"Половое воспитание детей"
консультация на тему

Акимова Светлана Александровна

"Половое воспитание детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polovoe_vospitanie_detey.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Половое воспитание детей

Человек, в сущности, существо не инстинкта, а привычки. Так считает гинеколог, кандидат наук Владислав ГОРБУНОВ. Поэтому с момента, как начинает осмысливать свои и чужие действия, его учат правилам поведения в обществе. Воспитывают. И одним из важных и ответственных аспектов является половое воспитание.

Любой из нас рождается не абстрактным человеком, а либо мужчиной, либо женщиной, психосексуальное развитие которого начинается с момента появления на свет. И чтобы сократить количество проблем во взрослой жизни, ребенка надо правильно воспитывать. С пеленок.

Чуть ли не с самого рождения в ребенке “просыпается” сексуальное влечение. Это абсолютно нормально и естественно. Родители не должны пугаться “чувственности” младенца.
В настоящее время сексологи рекомендуют “начальным”
половым воспитанием детей заниматься с года и до семи лет, в так называемый парапубертатный период. Помня, разумеется, при этом, что и младенец до года не просто наблюдает за родителями, а учится у них жизни и взаимоотношениям. Возможно, по поводу столь раннего начала полового воспитания кто-нибудь и усомнится: а не рано ли? Нет. Дело в том, что именно в этом возрасте формируется полоролевая идентификация. И если произошел какой-либо сбой, то корректировка возможна лишь до семи-восьми лет. Более старших детей не перевоспитаешь. Поэтому-то и важно не упустить время!

Целью правильного полового воспитания является формирование у ребенка гетеросексуальной ориентации, то есть полового влечения к человеку противоположного пола.
Мальчики, от рождения обладающие нервными и гормональными механизмами, позволяющими с помощью органов чувств определять половые признаки женщин, учатся к ним приближаться, привлекать их и общаться. Девочки, обладающие такими же способностями по отношению к противоположному полу, учатся привлекать к себе мужчин.

Половое воспитание, если ребенок не имеет врожденных заболеваний, проходит три этапа.

На первом этапе (от года до трех лет) ребенок уже начинает анализировать взаимоотношения отца с матерью. Родители являются для него образцом для подражания, ведь других примеров у него перед глазами еще нет. Он подмечает все нюансы их поведения, в дальнейшем часто его повторяя.
В этом возрасте ребенку необходимо увидеть мать и отца обнаженными. Поводом могут послужить водные процедуры в ванной, в бане, на пляже (специальный стриптиз устраивать не надо!). В таких ситуациях ребенок получает зрительную, слуховую, осязательную и обонятельную информацию о том, как выглядят взрослые мужчина и женщина. Подобные познавательные процедуры повторяются два-три раза.
Итак,
на первом этапе полового воспитания ребенок самостоятельно учится отличать мужчину от женщины и соотносить себя со своим полом.

На втором этапе (от трех до четырех лет) ребенка необходимо научить играть в “дочки-матери”.
Прежде всего надо
познакомить его (если такого знакомства еще не было) с ребенком противоположного пола, делая обязательно акцент на том, какой он хороший, приятный, заслуживающий дружбы и доверия. Знакомство мальчика с девочкой должно сопровождаться словами: “Какая она симпатичная и т.д.!” И точно так же – для девочки. Всегда нужно находить заслуживающие похвалы достоинства, подчеркивая при этом и половые различия (например, силу и ловкость мальчиков, нежность и привлекательность девочек).

Затем следует научить, как играют в “дочки-матери”. Дети должны знать, что сначала люди знакомятся, затем влюбляются, потом женятся и после этого рожают и воспитывают сыновей и дочек. Ребенок усваивает, что, вырастая во взрослых мужчину и женщину, он может и должен выбрать себе супруга, сыграть свадьбу и совместно воспитывать своих детей. И что это – хорошо.
Родителям необходимо помнить, что именно в три-четыре года в мозгу ребенка окончательно созревают
“нервные центры”, отвечающие за ощущение наслаждения от телесных (эротических) контактов с внешним объектом. Начинает действовать “правило приоритета первого контакта”! Тактильная (прикосновение) и обонятельная информация. воспринятая мальчиком от женщины, закрепляется в подсознании в виде полового влечения к женщинам (мужское либидо), а воспринятая от мужчины – как влечение к мужчинам (женское либидо).
Вот почему в этом возрасте так необходима разнополая дружба между детьми!
Третий этап (четыре – семь лет) – это этап первого прикосновения к своей симпатии.
У детей этой возрастной группы
возникает первое чувство влюбленности. Оно обычно сопровождается откровенными признаниями: “Мама, когда я вырасту, то женюсь на Олечке…” или “выйду замуж за Сашу и рожу тебе внука…” Эти высказывания следует поощрять и хвалить за правильные платонические чувства. Ни в коем случае нельзя стыдить, принижать или насмехаться над ребенком или объектом его чувств!
Очень важно, чтобы родители были в курсе “любовных” переживаний своего ребенка. Рекомендуется даже создать ему условия для прикосновения к “симпатии”. Например, пригласить на день рождения в числе прочих гостей и “мечту” вашего ребенка, посадить их за стол рядом, устроить танцы, во время которых обязательно произойдет касание “влюбленных”.
При встрече и расставании детям можно предложить поцеловать друг друга в щечку, а на совместной прогулке – взяться за руки.
Уже
на первом году жизни ребенок начинает изучать свои гениталии. В возрасте двух-трех лет большинство детей интересуется не только своим, но и строением тела других сверстников.
Затем у малышей появляется огромное желание рассматривать половые органы друг друга: мальчикам – девочек, а девочкам – мальчиков. Если вы об этом узнали, не возмущайтесь и не стыдите ребенка. Это проявление нормального любопытства, а не извращенность. Спокойное и даже безразличное отношение к подобным проявлениям детской сексуальности является правильным. Ругань же и подчеркивание неприличности совершенного могут послужить толчком к болезненному влечению к подглядыванию за обнажающимися людьми.
В случае
если родители застали своего малыша за мастурбацией, тоже требуется спокойствие. Никаких наказаний и криков! От реакции родителей в подобных ситуациях зависит то, какой будет система ценностей выросшего человека в сфере интимной жизни, сформируется или нет у него здоровое отношение к своему и чужому телу.
Но если мастурбация и демонстрация своих половых органов, являясь обычными элементами детских игр, не должны вызывать беспокойства, то повторяющиеся случаи агрессии и злобы по отношению к другим детям, тяга к переодеванию в одежду другого пола, асексуальность – насторожить.

Старайтесь отвечать на все детские вопросы, касающиеся любви, секса и взаимоотношения полов. Разумеется, учитывая возраст спрашивающего. Помните что инфантильное, далекое от реальности “дитя неведения” легко становится жертвой насилия. Ведь наивный, ничего не знающий человек, даже не предполагает, чего следует остерегаться.
А основное правило полового воспитания –
не изолировать детей разного пола друг от друга.

Половое воспитание – это аспект воспитательного процесса, сущность которого состоит в создании взрослыми оптимальных условий для сексуального развития ребенка.
Именно родители должны осуществлять процесс полового воспитания. Во вторую очередь такая ответственность лежит на педагогах, а уже третьим в этом списке находиться психолог.
Формирование сексуальности ребенка не должно быть таким, каким заблагорассудится взрослым. Главный принцип полового воспитания – не навредить. Это вовсе не значит, что нужно отстраниться от данного вопроса, а приложить усилия, что бы помочь ребенку пройти все этапы полового развития. Нельзя искусственно тормозить процесс сексуального развития, так и стимулировать. Все должно быть в свое время.
У родителей сложность вызывают вопросы, связанные с интимными отношениями. Ни в коем случае игнорировать их не нужно. Отвечать следует непременно. Если взрослый не даст ответ на интересующий вопрос, то ребенок найдет его в другом месте. Может быть, что источник будет не очень хорошим и последствия непредсказуемы. Если же родители не отвечают на пару вопросов, то они теряют свой авторитет и тем самым создают барьер для общения. Часто дети слыша о своем происхождении из капусты или о аисте узнав правду перестают доверять родителям. Малышам стоит отвечать попроще. Например, папа и мама сильно любили друг друга, поэтому ты у нас и родился. Нужно внимательно вслушиваться в вопросы и отвечать только о том, что интересует ребенка. В более старшем возрасте вопросы становятся сложнее и ответ на них должен быть более полным.
В подростковом возрасте нужно рассказать о физиологическом и психологическом развитии по подробней. Рассказать мальчику об ночных семяизвержениях, девочкам о менструации. Для ребенка происходящие с ним изменения могут стать настоящим потрясением, если он будет не готов к ним. Не стоит детей наказывать за проявление развивающейся сексуальности (подглядывание, мастурбация), так как они являются нормой, хотя так и не нравятся родителям. Наказания тормозит процесс сексуального развития. Но и спешить не стоит. Столкнувшись с такой ситуацией, многие родители рассказывают, что происходит у них ночью в спальне. Подобное поведение может привести к рассогласованию биологических и психических особенностей малыша.
С шести до тринадцати лет ребенок осваивает половую роль и слова, которые им говорят, бесполезны, большую роль оказывают поступки взрослых. Если отец хочет вырастить из сына настоящего мужчину он сам должен быть таковым, с девочкой то же самое. В любом случае от родителей зависит будущие успешные семейные отношения ребенка.
Таким образом, на первом этапе полового воспитания важны правильные и адекватные ответы на вопрос малыша, на втором пример родителей, на третьем – просвещение и сексуальное обучение.

Как, когда и кто должен разъяснять детям половые проблемы?

Разъяснение вопросов в этом плане нельзя ограничивать одной беседой. Не следует провоцировать вопросы, но если вопрос задан, то надо дать правдивый ответ, соответствующий уровню развития ребенка. Беседы с детьми о различии полов, о деторождении должны проводиться с 8-11 лет и необходимую информацию дети должны получить до наступления периода созревания, т.е. до 14 лет.

Первые вопросы могут задавать дети в 3-4 года, они адресованы родителям. Разговаривать надо свободно, естественно, серьезно. "Мама, откуда берутся дети?" – вопрос точно такой же, почему летает самолет или лает собака. "Ребенок сначала бывает очень маленьким, постепенно он растет в теле мамы. Когда он стал большим и ему стало тесно, он отделился от мамы. Маме пришлось лечь в больницу".

Время от времени ребенок может столкнуться с обнаженными родителями. Уместна спокойная реакция. Иногда можно спокойно заметить, что входя к другому человеку, хорошо бы постучать: мало ли чем он может быть занят. Годам к 4 мальчики перестают купаться вместе с мамой, девочки уже после 2х лет обычно не присутствуют при купании отца, старших братьев. (г.Казань, отец купал дочь до 17 лет?!?).

Не стоит насильно приучать детей к обнажению.

Трудно точно указать возраст, начиная с которого дети улавливают сексуальный смысл полового акта, но некоторое (запахи, эмоциональный накал) может восприниматься уже в 2,5 года и может вызвать смущение или испуг. Сексуальная активность маленьких животных ассоциируется с игрой, а крупные животные могут вызвать испуг. Если ребенок столкнулся с физической близостью родителей, то можно воспринять это как драку, войну, роль агрессора отводят отцу. Ребенок может броситься на защиту матери. Увидев родителей, одни становятся скрытными, другие – робкими, зависимыми, легко податливыми, может появиться обида, часть детей может стремиться повторить увиденное в играх. После 1,5 лет ребенок не должен ни слышать, ни видеть проявления интимной жизни родителей. Непонятное может быть источником глубокого и устойчивого страха. Ребенка нужно успокоить и положить спать.

Старшим дошкольникам уже можно объяснить, что ведь и у них в жизни есть моменты, когда им нужно быть одним, когда не хочется, чтобы тебя кто-то видел и отвлекал. Так же бывает и у взрослых. Поэтому люди стучат в чужую комнату, можно ли войти. (* Девочка знала о близости родителей с 6 лет, ждала каждую ночь, … рано вышла замуж, расстались, одинока).

Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. А если мы отмахиваемся, стыдим, то вопросы не исчезают, просто ребенок учится не задавать их родителям. А ответят случайные "знатоки".

Вопрос о происхождении детей открывает широкое поле возможностей для рассказа о человеческих взаимоотношениях – любви, супружестве и родительстве, уважении к будущей матери.

"Ты ведь знаешь, что на свете есть мальчики и девочки. Вот ты кто? А кем будешь – дядей или тетей? Мужчиной или женщиной? Папой или мамой? … – Что ребенку известно о различиях полов? "А мальчики и девочки – это одинаково? Они разные. Чем отличаются? Как ты узнаешь?" (одежда, волосы, игры …)

"У мальчиков внизу живота есть трубочка – половой член, у девочек нет – дырочка. У женщин есть в животе клеточки – семечки (яйцеклетки). А у мужчин – "сперматозоиды". Чтобы появился ребенок, эти клетки мамины и папины должны встретиться и соединиться вместе. Это может быть только когда мальчик станет мужчиной, а девочка – женщиной. Чтобы у них появился малыш – они должны быть взрослыми!

Когда мальчики и девочки вырастают, становятся взрослыми, они могут понравиться друг другу и полюбить. Им хорошо вместе и интересно, они помогают друг другу, заботятся. Им хочется, чтобы так было всегда. И тогда они женятся: становятся мужем и женой. Вместе они уже – семья. У них все общее: дом, вещи, друзья. Им хорошо. Но они любят друг друга так сильно, что им хочется, чтобы у них был ребеночек!".

Мы почти ничего еще не сказали, а объяснили уже не так мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, что они – мамины и папины вместе. "Муж ласкает жену, говорит ей нежные слова и 2 клеточки соединяются, встречаются и начинает расти ребенок. Внутри женского живота есть специальное место для ребеночка, называется "матка". В нем тепло и уютно, как в гнездышке, ребеночек растет. Поэтому и живот у женщины растет. Это называется беременностью. О беременной заботятся, стараются помочь ей, уступить ей место, порадовать ее". "Когда муж помогает во всем, мама здоровая и веселая. Муж и жена ждут малыша, покупают детскую мебель, вещи, игрушки. Проходит 9 месяцев и ребенок рождается в родильном доме. Доктор помогает маме и малышу. День когда он родился – это день рождения, праздник для всей семьи, все рады. Малыш будет сосать молоко из маминой груди. Теперь они будут жить втроем".

Вот и все! Мы рассказали ребенку о различиях полов, роли отца и матери в рождении детей, о развитии ребенка в животе мамы, его появления на свет и питании после рождения. Это, по признанию ведущих сексологов и педагогов, тот минимум знаний, которым должен располагать дошкольник. И это не "голая физиология", не "сексуальная техника", не отталкивающий ребенка натурализм. Это рассказ о любви, о человеческих отношениях, дающий ребенку ответ на вопрос и представление о супружестве и родительстве.

Почему не надо лгать в ответ на "острые" вопросы? Ведь существует ложь во спасение …: "Аист принес. Нашли в капусте. Купили в магазине".

Отец и сын идут в роддом. Сын спрашивает: "Папа, а как получают маленьких братиков? (4 года) Отец, подмигнув, шутит:"Ну, как! Того, который есть, сдают, а нового получают", – в глазах мальчика слезы и ужас, праздник испорчен, у мальчика тяжелый невроз страха, страх остаться одному, без родителей – один из самых мощных детских страхов, порождающих многие неврозы.

Или ответ. Дети растут у мамы в животе. Потом в больнице маме разрезают живот и достают ребеночка. Можно ли сформировать представления о родительстве как о счастье, если девочки боятся белого халата, сдачи крови из пальца и даже осмотра горла?!

Правдивые же ответы хороши тем, что создает у детей иммунитет против опошленных "уличных" сведений.

Младший школьный возраст.

Развитие ребенка, его формирование протекает не плавным и равномерным путем, а сложным и скачкообразным. Надо помнить родителям, что существуют специальные возрастные периоды, когда происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма, "включаются" и "выключаются" те или иные железы внутренней секреции, происходит бурный рост тела, изменяется нервно-психическая настройка. Ученые называют такие ответственные периоды в жизни человека физиологическими кризами. Первый криз происходит в 2-4 года, второй криз начинается в 7 лет, третий – в 12-14 лет. Авторы брошюры "Младший школьник" Петрунек и Таран – приводят интересный пример о том, как протекал II криз у семилетнего А.Пушкина. "Родные поэта отмечали, что в самом облике мальчика произошел неожиданный перелом, когда ему минуло 7 лет, прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шалостями, переходящими всякие границы. Из робкого и неповоротливого, молчаливого он превратился в необузданного, темпераментного, насмешливо-остроумного. Этот мальчик приводил в недоумение, постоянно вызывал упреки, нервные вспышки родителей и гувернеров. Как видим, в результате II физиологического криза мальчик из меланхолика превратился в холерика. Немаловажное обстоятельство!"

Ряд ученых считает, что в организме 7-летнего ребенка происходят бурные процессы: прекращается деятельность вилочковой железы, вследствие чего снимается тормоз с деятельности половых и других желез внутренней секреции (гипофиза, коры надпочечников). II криз характеризуется тем, что начинают вырабатываться половые гормоны, поступающие в кровь. В возрасте 7-летнего ребенка наблюдается эндокринный сдвиг, который сопровождается усиленным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Все это требует от ребенка большого напряжения, что приводит к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости. Физиологический криз и помогает ребенку, так как в действие вступают высшие корковые механизмы, т.е. ребенок живет не только действием, мускулами, эмоциями, но и сознанием. Усиленно увеличивается мозг ребенка, увеличивается возможность тормозных процессов. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств ребенка, повышается возможность проявить самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков, что особенно важно при формировании дружеских отношений между мальчиками и девочками.

Уже с 7 лет у мальчиков встречается большая округлость грудной клетки. С 9-10 лет у девочек отмечается небольшое отставание в росте и прибавлении массы по сравнению с мальчиками. У девочек чаще встречается умственное и физическое утомление и переутомление. Поэтому в процессе воспитания следует учитывать не только возраст, но и пол.

Детям свойственно поведение, связанное с пробуждением половых влечений. У мальчиков формируются черты мужественности, возникает желание помочь и защитить девочек. Для формирования правильных, красивых взаимоотношений между мальчиками и девочками важно, чтобы они имели друзей. Родители должны хорошо знать, с кем встречается их ребенок и как проводит время, следить, чтобы оно было насыщено интересными делами.

Хорошей формой общения мальчиков и девочек является празднование дней рождения, организация родителями с группой ребят культпоходов в кино, цирк.

Половая гомогенизация обозначает особенности поведения детей в возрасте 9-10 лет. Дети разбиваются на 2 лагеря – мальчиков и девочек. Игры и занятия мальчиков: война, спорт, космос, приключения. Мальчики зачитываются героической литературой, детективной. Часто они перенимают образцы грубой "мужественности": пробуют курить, учатся по-особому сплевывать, ходить "мужской " походкой, держать руки в карманах. У них проявляется особая потребность в близости к отцу, наличие общих с ним дел. Именно в этом возрасте уход отца из семьи переживается мальчиками особенно тяжело. Если отца нет или отношения с ним не ладятся, то возникает потребность в замене: тренер, руководитель кружка, учитель-мужчина.

Девочки в своем кругу обсуждают литературных "принцев" и "рыцарей", заводят первые тетрадки, записывают анкеты, песни, стихи, вникают в "женские" дела, начинают собирать портреты артистов, влюбляются в кого-нибудь из них. Возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью.

Девочки часто сами как бы провоцируют мальчиков на проявление внимания, иногда на проявление внимания, иногда берут инициативу на себя, напоминая взрослых женщин.

(надписи в подъезде – признания мальчикам;

* в 1988 году записка во II классе "Рустем … е… с бабами, со старухами, целовал титьки, они сладкие …")

Если в школьном возрасте ребенок будет вооружен правильными знаниями фактов, то он вполне спокойно отнесется к тому, что услышит вне дома.

Сексуальное поведение.

- Откуда черпают информацию дети? Треть детей впервые узнали о различиях полов в младшем школьном возрасте, более 80% – от сверстников и каждый 6-7 ребенок воспринимал эти сведения очень эмоционально. Таким же путем получили информацию о родах 36% мальчиков и 68% девочек. Насколько чудовищными могут быть эти сведения, вот рассказ матери 11 летнего мальчика: исключительно уличных выражениях он сообщил о появлении детей на свет – у женщины открывается мужской половой член, откуда и выходит ребенок.

О сущности беременности узнали 60% мальчиков и 52% девочек, от родителей – 9% мальчиков и 24% девочек, от специалистов – 5-7% детей. Никто из родителей не рассказал что такое половой акт. Но о нем узнали 63% мальчиков и 43% девочек. Заслуживают внимания источники знания:

Мальчики %

Девочки %

Из собственных наблюдений

30

19

От сверстников и ст. детей

65

68

Из литературы

10

24

У каждого 3го мальчика и каждых двух из трех девочек это вызвало очень эмоциональной, часто с отвращением реагирование. О менструациях узнали 66% девочек (от матерей), о поллюциях – 40% мальчиков (9% – от отцов), о противозачаточных средствах 45% мальчиков и 6% девочек (от родителей – единицы).

Начало женственности.

При начале менструации между 8 и 10 годами говорят о раннем нормальном половом созревании. Поскольку к концу младшего школьного возраста у части девочек менструальный цикл уже начинается, оптимальное время подготовки – 9-10 лет. Отсутствие такой подготовки чревато стрессовыми реакциями. Опросили 50 мам, как они готовят детей по этому вопросу?: 9 матерей затруднились ответить и считали это преждевременным. А одна мама сказала (ей стыдно вспоминать): с тобой будет твориться что-то страшное, но ты не бойся – все становятся девушками". Опрошенные девочки говорили, что с началом менструации почувствовали себя более женственными, стали задумываться над будущим супружеством и материнством. Зарождается мелодия взрослости. Этот период развития требует от детей немало душевных усилий, а от взрослых – помощи. Чтобы избежать конфронтации с детьми, нам, взрослым, придется вспомнить собственное детство, а также то, что наличие сексуальности никак не мешает человеку быть хорошим человеком и гражданином.

  • Девочка и никах, родная мать не знает.
  • Девушка и выпускной: минет, этим зарабатывают на платье.

Совращение, развращение, насилие.

Диапазон совращающих и развращающих действий широк: замаскированные ласки, объятия, поцелуи; внимание к обнажению детей или совершению ими естественных отправлений; демонстрация ребёнку половых органов или побуждению к этому его самого; организация сексуальных игр детей и наблюдение за ними; приставание с предложениями половых действий; показ порнографических картинок.

Риск совращения и развращения неодинаков для всех детей. Он больше для внушаемых и неустойчивых; воспитывающихся в условиях недостатка заботы; невротичных детей; любопытных, но не наученных правильному поведению со взрослыми и чужими людьми.

До 5-6 лет дети должны знать: все люди разные, у некоторых на уме может быть что-то дурное, бояться людей ни к чему, но и не следует проводить время там, где тебя никто не сможет защитить в случае необходимости; не надо брать от чужих людей сладости и подарки, уходить или уезжать с ними, когда они предлагают погулять или покататься; если они настойчивы и трогают тебя, раздевают – надо убежать или позвать кого-то на помощь – вокруг много хороших людей, которые не дадут тебя в обиду. Это ребенок должен знать твердо.

Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни.

Характер брачно-семейных отношений сегодня требует от супругов высокого уровня нравственно- психологической культуры. Формирование ее начинается в детские годы.

Сегодня среди типичных причин разводов – безумность в выборе супруга, низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, вести домашнее хозяйство, душевная глухота и моральное иждивенчество.

Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многом зависит, каким будет это отношение. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие, уважение к друг другу – все это важные предпосылки того, что выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью. Социологи фиксируют: благополучие в родит. семьях способствует созданию счастливых браков у детей. Поэтому столь важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых). Родителям полезно иногда в беседах с детьми затрагивать проблемы собственной семейной жизни, критично оценивая свой опыт; показывать свои ошибки и попытки их исправления.

Трудно переоценить роль семьи в формировании у ребенка способности к сочувствию, сопереживанию. Закладываются эти чувства в раннем возрасте. Способствуют их развитию сердечные и ответственные отношения между членами семьи, забота о близких, разумная требовательность к ребенку. Он должен научиться получать удовольствие от умения хорошо относиться к людям и не скрывать такое отношение. Осуществляя половое воспитание как часть нравственного, желательного учитывать происходящие в половой морали общества изменения.

Становление ребенка как будущего родителя тоже во многом определяется его отцом и матерью: воспитывая своего сына (дочь), они одновременно воспитывают и внуков и правнуков. Ребенок до 5 лет – кумир родителей, с 6 до 11 лет – слуга, с 12 лет и старше – друг. Дружеские, основанные на взаимном уважении и доверии отношения помогут уберечь взрослеющего сына или дочь от ошибок.

Технические условия и приемы, которые работают на атмосферу вашего дома в критические периоды.

- Что может задержать подростков дома? Тепло и свет! Дух дома.

Сформируем правила:

Правило 1: Не моргнув глазом, принимайте в доме любых друзей вашего ребенка и в любом количестве, когда и ему, и им по 4, по 7, по 15 лет. Никакого раздражения – только приветливость и улыбка! Когда малыш станет постарше, вы мягко договоритесь о каких-то ограничениях, но очень мягко. Всякий раз, когда 10-летний сын или 12-летняя дочь приводят с собой шумную ватагу, успокаивайте свою досаду простой мыслью: "Они все пришли к вам в дом, к вашему ребенку. Каждого из них в это время нет в их доме. Что вам больше нравится? Все – здесь или ваш сын – где-то?"

Правило 2: В 7, в 10, в 12 лет ваш ребенок, возвращаясь домой, должен знать, что его ждут с радостью и улыбкой. Он всегда должен хотеть идти домой! А для этого надо уметь встречать его – из школы, с секции, с прогулки, со свидания. "Ты вернулся? Как хорошо! Давай скорее ужинать!". Даже когда вам не нравится его прогулка или свидание – это другой разговор, не для момента встречи. Встреча – только с улыбкой. Ваш подросший сын должен жить с абсолютной уверенностью, что дома его ждут, что дома светло и тепло.

Правило 3: Не создавайте эффект запретного плода. Ситуация простая: чем больше вы будете запрещать вечерние прогулки, тем привлекательнее они станут. Тут уж ничего не поделаешь. Будьте хотя бы в таких вещах мудрее своего ребенка!

Правило 4: Не надо скандальности! Не надо криков, упреков, допросов, оскорблений. Их и вообще-то никогда не надо. Но если вашему ребенку 14-15 лет – сдерживайте себя любой ценой. Тем более что никакой скандал уже ничему не поможет. Ничему! Только ухудшит ситуацию. Ваше же главная задача – спасти, сохранить то доброе и хорошее, что есть между вами и выросшим ребенком. Ради той ниточки понимания и близости, которая еще не порвалась между вами, – никаких скандалов!

Умейте переживать свои беспокойство, возмущение и обиду молча. Другого выхода у нас с вами нет.

Правило 5: Никогда ни при каких условиях не запирайте перед своим ребенком двери вашего дома. Во сколько бы он ни вернулся, как бы тревожно ни было у вас на душе.

Во сколько бы он ни вернулся, как бы тревожно ни было у вас на душе.

Ваши сын и дочь должны знать, что у них есть дом. Конечно, в час ночи не до улыбки, особенно если дочке всего 15. И упреки, и обида в этой ситуации неизбежны. Но двери должны быть открыты, как бы ни был велик соблазн попугать, наказать отбившегося от рук подростка.

Правило 6: Давайте будем помнить, что эти "уходы" – дело обязательное, почти неизбежное для всех подростков. У многих это проходит как детская болезнь подросткового возраста. Не паникуйте раньше времени, лучше внимательно оцените: что происходит? В какой форме и степени?

Другое дело – затяжные формы этой болезни. Почему дом не держит вашего ребенка? Что годами делалось не так? Мало было ласки? Мало тепла? Нет того, что хочется беречь и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

половое воспитание девочек

материал для родительского собрания в 3-4 классе...

половое воспитание мальчиков

как правильно воспитать будущего мужчину? Сейчас так много "маменькиных сынков", как же воспитать мальчика. чтобы не испортить ему жизнь в дальнейшем...

Половое воспитание(беседа).

Половое воспитание-составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодежи с нравственной,...

Половое воспитание детей в начальной школе или как бороться с ханжеством

Статья предназначена родителям, которые боятся или стесняются рассказать своим детям о том,  откуда берутся дети. Дается список соответствующих детских книг, а также список книг для родителей....

Половое воспитание младших школьников

Доклад на тему полового воспитания младших школьников, выступление на педсовете школы от 31.10. 2015 г....

Рекомендации для родителей по половому воспитанию детей

             [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24545889","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]          ...