Быть готовым к школе
консультация (1 класс) на тему

Фролова Елена Ивановна

В данной работе даются рекомендации, советы для родителей и будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_gotovym_k_shkole.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.   Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»    (Венгер Л.А.)                                                                            Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться.  Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально?                                                                                             Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения  ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Что отличает ребёнка, готового к школе?   ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ предполагает развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. (Например: морковь – огород, грибы – лес и т.д.) К 6-7 годам ребёнок должен знать:  свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы;  имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.                                                                                                            Интеллектуальная готовность к школе. Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через интересную для ребенка игру.                                                 Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности.          * Предлагайте ребенку игры, которые требуют умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Все эти задания формируют у ребенка мысль о существенных признаках. Создание понятий – это результат сложной мыслительной деятельности.                     *    Читайте ребенку вслух. Слушая вас, ребенок учится фиксировать свое внимание, у него развивается речь, мышление. Со временем ребенок сам захочет читать, а ваша задача привить ему любовь к чтению.                                                                                    *   Разучивайте стихи. Это занятие поможет развить непосредственное запоминание.                                                                       * Раскрашивайте вместе с ребенком картинки, обводите по контуру, вырезайте фигуры, занимайтесь «оригами», лепите животных из пластилина, используйте в занятиях с ребенком пальчиковую гимнастику – все эти занятия отлично развивают мелкую моторику рук.                                                                                     * Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится обучение). Например, попросите ребенка пересказать вам фильм, книгу, составить  текст на основе картинки, рассказать о том, что интересного у ребенка произошло за день, с кем он играл и что узнал нового.             МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ.                                                 Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.                                        С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.                                                У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуются память и внимание,
в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи.
Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть. Правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувства дружбы и товарищества.
Все виды человеческой деятельности, так или иначе, связаны с речью. Развивать речь через чтение, слушание и заучивание стихов, скороговорок, загадок. Любознательный ребенок всегда с удовольствием будет идти в школу.
Почти все дети хотят идти в школу, но их желание основывается на внешних проявлениях (я уже взрослый, мои друзья тоже идут в школу, в школе красиво, у меня будут красивые ранец и пенал).
Выясните, насколько представления ребенка о школе соответствуют действительности, задавая ему соответствующие вопросы. Важно рассказать ребенку о школьной жизни в положительном ключе, но, не слишком приукрашивая действительность. Расскажите будущему ученику о звонках, переменах, домашних заданиях. Скажите, что учиться - это ответственно и интересно. Ни в коем случае не говорите при ребенке, что учиться сложно, неинтересно, школьные знания не нужны в жизни.
Кроме того, важны отношения ученика с одноклассниками и преподавателями. Каждый день расспрашивайте маленького школьника о том, как прошел день, с кем он общался, как зовут его новых друзей, чем они интересуются.
Если ребенок подружился с кем-то, можно пригласить его к себе домой, сходить вместе погулять.
Пусть ребенок сам выберет себе друзей. Ребенок должен уметь контактировать с разными детьми для развития навыков общения.
Ребенку нужно время, чтобы освоиться в коллективе (около месяца), поэтому не торопите его с выбором товарища.
Уважительное отношение к личности ребенка и Ваш личный пример построения отношений с окружающими поможет ребенку легче сходиться со сверстниками.                                                  Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.                                                                                
 Самое главное, у ребенка должно сформироваться положительное отношение к школе и учителям. Ни в коем случае не говорите при ребенке о них плохо! Кроме того, что ребенок не захочет идти в школу, у него к тому же могут сложиться сложные отношения с учителями.  Второе – развитие волевых качеств ребенка, способности контролировать свои желания и поступки, умение подчиняться дисциплине (не разговаривать на уроках, поднимать руку и т.д.)                                                                                                             Рекомендации по развитию мотивационной готовности 

➢ Расскажите ребёнку о том, как вы сами учились в школе

➢ Примите участие в экскурсии по школе

➢ Обсудите с ребенком, чем отличается школьник от дошкольника

➢ Читайте с ребёнком

➢ Проговорите с ребёнком, что он будет делать если возникнет не предвиденная ситуация в школе (потерял шапку, не знал где находится туалет)

  Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры.

        Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

        Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

       Общие рекомендации по формированию воли ребенка

Итак, родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

1)    не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;

2)    активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3)    даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

4)Обращайте внимание ребёнка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни

5) Если вы хотите, чтобы ребёнок привык выполнять самостоятельно ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним список дел на весь день. Если пока ещё ребёнок не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков.

6)Можно поиграть с ребёнком в молчанку: в течение 2-3 минут предложите ему не разговаривать

7) Игра «Да» и «Нет» не говорите - отличный способ развития волевых качеств ребёнка.                                                                                            В каждом классе происходят конфликты между учениками. Постройте отношения с первоклассником так, чтобы он сам рассказывал Вам обо всем, а затем вместе ищите выход из ситуации.                                                                    КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ - Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание  контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические         задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;

задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).                                                                                        Рекомендации по развитию коммуникативной готовности

  1. Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться.
  2. Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия.
  3.  Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь.
  4. Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми.
  5. Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть маленькие дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • беременность и роды протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

первое правило:

-  только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей.

         второе наше правило:

        -  никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Вы будете сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Причем не только учебу, но и поступки.

 Нашу встречу хочется закончить

Пожеланием  родителям в процессе подготовки ребенка к школе

  • Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
  • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
  • Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
  • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
  • Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
  • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
  • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
  • Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.   

Будьте спокойны и уверены в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Быть готовым к школе"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».  Венгер Л.А.Родительское собрание по теме «Быт...

Родительское собрание: "Быть готовым к школе"

Цель родительского собрания:  создание  условий для включения  родителей будущих первоклассников  в процесс  подготовки ребенка к школе. Проведена  анкета, где ...

Родительское собрание по теме «Быть готовым к школе»

Эпиграфом собрания были слова Венгера Л.А.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». Родители ...

Родительское собрание "Быть готовым к школе"

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.  Перед началом учебного года необжодимо познакомить родителей с трудностями адаптации ребенка  в школе, дать советы и рекомендаци...

Что значит «быть готовым к школе»?

Многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать, тогда ему будет легко в школе. Однако, как доказал многоле...

Что значит «быть готовым к школе»?

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»...