Как обучать гиперактивного ребенка. Рекомендации родителям.
статья (1 класс) по теме

Надежда Вячеславовна Куликова

В данной статье рассматриваются способы сохранения учебной мотивации ребенка с СДВ, рассматриваются варианты организации учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rebenka_s_sdvg._rekomendatsii_roditelyam.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Как обучать гиперактивного ребенка. Рекомендации родителям.

Первое сентября. Ваш счастливый ребенок с букетом и новеньким портфелем. Он полон желания учиться, радовать вас своими успехами. Но вместо этого – замечания учителя: отвлекался, разговаривал, играл карандашами, рисовал, стучал ногами, и т.д.. Выясняется, что ваш смышленый, умеющий читать и считать ребенок не может сосредоточиться, организовать свое рабочее место, усидеть за партой, мешает другим детям. И в результате - не справляется с программой. Как правило, особенно провально выглядит ситуация с чтением и письмом.

К сожалению, иногда только  в первом классе впервые и выявляется, что у вашего ребенка  гипердинамический синдром.

Каким образом можно облегчить гипердинамичному ребенку вхождение в школьную жизнь?

Главная задача родителей гипердинамичного ребенка, посещающего начальную школу, это удержать хотя бы минимальный интерес к процессу обучения.
1. Поэкспериментируйте с режимом. Может быть, есть смысл садиться за уроки вечером? Или разбить все это на три коротких "марш-броска"? Или садиться за стол сразу после прогулки? Или, наоборот, после школы ребенку нужно плотно поесть и часик поспать? Объясните ребенку суть и цель ваших экспериментов, и он примет в них активное и заинтересованное участие, сам предложит что-нибудь неожиданное и, вполне возможно, эффективное. Помните, что у любого гипердинамичного ребенка есть "плохие" и "хорошие" дни и часы. Это обязательно надо учитывать и этим пользоваться.

Сквозное сидение за уроками с четырех до десяти часов для гипердинамичного ребенка категорически неэффективно.

2.Отыщите
"позитивный ресурс". Позитивный ресурс в нашем случае - это- то место, где ребенку хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое у ребенка получается. Помните, у Аркадия Гайдара в рассказе "Чук и Гек"? У Чука было то и это, он умел и это, и то, "зато Гек умел петь песни". Вот также и с гипердинамичным ребенком. Что-то у него обязательно получится. Может быть, он хорошо играет в футбол, или поет, или собирает модельки... Главное, чтобы "ресурсом" не стало сидение у телевизора или за компьютерной приставкой.
Отысканный ресурс срочно реализуется в занятиях в кружке или секции, в покупке соответствующего инвентаря или организации соответствующего досуга. Позиция родителей в это время:
- Да, с русским языком пока полный провал. Но вот занятно: слышали бы вы, какие смешные истории он сочиняет для друзей и младшего брата! Прямо настоящие художественные рассказы. Хоть сейчас печатай в каком-нибудь детском журнале. А письмо? Научится, разумеется!

Через некоторое время ребенок убеждается в том, что он не такой уж неуспешный, и вообще "ничем не хуже других".


3. Предъявляйте конкретные требования. Не используйте абстрактные категории типа "веди себя хорошо", "будь примерным".Все эти категории для гиперактивного  ребенка - пустой звук. Желая добиться от ребенка чего-то конкретного, нужно так же конкретно сообщить ему, для чего вам это нужно:
- Я хочу, чтобы у тебя в портфеле тетради лежали отдельно от сменной обуви и яблочных огрызков. Мне не приятно доставать твои тетради в грязных.


4. Поощряйте за достигнутое. Гипердинамичного ребенка (впрочем, и всех остальных детей тоже) не следует "покупать". Разумеется, вы можете поощрить учебный успех ребенка подарком, сладостью, долгожданной игрушкой, но это должно быть сделано (и объявлено!) после достижения успеха.
- У тебя еще никогда не было пятерки за диктант по-русскому! Ты молодец! Пойдем, купим то мороженое, которое ты выберешь.
- В этой четверти ты явно старался. И Марья Петровна это подтверждает. Я думаю, ты вполне заслужил ролики, о которых ты говорил.

Купить гипердинамичногоребенка попросту не получится – он не умеет планировать свои действия. Раз, другой у него не получится ("Ты не выполнил условия - не будет тебе скейтборда!"), и он обозлится, плюнет на все и бросит вам в лицо:
- Ну и не надо мне твоего...! Не буду я этого делать совсем!
Ну и что вы тогда будете делать?!

5. Не пугайте будущим. Также не следует пугать гипердинамичного ребенка неприятностями, ожидающими где-то в далеком будущем.
- Не будешь учиться, в армию пойдешь...
- Нормальный человек должен хорошо учиться...
- Если так будет продолжаться, прямая тебе дорога в дворники...
"Взять себя в руки" ребенок все равно не сможет, а вот осадок от ваших "установок" останется. Особенно если они часто повторяются и не отличаются особым разнообразием. И постепенно уже сам ребенок начнет думать, а то и говорить вслух (тем самым еще более укрепляя вредоносные "установки"):
- Я тупой.
- Из меня никогда ничего не выйдет.
- Я этого не смогу, потому что у меня руки "не из того места растут".
        

Заявленное выше вовсе не значит, что ребенка не следует предупреждать о последствиях его поступков. Это гипердинамичному ребенку как раз положительно необходимо. Только эти последствия должны быть близкими и легко просчитываемыми. За недостатком у гипердинамичных детей прогностического мышления лучше даже не оперировать категориями конца четверти. Наиболее уместными будут высказывания такого типа:
- В четверг - итоговая контрольная по математике. Имеет смысл повторить все то, что вы проходили. Повторять все в последний вечер - бессмысленно, потому что в этом случае получится слишком много материала, и ты все равно ничего не запомнишь. Следовательно, мы разобьем все это на четыре кусочка. Сегодня повторим действия с двухзначными числами - и все. Завтра - задачи на два действия.


Если вам удалось удержать у ребенка хотя бы минимальный интерес к школе во время обучения в начальных классах, то главное профилактическое мероприятие по отношению к дальнейшему обучению вы выполнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Советы и рекомендации родителям...

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Материал посвящен проблеме гиперактивности детей. Содержит информацио о выявлении признаков гиперактивности, а так же  приемах работы с гиперактивными детьми....

Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей

Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

В домашней программе коррекции детей с синд­ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре­обладать поведенческий аспект: изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку, изменен...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка.

«КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствую...

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

Данные рекомендации дают ответы на следующие вопросы: как справится с паталогией? В чем заключается реабилитация?...