Защитим права детей.
консультация (4 класс) на тему

Ткач Татьяна Николаевна

Ознакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка, основными правами детей, правами т обязанностями родителей, зафиксированными в Семейном кодексе РФ, Законе РФ «Об образовании».

         Собрание посвящено проблеме правого просвещения родителей. Задача классного руководителя познакомить их с основными международными  и российскими нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права детей, права и обязанности родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchitim_prava_detey.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Защитим права детей.

Цель: Ознакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка, основными правами детей, правами т обязанностями родителей, зафиксированными в Семейном кодексе РФ, Законе РФ «Об образовании».

        Собрание посвящено проблеме правого просвещения родителей. Задача классного руководителя познакомить их с основными международными  и российскими нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права детей, права и обязанности родителей.

        Необходимость такого разговора с родителями обуславливается их недостаточной информированностью в области прав детей, своих прав и обязанностей. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что только 8% родителей, по их мнению, хорошо знают семейное законодательство, семейные, международные и российские документы о правах детей. Почти половина из опрошенных матерей и отцов никогда не читали литературы, содержащей информацию о правах детей. Вместе с тем важность и необходимость пополнить свои знания в области прав детей, прав и обязанностей родителей признают 71 % респондентов.

Информационно-правовой лекторий.

        Принятие 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка стала кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Через год конвенция была ратифицирована нашей страной.

        Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благоприятные условия для развития детей. Ее нормы служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

        Сама Конвенция делится на 6 различных правовых норм, защищающих детей от различных форм произвола. Давайте познакомимся с ними.

        Первая группа прав – базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.

Вторая группа прав: обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.)

        Третья группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, право на свободу мысли, совести и религии).

        Четвертая группа прав обеспечивает здоровье детей.

        Пятая группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию.

        Шестая группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от бесчеловечного содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

         Положения Конвенции о правах ребенка только в том случае получат реальное исполнение, если найдут свое развитие в «законодательных актах государств мира».Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990 г. и с этого времени активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Положения этого важного документа вошли в Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании». Так, глава 11 Семейного кодекса называется «Права несовершеннолетних детей». Дети – лица не достигшие возраста 18 лет (совершеннолетия), - имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на воспитание, содержание и заботу со стороны своих родителей, на уважение своего человеческого достоинства. Важно право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающегося его интересы.

        Основополагающим является право на защиту прав и законных интересов ребенка, которое должно осуществляться родителями или лицами, заменяющими их (усыновители, опекуны, попечители), а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Данное право включает в себя и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Предусмотрено, что для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – и в суд. Заметим, что большинство положений Конвенции обращено к правительству, т.е. к тому органу в государстве, которое обладает реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Однако многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

        Таким образом, главные защитники прав ребенка – его родители. Их к этому обязывает семейное право. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без посторонней помощи государства. Значит, следующий защитник прав детей – государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые денежные средства.

Государственные гарантии прав граждан в области образования.

Возможность получения образования.

(Закон РФ «Об образовании», ст.5).

  1. «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии; убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости».
  1. «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования… в пределах государственных образовательных стандартов …»
  1. «В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом».
  2. «Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
  3. «Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливается Правительством РФ».

Таким образом, пункты 1, 3, 5, 6, 7 ст.5 Закона РФ «Об образовании»

гарантируют любому ребенку возможность получения образования. Гарантии заключаются в возможности получения среднего (полного) общего образования бесплатно.

        Статья 5 Закона РФ «Об образовании» как бы раскрывает п. 1 ст. 43 Конституции РФ о том, что «Каждый имеет право на образование».

        Бесплатность образования гарантируется в пределах государственных стандартов.

        «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

        Российская Федерация в лице органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

                        (Закон РФ «Об образовании», ст. 7 п. 1)

           Образовательный стандарт определяет тот минимум содержания образования, который является единым для любой общеобразовательной школы, для любого региона страны. Это минимально допустимый уровень образования. Образовательный стандарт реализуется через содержание учебных программ по всем учебным предметам. Одновременно определяется максимальный объем нагрузки ученика. Все это устанавливается в «базисном учебном плане», который утверждается совместно федеральным органом управления образования и федеральным органом управления здравоохранением.

Формы получения образования.

«С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, экстерната».

                                (Закон РФ «Об образовании», ст. 10 п. 1)

Выбор формы образования для своего ребенка – это право его родителей, право семьи. Фактически действуют три формы получения образования: школа (дневная или вечерняя), семейное образование, экстернат.

Светский характер образования.

«Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах …

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…»

                                (Закон РФ «Об образовании», ст. 2)

Светский характер образования соответствует ст. 14 Конституции РФ о том, что Российская Федерация является светским государством. Это означает свободу государственных образовательных учреждений от прямого религиозного воздействия.

Дисциплина в образовательном учреждении.

«Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.

        Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

                                (Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

        Физическое насилие – это применение физической силы к ученику.

Формами психического насилия являются:

  • Угрозы в адрес обучающегося;
  • Преднамеренная изоляция обучающегося;
  • Предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • Оскорбление и унижение достоинства;
  • Необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • Негативная постоянная характеристика обучающегося;
  •  Демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

                                  (Комментарий к Закону РФ «Об образовании», ст. 56, п. 3.2)

«Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации».

                        (Закон РФ «Об образовании», ст. 56, п. 3.2)

Права и обязанности учащихся.

(Закон РФ «Об образовании»)

1. Права учащихся

Ученики имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными программами; (Ст. 5, п. 2)

б) выбор формы получения образования и образовательного учреждения; (Ст. 50, п. 2)

в) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения; (Ст. 50, п.4)

г) бесплатное пользование библиотечным фондом; (Ст. 50, п. 4)

д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; (Ст. 50, п.4)

е) участие в управлении учреждением; (Ст. 50, п.4)

ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; (ст. 50, п. 14)

з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; (Ст. 50, п. 16)

и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; (Ст. 50, п. 15)

к) добровольное вступление в любые общественные организации; (Ст. 50, п. 15)

л) защиту от применения методов физического и психического насилия; (Ст. 15, п. 6)

м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; (Ст. 51, п. 1)

н) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учебного учреждения; (Ст. 50, п. 17)

  1. Обязанности учащихся.

Обучающиеся обязаны:

а) выполнять устав образовательного учреждения;

б) бережно относиться к имуществу учреждения;

в) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;

г) выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Права и обязанности родителей (законных представителей)

(Ст. 52 Закон РФ «Об образовании»)

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних родителей до получения последнего основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
  2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
  3. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное образование общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
  4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Права несовершеннолетних детей.

(Извлечения из главы 11 «Семейного кодекса РФ»)

Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

  1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
  2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

  1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание не влияют на право ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Ст. 56. Право ребенка на защиту.

  1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
  2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащим выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

Ст. 57. Право ребенка выражать свое мнение.

        Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Права и обязанности родителей.

(Извлечения из главы 12 «Семейного кодекса РФ».)

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

  1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

  1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

 Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

  1. Родители  обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

 Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Ст. 64. Права т обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

  1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Ст. 65. Осуществление родительских прав.

  1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

  1. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Ст. 69. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родительского дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
  • Злоупотребляют своими родительскими правами;
  • Жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья детей либо против жизни или здоровья супруга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Защита прав потребителей"

Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всем мире правила ...

Административная ответственность за нарушение законодательства в части, касающейся защиты прав и интересов детей

Выдержки из "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ посвященные ответственности за нарушение законодательства в части, касающейся защиты прав и интере...

Защита прав детей в семье

Открытый классный час (родители + дети)....

Родительское собрание"Защита прав и достоинства ребенка".

Расширить знания родителей о правах ребенка, провозглашенных в «Конвенции о правах ребенка».Способствовать расширению педагогического кругозора родителей; стимулированию их желания стать хорошими роди...

Консультация для родителей "Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах"

Проблема защиты прав и достоинств ребенка сегодня очень актуальна и является проблемой общества и государства в целом. Моя консультация предназначена для просвещения правовой грамотности родителей....

10 важных правил как защитить здоровье детей зимой

С приходом зимы как-то само собой сокращается количество и длительность прогулок с детьми на свежем воздухе. То мы редко гуляем из-за плохой погоды, то на улице ему не интересно или мы просто торопим ...

Основные правила защиты наших детей от Интернет опасностей

Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное и учебное учреждение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля молодежи и совсем юной а...