Скоро в школу
презентация к уроку на тему

Вафина Лилия Ильшатовна

"Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.… Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon skoro_v_shkolu.zip711.99 КБ

Предварительный просмотр:

     Своё выступление я хотела бы начать словами Льва Кассиля:

"Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.… Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…

    Начало обучения в школе –это  важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей,    это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

  Быть родителями первоклассника нелегко. Что их ждёт впереди? От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?  Как помочь детям преодолеть трудности на этом пути? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.

   Первый и чаще всего возникающий вопрос у родителей - что такое готовность детей к школе?

     Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его, например, читать. С этой целью еще в раннем дошкольном возрасте у ребенка в распорядке дня появляются учебные занятия. Парадокс заключается в том, что можно не уметь читать и писать к началу учебного года, а быть готовому к школе и успешно обучаться. И наоборот, можно владеть определёнными  учебными навыками до  школы. А в дальнейшем не усваивать школьную программу, и отставать, отставать, отставать.

  Часто бывает, что приходя в школу, ребёнок неплохо читает, иногда даже больше нормы по технике чтения. И в начале первого класса, когда все дети начинают изучать  первые буквы алфавита, он старается показать свои знания, ребёнок тянет руку, просит почитать вслух, когда весь класс изучает классификацию звуков, учатся анализировать их, чертить схемы слов, мальчик демонстративно не принимает участия в уроке, теряет  интерес к обучению и откровенно скучает. Почему так происходит?

   Да потому что, ребёнок может читать и считать, но у него не сформированы навыки поведения на уроке (произвольность поведения), положительное   эмоциональное отношение к учёбе, умение общаться, выражать свои мысли вслух, не развита тонкая координация  моторики рук (взаимодействие движения рук со зрением), тогда вся учёба пойдёт наперекосяк. На что паже надо обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

   Специалисты выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность.

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Она проявляется в способности ребенка концентрировать внимание, в умении строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями.

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

• можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

2. Мотивационная готовность.

   Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль -  роль школьника.

 -дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

 -ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

 -что учеба это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. 

3. Волевая  готовность.

   Предполагает наличие у ребенка:

- способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.

- умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».

- умение управлять своей умственной деятельностью -  выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.

- умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.

  Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

4.Коммуникативная готовность.

 - умение ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

- включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

  В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Важную роль играет развитие школьно-значимых психологических функций:

- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в  тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15 – 20 минут);

- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово – картинка либо слово – ситуация/)

Наконец, к 1 классу ребенок должен знать и уметь:

- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.

- Уметь сравнивать группы предметов -   больше, меньше или равно.

- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт,  одежда, обувь, растения, животные и т. д.

- находить в группе предметов  лишний
-  высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
-  иметь элементарные представления об  окружающем
мире:о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- иметь пространственные представления:
право-лево,вверх-вниз, под, над,

из-за, из-под чего-либо.
- культурно общаться с другими детьми.
- слушать старших и выполнять их распоряжения.

  Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в 
школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он плохо усваивает программу,
успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть
уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

«ПОРТРЕТ» ПЕРВОКЛАССНИКА, НЕГОТОВОГО К ШКОЛЕ:

чрезмерная игривость;

недостаточная самостоятельность;

импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

 неумение общаться со сверстниками;

трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

недостаточное развитие произвольной памяти;

задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

   Главная задача каждого родителя – создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием

             Запомните:

 • При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

 • Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

 • Ваша любовь и терпение будут служить гарантом  уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

    Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!  Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!

Вафина Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Статья "Первоклашка скоро в школу"

Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....

Буклет "Скоро в школу"

Рекомендации для родителей первоклассников....

Скоро в школу!

Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе....

Родительское собрание Скоро в школу

Как  приготовить ребёнка в школу? как выбрать портфель. чтоб сохранить здоровья? На эти вопросы есть ответы в презентации к родительскому собранию...

Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...