Готовность ребенка к школе
консультация на тему

Игнатьева Виктория Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_opredelit_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для родителей

Уважаемые родители! 

        Материалы этого раздела помогут  Вам найти ответы  на следующие вопросы:

1. Что такое готовность ребенка к обучению в школе?

2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?

3. Как  выявить  социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период его подготовки к  школе?

5. Что можно посоветовать родителям будущего первоклассника?

 

1. Что такое готовность ребенка к школе?

        

Задание для родителей.  Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

Узнавать большинство букв

Читать слова

Читать предложения

Писать буквы

Писать слова

Узнавать цифры от 1 до 9

Считать от 1 до 10 и обратно

Выполнять арифметические действия в пределах 10

Другое (что-то еще) ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

        Проверьте, отметили ли Вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.

        К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют Вашему ребенку успешной школьной жизни.

        Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к  школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также, каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов  определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.

          Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:

1.        Психологическая  готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и  возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.

2.    Интеллектуальная (умственная, когнитивная)  готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.

3.    Социально-личностная  готовность проявляется в умении и потребности ребенка  общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

4.    Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе? 

        С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.

        Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Каникулы - это самое  лучшее в школьной жизни
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень интересно, какие в школе уроки..
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

1-3 б. –  Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.

4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.

        Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.

9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.

        По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что  он будет весело и интересно проводить каникулы.         Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

        Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом Вам помогут материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.

        Помимо определения уровня  общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

  1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
  2. Умение различать гласные и согласные звуки.
  3. Умение членить слова на слоги.
  4. Умение строить  простые предложения из 4 и более слов.
  5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  6. Умение составлять рассказы о предметах, событиях.  
  7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений

  1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
  2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  3. Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  4. Умение соотносить цифру и число предметов.
  5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  6. Умение различать и называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 Кругозор ребенка:

  1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить  состав семьи.
  2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
  3. Знать правила поведения в общественных местах.
  4. Знать правила безопасного поведения на улице.
  5. Иметь общие представления  о временах года, сезонных явлениях.
  6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
  7. Знать названия частей суток и их последовательность

3. Как выявить  социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

 

        Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

Задание для взрослых:

        

        Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у Вашего ребенка  друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?

                Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).


        О
психологической  готовности к обучению в школе свидетельствуют:

-         учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

- умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);

-     развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
  • координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
  • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом:  слово-картинка либо слово-ситуация).

4.         Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период подготовки его к школе?

        Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений:

        - работа с конструкторами разного типа,  мозаикой, шнуровкой и пазлами;

- швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами, пластилином,         с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье-        маше, макраме, оригами и др.

- рисование в альбомах (карандашами, красками);

- работа в специальных тетрадях (прописи).

                О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:  

- способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;

- умение  рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать  различными способами;

- умение  использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;

- умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке, овалы и круги, треугольники и квадраты;

- умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).  

 

        Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается

- собирать разрезные картинки;

- собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;

- дорисовывать элементы, детали, части фигур,  элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;

- различать направления и выполнять повороты вправо – влево, вверх – вниз;

- различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед – за – около - между).;

- находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих (шумовых) изображений;

 - классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;

- срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;

-  копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;

-  находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);

-  находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;

-  различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;

- моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;

- запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех кратном повторении, воспроизводить 6 из них;

- группировать по смыслу слова и запоминать их;

-  запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений;

-  описывать предметы, находить их по заданным признакам;

- определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;

- задавать вопросы, способствующие развитию их (детей) мышления.

 

5. Советы родителям будущих первоклассников:

- Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники,  ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.

-  Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

- Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.

- Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то  малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.

- Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать  разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.

-    Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.

- Очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возможности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школе

Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание ...

Готовность ребенка к школе

Статья расскрывает вопрос о психологической готовности детей к школе....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...