Родительское собрание "Как помочь ребенку полюбить чтение?"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Как помочь ребенку полюбить чтение?
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно.
К сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят.
Если не изменить ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: « Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения сельских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Как научить ребенка читать? Как подружить его с книгой? – таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе.
В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Некоторые родители даже не могут назвать произведение, которое читает ребенок. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном обучении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А.Л. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Они не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.
По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с ребенком, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.
Вопросы родителей
1). Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». На сколько оправдан и эффективен такой прием?
(Говоря так ребенку, мы меняем местами книге, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…»).
2). Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?
(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научатся читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствиям школьным требованиям родители частенько забывают о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой, и неосторожно обрывают их).
3). Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок).
4). Важно ли читать с детьми вслух?
(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…).
5). Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также).
6). Как нужно относиться к комиксам?
(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы- гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста).
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
«Как привить интерес к чтению?»
- Рассказывайте детям сказки.
- Устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
- Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
- Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным.
- Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые много читают.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, магазине и т.п.).
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Поощряйте чтение любых материалов, периодической печати, даже гороскопов, комиксов и др. – пусть дети больше читают.
- В доме должна быть детская библиотека (пусть даже совсем небольшая).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- Разгадывайте с детьми кроссворды и почаще дарите их им.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
-Предложите детям до или после просмотра детского фильма (или мультфильма) прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Предложите нарисовать картинку к самому интересному месту
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык чтения и уверенность в себе.
- Поощряйте детей, когда они читают младшим сестренкам или братишкам.
- Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью.
- Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
- Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
Тест «Читательские умения ребенка»
№ | Вопрос | Выбрать вариант ответа | |
да | нет | ||
1 | Любит ли ваш ребёнок слушать сказки и рассказы? |
|
|
2 | Способен ли их пересказать? |
|
|
3 | Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно? |
|
|
4 | Вашего ребёнка больше интересует содержание, чем картинки в книге? |
|
|
5 | Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым? |
|
|
6 | Интересуют ли его (её) книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах) |
|
|
7 | Внимателен ли ваш ребёнок (в течение 30-40 минут) во время вашего чтения ему? |
|
|
8 | Он аккуратно хранит свои любимые книги? |
|
|
9 | Ваш ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется? |
|
|
10 | Он понимает смысл большинства сложных слов? |
|
|
11 | Чтение для него приносит удовольствие? |
|
|
12 | Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своём темпе)? |
|
|
13 | Ваш ребёнок знает много стихов и песен? |
|
|
14 | Ваш ребёнок с радостью учится читать? |
|
|
Обработка результатов.
Если больше ответов «Да»
Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный )период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.
Если больше ответов «Нет»
Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а самое главное- комплексных методик для обучения ребенка чтению. Сделайте все правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом, логопедом, поговорите с педагогом – они, скорее всего, могут дать вам консультацию по вашей работе что и как необходимо делать.
Относительно ребенка- заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как помочь ребенку полюбить чтение"
Представлена разработка родительского собрания для 2 класса....
Как помочь ребенку полюбить чтение
Как помочь родителям решить проблему, связанную с нежеланием детей читать....
Как помочь ребенку полюбить чтение.
Материал содержит информацию и тесты по теме....
«Как помочь ребенку полюбить книгу, чтение»
Рекомендация для родителей...
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ
собрание...
Родительское собрание 2 класс "Как помочь ребенку полюбить чтение"
Родительское собрание...
Родительское собрание в 1 классе «Как помочь ребенку полюбить чтение» .
Материал для провения родительского собрания в 1 классе....