, не имея опыта общения в коллективе, намного сложнее проходят адаптацию. Они либо замыкаются  в себе или начинают вести себя агрессивно. Как же помочь будущему первокласснику? Нужно уделяйте ребенку как можно больше внимания. У него должны сложиться теплые отношения прежде всего с родителями, а затем и с учителем. Необходимо выслушивать все школьные новости, помогать с выполнением домашних заданий. Чем больше хвалить и поощерять ребенка даже за небольшие достижения, тем быстрее у него разовьется чувство самостоятельности. При этом  нельзя его сравнивать  с другими детьми, даже если у него не все получается. Нужно стараться компенсировать интеллектуальную нагрузку физической. Например, много гулять или заниматься каким-либо видом спорта. Важно придерживаться четкого распорядка дня.

         Школьная адаптация - это процесс привыкания к новым школьным условиям, в которых ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен.

     Адаптация может проходить в  легкой, средней или тяжелой форме.

•        Легкая – закономерность реакции организма на изменение условий жизни, нарушения здоровья наблюдаются первое полугодие.

•        Средней тяжести – закономерность реакции организма на изменение условий жизни, нарушения здоровья наблюдаются первое полугодие.

•         Тяжёлая – непосильные учебные нагрузки, изменения состояния здоровья, нарастающие от начала к концу учебного года.

         Выраженность и длительность процесса адаптации,  ее успешность зависят от состояния здоровья ребенка, поэтому проблемной школьной адаптации давно уже занимаются медики.

         Школьный стресс – нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.

         Критерии благополучной адаптации:

1. Благоприятная динамика работоспособности, ее улучшения на протяжении первого полугодия.

2. Отсутствие неблагоприятных изменений состояния здоровья.

3. Хорошее усвоение программного материала.

        Первые недели обучения характеризуются:

1. Низким уровнем и неустойчивой  работоспособностью.

2. Высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системой.

3. Периодом напряженной регуляции всех систем организма.

4. Низким показателем координации систем организма.

         Задачи учителя:

1. Учить пониманию того, что класс – это коллектив доброжелательных товарищей.

2. Быть примером отзывчивого и готового прийти на помощь человека.

3. Обязательно оценивать успехи учащихся в процессе учебы.

4. Замечать успехи каждого ученика.

5. Помогать учащимся понять, что учение – это ценность, имея которую, приобретаешь знания

6. О недостатках говорить наедине, не делать неуспехи достоянием гласности.

         Адаптация делится на физиологическую, психологическую, личностную и социальную. Все они взаимосвязаны между собой.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

1.        Первый этап (первые 2-3 недели) ориентировочный - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

2.        Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3.        Третий этап - период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность  физиологической адаптации приблизительно 5 – 6 недель.

Организму ребенка очень трудно перестроиться на школьную жизнь. У многих первоклассников наблюдаются головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.  Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14 – 16 %, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

       Психологическая адаптация.

Первое полугодие в школе самое трудное. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. А в процессе школьного обучения главное – научить детей осознать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств.

        В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, они отвлекаются на уроках, могут дерзить учителям. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудачи, замечании плачут.

       Социальная адаптация.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий:

•        Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

•        Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

•        Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки.

      Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности. Влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

 Самое главное, чтобы ваш школьник понимал, с  какими бы сложностями он не столкнулся – ему есть на кого положиться. Любящее родительское сердце всегда подскажет, как помочь своему ребенку справиться с проблемами.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.Школьная адаптация первоклассника.

Статья рассматривает частые ошибки родителей,которые предъявляются ребёнку с началом обучения...

Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников

Доклад на тему ""Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников"", для выступления на родительских собраниях, семинарах....

Проблемы школьной адаптации.

Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома....

Статья" Проблемы школьной адаптации первоклассников "

Начало обучения в школе – наиболее важный и сложный момент в жизни детей. Это новые контакты и отношения, новые обязанности, новые требования. Это напряженный период жизни, так как требуется максималь...

Проблемы школьной адаптации первоклассников. Советы родителям

В статье приводится материал для беседы с родителями о проблемах школьной адаптации первоклассников....

Родительское собрание на тему «Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации»

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел.  Он теперь - пятиклассник!...

Статья:"Проблемы школьной адаптации"

Проблемы школьной адаптации.Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как невнимательных, ...