Воспитание интереса к чтению.
консультация (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание интереса к чтению.
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Ведь хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Но почему то некоторые отцы и матери систематически просматривают у своего ребёнка только тетради, дневник с оценками, а что читают в свободное время сын или дочь, какие книги их интересуют, не находят нужным. А это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и воспитательное значение книги.
Один из моих третьеклассников, прочитав книгу Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями», сказал: «Я читал книгу с большим удовольствием. Она во многом помогает мне на уроках природоведения». Значит, надо как можно раньше пробуждать у детей серьёзную, прочную любовь к чтению.
Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителю много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время. Поэтому родителям необходимо серьёзно интересоваться домашним чтением детей.
В моём классе Наташа считается самым страстным книголюбом. Как только услышит на уроке или от ребят о новой интересной книге, теряет покой. А через два – три дня Наташа рассказывает нам всем о содержании прочитанного. Пересказывает книги очень увлекательно, да и читает она вслух тоже лучше всех.
По словам Наташиной мамы, первые детские книжки в доме стали появляться, когда дочке было около трёх лет. Пятилетней малышке мать, бабушка и отец уже читали «Что такое хорошо и что такое плохо». Маяковского, «Мойдодыр», «Путаница» Чуковского, «Что я видел» Житкова, стихи Барто, Маршака. Взрослые тогда с удовольствием наблюдали, как маленькая слушательница вступала в новый, неведомый ей мир, как она начинала чувствовать себя активной участницей всех прочитанных событий и осуждала Машу-растеряшу, упрямого Фому, смеялась над карапузом, убежавшим от вороны, над желанием похрюкать.
-Ну-ка, дочка, - обычно говорил папа, отдохнув с часок после работы, - почитаем с тобой что-нибудь. Наташа радостно бежала за книгой.
Папа никогда не торопился, как мама с бабушкой, перелистывать страницы, а терпеливо рассматривал с дочуркой все картинки, отвечал на все вопросы.
Вот Наташа стала первоклассницей. Приближался день рождения девочки. Как - то незадолго до этого праздника, папа сказал:
- А ведь наша дочь становится уже совсем большой: в нынешний день рождения она сама сможет прочитать книгу, которую я ей подарю. Папа всегда дарил дочери только книги.
В то утро, когда Наташе исполнилось восемь лет, она впервые прочитала вслух папе, маме и бабушке небольшую, но очень интересную книгу. С этого дня Наташа начала уже некоторые книги читать самостоятельно, отец записал её в детскую библиотеку, а в своём книжном шкафу освободил ещё одну полку для Наташиных книг.
Однако через некоторое время родители заметили, что их дочь самостоятельно читать любит гораздо меньше, чем слушать взрослых. С таким явлением в семьях, где дети, особенно первоклассники, не овладели ещё хорошо техникой чтения, приходится часто сталкиваться. Ведь при самостоятельном чтении слова не вызывают у детей нужных представлений, так как все их усилия направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Тогда взрослые решили несколько видоизменить прежние чтения вслух: теперь папа, как правило, читал вечерами поочередно с дочерью. А иногда он делал так: прочтёт в книге самый яркий эпизод, а потом просит девочку прочесть всю книгу самостоятельно и пересказать содержание маме и бабушке.
Когда Наташа стала ученицей второго класса, разговор о прочитанных книгах в семье приобрёл иной характер. Теперь отец всё чаще задавал дочери такие вопросы: «Кто из героев прочитанной сказки самый хороший? Почему он кажется тебе хорошим?»
Подобные вопросы заставляли девочку вникать в поступки героев, давать им свою оценку. Так постепенно и училась Наташа любить, беречь книги, читать и пересказывать прочитанное, думать над книгой.
Как правило, дети не любят слушать и читать описание природы. Поэтому начать чтение нужно с книг с приключенческих, но с описательными элементами. И тогда ребёнок незаметно для себя научится понимать и чувствовать красоту природы такой, какой её увидел и понял художник.
На книги время жалеть не нужно: оно окупается теми знаниями, которые даёт чтение. Знаменитый физик Фарадей, будучи юношей, поступил в ученики к переплётчику только для того, чтобы иметь возможность читать переплетаемые книги. А Алексея Максимовича Горького в детстве за его жадность к книгам прозвали «книгожорой». Умирающий Пушкин на вопрос доктора о том, кого из приятелей он хотел бы увидеть, посмотрел на полки своих книг и сказал: «Прощайте, друзья!» Это и были последние слова поэта.
Очень важно уметь дать совет, в соответствии с возрастом и развитием школьника, о том, что ему читать. Разрешить эту задачу нетрудно, если родители периодически сами просматривают рекомендательные списки литературы. Для детей младшего школьного возраста.
Детям любого возраста очень важно видеть, что книга является постоянным спутником в жизни их отца и матери.
« Дом без книги подобно телу, лишённому души»,- говорили ещё в старину. В наше время тем более книга обязательно должна войти в каждый дом и стать верным помощником в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитание интереса к чтению
воспитание интереса к чтению. Советы родителям...
воспитание интереса к чтению
памятка для родителей...
Воспитание интереса к чтению.
Помочь родителям вызвать у ребенка интерес к чтению....
Воспитание интереса к чтению
Этот материал может быть полезен не только для учителей начальной школы, но и для родителей, которые заинтересованы в успешности своего ребёнка....
Воспитание интереса к чтению.
В статье предложены советы для родителей, как они могут помочь своим детям развивать интерес к чтению....
Воспитание интереса к чтению.
Рекомендации и советы родителям по воспитанию интереса к чтению ....