Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
- В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
- Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
- Для детей характерна высокая утомляемость
Когда уместна тревога?
Обычно
- Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
- Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
- Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
- Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
- Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Опасно
- Полное отсутствие интереса к учёбе,
- Делает уроки только «из-под палки»
- Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
- Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, агрессию
- Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
- Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков
Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
Уровни адаптации:
Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).
Показатели адаптационных затруднений:
- Недостаточная реализация личностного потенциала;
- Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;
- Трудности в общении;
- Острое переживание неудач;
- Неадекватная самооценка;
- Несамостоятельность, поиск причин во вне.
Советы родителям:
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги.
«Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них.
Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память ребёнка
Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми.
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно».
Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Памятка родителям первоклассника
1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.
Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Школа – это не страшно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе
Родителям необходимо объяснить эти правила. Их всего 11. Опубликовал данные правила Симон Соловейчик....
Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе
Рекомендации родителям в период адаптации ребёнка к школьной жизни....
Примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом
примеры вопросов, которые помогут ученику написать отзыв о прочитанном произведении...
Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией.
· Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.·...
Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители
Данная статья помогает лучше понять и развить своего ребёнка....
Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди одноклассников
Памятка для родителей...
"Опасности вокруг нас". Классный час, посвящённый рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни.
Классный час "Опасности вокруг нас"Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работаЦели и задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной ...