Родительское собрание "Как помочь ребенку полюбить чтение?"
консультация на тему

Валеева Фидалина Рифовна

Сценарий собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyub_k_chteniyu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Как помочь ребенку полюбить чтение?

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно.

К сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят.

Если не изменить ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: « Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения сельских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

Как научить ребенка читать? Как подружить его с книгой? – таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе.

        В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Некоторые родители даже не могут назвать произведение, которое читает ребенок. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном обучении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А.Л. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Они не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с ребенком, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.

Вопросы родителей

1). Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». На сколько оправдан и эффективен такой прием?

(Говоря так ребенку, мы меняем местами книге, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте  детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…»).

2). Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научатся читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствиям школьным требованиям родители частенько забывают о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой,  и неосторожно обрывают их).

3). Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок).

4). Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…).

5). Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также).

6). Как нужно относиться к комиксам?

(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы- гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста).

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«Как привить интерес к чтению?»

- Рассказывайте детям сказки.
- Устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

- Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

- Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным.

- Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые много читают.

- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.

- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, магазине и т.п.).

- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

- Поощряйте чтение любых материалов, периодической печати, даже гороскопов, комиксов и др. – пусть дети больше читают.

- В доме должна быть детская библиотека (пусть даже совсем небольшая).

- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

- Разгадывайте с детьми кроссворды и почаще дарите их им.

- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

-Предложите детям до или после просмотра детского фильма (или мультфильма) прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

- Предложите нарисовать картинку к самому интересному месту

- Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык чтения и уверенность в себе.

- Поощряйте детей, когда они читают младшим сестренкам или братишкам.

- Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью.

- Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
- Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Тест «Читательские умения ребенка»

Вопрос

Выбрать вариант ответа

да

нет

1

Любит ли ваш ребёнок слушать сказки и рассказы?

 

 

2

Способен ли их пересказать?

 

 

3

Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?

 

 

4

Вашего ребёнка больше интересует содержание, чем картинки в книге?

 

 

5

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

 

 

6

Интересуют ли его (её) книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)

 

 

7

Внимателен ли ваш ребёнок (в течение 30-40 минут) во время вашего чтения ему?

 

 

8

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

 

 

9

Ваш ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

 

 

10

Он понимает смысл большинства сложных слов?

 

 

11

Чтение для него приносит удовольствие?

 

 

12

Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своём темпе)?

 

 

13

Ваш ребёнок знает много стихов и песен?

 

 

14

Ваш ребёнок с радостью учится читать?

 

 

Обработка результатов.

Если больше ответов «Да»

Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный )период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше ответов «Нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а самое главное- комплексных методик для обучения ребенка чтению. Сделайте все правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом, логопедом, поговорите с педагогом – они, скорее всего, могут дать вам консультацию по вашей работе что и как необходимо делать.

Относительно ребенка- заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребенку полюбить чтение"

Представлена разработка родительского собрания для 2 класса....

Как помочь ребенку полюбить чтение

Как  помочь родителям  решить   проблему, связанную  с нежеланием детей читать....

Как помочь ребенку полюбить чтение.

Материал содержит информацию и  тесты по теме....

Родительское собрание в 1 классе «Как помочь ребенку полюбить чтение» .

Материал для провения родительского собрания в 1 классе....