АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Ответьте сами себе как можно искренне) Можете ли вы: - В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ. А - могу и всегда так поступаю - 3 балла. Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла. В - не могу - 1 балл. От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания. От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник. Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
| ТЕСТ для детей «Твои контакты с родителями» да - 2 балла, иногда -1 балл, нет - 0 баллов 1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями? 2. Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам? 3. Интересуешься ли ты работой своих родителей? 4. Знают ли родители твоих друзей? 5. Бывают ли твои друзья у тебя дома? 6. Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами? 7. Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома? 8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения? 9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам? 10. Хочешь ли ты, чтобы в «детские праздники» родители были вместе с тобой и твоими гостями? 11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги? 12. Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи и/или фильмы? 13. Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах? 14. Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 15. Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями? Итоги тестирования для детей «Твои контакты с родителями». Больше 20 баллов - твои отношения со старшими можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены. Менее 10 баллов - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить. |
СЕМЕЙНАЯ АНКЕТА « Давайте познакомимся » 1. Наш ребенок ф.и.о. дата рождения________________________ 2. Ф.И.О. мамы ____________________________________________ 3. Ф.И.О. папы _____________________________________________ 4. Место работы занимаемая должностьмама_____________________________________________________ папа __________________________ 5. Уровень образования родителей мама папа - высшее образование - высшее образование - неполное высшее образование - неполное высшее образование - среднее-спец образование - среднее-спец образование - среднее образование - среднее образование - неполное среднее образование - неполное среднее образование 6. Какие цели воспитательной работы с ребенком вы ставите в семье _____________________________________________________ 7.Какие задачи в воспитании ребенка должна, по вашему мнению, решать школа _____________________________________________ 8. Как вы представляете себе понятие культурный ребенок _____________________________________________________ 9. Какими способами вы реализуете свое представление о культурном ребенке ______________________________________ 10. В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой по обучению и воспитанию ребенка ____________________________ 11 .Как вы оцениваете состояние здоровья ребенка. На что рекомендуете обратить внимание Алгоритм подготовки к родительскому собранию | Анкета для родителей. 1.Хорошо ли Вы знаете своего ребенка? -да; -не очень; -плохо. 2. Много ли внимания Вы уделяете воспитанию своего ребенка? -круглые сутки; -5-6 часов в сутки; -1-2 часа в сутки. 3. Часто ли Вы хвалите своего ребенка за его успехи? -всегда; -иногда; -никогда. 4. Как Вы поощряете своего ребенка? -радуетесь вместе с ним его успехам; -стараетесь совместно организовывать досуг; -просто хвалите; -покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги. 5. Как Вы наказываете своего ребенка? -всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним; -ругаете, кричите, иногда даже обзываете; -не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.; -не разрешаете гулять, общаться с друзьями; -применяете физическую силу. 6. Верите ли Вы в своего ребенка? -верю, он целеустремленный и самостоятельный; - мой ребенок ничего не добьется в жизни; -думаю, у него есть шанс; мы поддержим его в любви к начинаниям. 7. Гордитесь ли Вы своим ребенком? -мой ребенок часто раздражает меня; -иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее; -уважаю своего ребенка и горжусь каждой его победой. 8. Доверяете ли Вы своему ребенку? -не доверяю; -считаю. Что нужно доверять, но проверять; -в наших отношениях царит абсолютное доверие.
Практические советы для работы с родителями |
- ЦЕЛЬ (что должны сделать родители после Вашего собрания?)
- КТО («портрет» родительской аудитории»)
- ЧТО ( Чего ждут? Что надеются услышать? Что будут делать с полученной информацией? Что их пугает? К чему они стремятся? Что они уже думают о Вас и о программе «Школа …»?
- КАКИЕ (Какие аргументы их могут убедить? Какие факты и идеи могут оттолкнуть? Какие слова и выражения сделают выступление более выразительным и эффективным?)
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | - Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
- Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
- Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
- В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
- Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
- Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
- Обсуждайте проблему, а не личностные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
- Мы вместе против проблемы, а не друг против друга. Учитывайте личные интересы родителей.
Тест «Какой вы родитель?» |
Если ребенок не может выполнить задание, родитель беседует с ребенком: - Какое задание ты должен выполнить? Ребенок проговаривает задание.
- Каким правилом нужно воспользоваться? Ребенок проговаривает правило.
- Приведи примеры на данное правило. Можно рассмотреть примеры, предложенные в учебнике.
- Есть ли вопросы по правилу? В случае необходимости родитель разъясняет правило.
- Приступай к выполнению задания.
Если ребенок хочет проверить, правильно ли он выполнил задание: Родитель называет ребенку правильный ответ. - Совпал ответ? Если ответ совпал, то можно еще раз проверить логику выполнения задания. Ребенок еще раз может проговорить, как он рассуждал.
Если ответ не совпал: - Каким правилом ты должен был воспользоваться? Ребенок проговаривает правило.
- Приведи примеры на данное правило. Можно рассмотреть примеры, предложенные в учебнике.
- Есть ли вопросы по правилу? В случае необходимости родитель разъясняет правило.
- Приступай к выполнению задания.
| Прочитайте фразы, записанные на доске, и выберите те, которые вы употребляете наиболее часто при общении с детьми. - Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала!
- И в кого ты такой уродился?
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну, на кого ты похожа!
- Я в твоё время.. !
- Ты – моя опора и помощница!
- Ну что за друзья у тебя!
- О чём ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой ты у меня сообразительный (ая)!
Посчитайте количество баллов по таблице и прочитайте характеристику ваших отношений с детьми. 7-8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности. 9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. 11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас. 13-14 баллов. Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам. № фразы | Количество баллов | 4. | 1 | 8. | 1 | 12. | 2 | 1. | 2 | 5. | 1 | 9. | 2 | 13. | 2 | 2. | 1 | 6. | 2 | 10. | 2 | 14. | 1 | 3. | 1 | 7. | 2 | 11. | 1 |
|
Памятка «Советы отцам и матерям» | Высказывания великих людей |
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
- Никогда не приказывайте из прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребёнка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.
- Никогда не принимайте решение в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия.
- Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.
- По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
- Действуйте во всём личным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
- Говорите обо всём без боязни. Речь – золото, молчание – свинец.
- Семья – это частная республика. Всё можно делать сообща: домашние поделки, мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.
|
Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. Г.А. Медынский «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы». А.С.Макаренко
Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. Эрих Фром
«Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». В.А. Сухомлинский
|
Семья- колыбель духовного рождения человека | Правила для родителей |
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из этой семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ –родительский дом.
| - Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности.
- Правило 2. -формирование адекватной самооценки.
- Правило 3. - приобщение ребенка к реальным делам семьи.
- Правило 4. - развивать силу воли ребенка.
- Правило 5. - учить планировать.
- Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
- Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми.
- Правило 8. - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность
|