Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание"
методическая разработка (4 класс) на тему

Виктория Алексеевна Бистеева

Задача родительского собрания сформировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_pooshchrenie_i_nakazanie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ачинеровская средняя общеобразовательная школа»

Родительское собрание

В 4 классе

Тема: «Поощрение и наказание»

                                                            Подготовила:        

                                                                                     учитель начальных  классов

МКОУ «Ачинеровская СОШ»

 Бистеева В.А.

п. Ачинеры 2015г.

Задачи родительского собрания:

  1. Образовательные: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.
  2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка.
  3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
  4. Специальные: оказать родителям психолого – педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Перечень нормативно – правовых, информационно – методических материалов, психолого – педагогической литературы по данной теме

- Всеобщая декларация прав человека.

- Декларация прав ребенка.

- Конвенция о правах ребенка.

- Конституция Российской Федерации.

- Семейный кодекс Российской Федерации «Об образовании».

- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Гордин Л.Ю. поощрения и наказания в воспитании детей. М.:1971

- Е.О. Еременко, Е. К. Лобачева  Родительские собрания М.2009

Подготовка к собранию:

  1. Подбор и анализ нормативно - правовых  и информационно – методических материалов, психолого – педагогической литературы.
  2.  Проведение психологом анкетирования учащихся с целью выявления применяемых в семьях методов поощрения и наказания, анализ и обобщение его результатов.
  3. Проведение предварительного анкетирования родителей с целью выявления их представлений о возможном применении различных методов поощрения и наказания ребенка, анализ и обобщение его результатов.
  4. Подготовка учителем совместно с социальным педагогом, родительским комитетом памятки для родителей.

План собрания: 

  1. Доклад «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье»
  • Право на  защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • Право на  жизнь и охрану здоровья,
  • Право на образование.
  1. Знакомство с результатами предварительного анкетирования.
  2. Постановка проблемы «Что такое поощрение и наказание?»
  3. О встрече на память (Памятка родителям.)
  4. Принятие решения родительского собрания.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Выступление детей:

1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают —

2. Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3. Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4. Папа, мама, ты и я —
Называемся «семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

I. Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Устав ОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану  жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения, Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к
формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что  нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности,  занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».    

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Таким образом, защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов.

II.Знакомство с результатами предварительного анкетирования детей и родителей, сравнить и выявить проблемы.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?(Требование, убеждение, наказание, поощрение.)
  2. Какие виды поощрения вы используете в воспитании?  
    (Похвала, одобрение, подарки.)
  3. Наказываете ли вы ребенка физически?(да, нет, иногда)
  4. Положительно ли влияет на ребенка избранная мера наказания?(да, нет, иногда)
  5. Существует ли, с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребенка?
  6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли с вами своими секретами?

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1.Если ты провинился, как тебя наказывают дома? (Ругают, бьют, не разрешают гулять и т.п.)

2.Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители? (Хвалят, называют ласковыми словами, делают маленький подарок, не обращают внимания.)

3. Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам?(да, нет, иногда)

4. Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя сильно ругали?

5.Хочется ли тебе сделать что-то еще лучше, если тебя за это хвалят?

6. Делишься ли ты своими секретами с родителями?

III. После сравнения таблиц анкетирования, учитель предлагает порассуждать о том, что такое поощрение и наказание.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие виды поощрения вы используете?
  2. Какое место занимает поощрение в нравственном становлении ребенка?
  3. Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?
  4. Как вы относитесь к физическому наказанию?
  5. Существует ли связь между наказанием и формированием нежелательных черт характера ребенка?
  6. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?

IV.Решение общего родительского собрания

1.  Принимать ребенка таким, какой  он есть и любить его.
2.   Рекомендовать родителям чаще использовать различные методы поощрения ребенка.
3.   Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
4.   Наказание не должно вредить здоровью – ни  физическому, ни психическому.
5.   Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.

V. В завершении   собрания раздаются «Памятки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"

Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание"

Презентация для проведения родительского собрания  на тему  "Поощрение и наказание в семье". Прилагается анкета для родителей и памятка "Как поощрять ребёнка в семье"....

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание"

Родительское собрание  разработано с целью  показать родителям значение методов поощрения и наказания , способствовать сотрудничеству детей и родителей....

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"

Цели и задачи:   1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.3. Показать преимущес...