Родительское собрание "Первые дни ребенка в школе"
консультация (1 класс) на тему
На родительском собрании рассматриваются проблемы адаптации первоклассников в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация первоклассников | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Первые дни ребенка в школе»
1 класс
Цель:
1. В процессе взаимодействия выявить и познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников.
2. Способствовать формированию активной педагогической позиции родителей, доброжелательных и открытых отношений между родителями и педагогами, сплочению родительского коллектива.
Задачи:
1. Выявить причины трудностей в обучении (недостаточное развитие познавательной сферы, организации учебной деятельности, недостаточный уровень сформированности навыков самообслуживания, саморегуляции, низкий уровень коммуникативной культуры детей и)
2. Совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении детей.
Ход деловой игры:
Уважаемые родители!
Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»
На слайде радуга, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).
Поделитесь своими эмоциями о первой неделе вашего ребёнка в школе.
Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Уровни адаптации
Высокий уровень
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- дружит со многими одноклассниками
Низкий уровень
- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям.
Деление на группы.
• Мозговой штурм: Мозговой штурм: продолжить «Ученик – это….» Предложить по очереди каждому родители закончить данное высказывание. Обсуждение в круге. Итог мозгового штурма: ребенок выступает в роли сына (дочери), ученика (ученицы), друга (подруги) и пр. В образовательном процессе участвуют три субъекта: ученик, педагог, родитель. (каждая группа выполняет задание согласно своей роли). Совместное обсуждение.
• Первое задание для групп: определить проблемы, которые осложняют процесс адаптации детей к школьному обучению (каждая группа выполняет задание согласно своей роли). Время выполнения 5-7 минут.
• Озвучивание в кругу. Оформление проблем наглядно на доске. Можно разделить проблемы по группам: обучение, организация учебного процесса, общение – оформить «Дерево трудностей». Прикрепить разноцветные листочки, на которых написаны трудности при адаптации к школьному обучению.
• Второе задание для групп: из всех вами перечисленных проблем выделите самую-самую важную, подумайте и попытайтесь найти решение этой проблемы. (каждая группа выполняет задание согласно своей роли) Время выполнения 4-5 минут.
• Обсуждение совместное. Предлагать успешным родителям поделиться своими способами решения проблем, тем самым, давая понять остальным родителям – многое зависит от них и проблемы должны решаться сообща, совместными усилиями и едиными требованиями семья и школы.
• Задание для групп третье: постарайтесь найти волшебный способ решения возникших проблем с точки зрения родителей. Существует ли такой? (2-3 минуты).
• Оформим наше «Дерево успеха». Предложить прикрепить листочки с пожеланиями.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
- Рабочее место должно быть достаточно освещено.
- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
- Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.
- На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).
4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.
- Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
6. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
7. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:
• умение собрать свой портфель (ранец);
• поздороваться с учителями и детьми;
• задать вопрос учителю или однокласснику;
• ответить на вопрос;
• слушать объяснения и задания учителя;
• выполнять задание;
• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
• разделять работу на части;
• адекватно реагировать на замечания;
• объяснить то, с чем не согласен;
• учитывать мнение других;
• гордиться своей работой и не скрывать этого;
• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.
Задача родителей поддержать первоклассников в их желании добиться успеха.
2. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
1. Молодец! 2. Хорошо 3. Удивительно! 4. Гораздо лучше, чем раньше. 5. Лучше, чем все, кого я знаю. 6. Великолепно! 7. Прекрасно! 8. Грандиозно! 9. Незабываемо! 10. Ух!!! 11. Поздравляю! 12. Ты - просто чудо!13. Именно этого я давно ждала. 14. Это трогает меня до глубины души. 15. Сказано здорово - просто и ясно. 16. Остроумно. 17. Экстра-класс18. Талантливо. 19. Ты - одаренный. 20. Ты сегодня много сделал. 21. Здорово!22. Умница! 23. Работать с тобой - просто радость! 24. Ты мне необходим 25.Отлично! . 26. Уже лучше 27. Брависсимо 28. Потрясающе. 29. Замечательно.
30. Поразительно. 31. Неподражаемо32. Несравненно. 33. Я тобой горжусь. 34. Я просто счастлив35. Тут мне без тебя не обойтись! 36. Я горжусь, что тебе это удалось! 37. Красота! . 38. Как в сказке!39. Очень ясно. 40. Ярко, образно.41. Очень эффектно. 42. Прекрасное начало. 43. Я знал, что тебя это по силам.44. Ты на верном пути.
45. Ты в этом разобрался.46. С каждым днём у тебя получается всё лучше47. Научи меня делать также.48. Я сам не смог сделать лучше
Не скупитесь на похвалу. Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе
Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.
Пять вопросов в конце недели.
Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:
- доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
- Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, что расстроило, а что обрадовало?
- Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и тд.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?
- Какой из дней запомнился более всего? Почему?
- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?
Беседа по классной фотографии.
Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».
Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.
Плюсы и минусь, школьного дня.
Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.
Копилка школьных УСПЕХОВ.
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.
Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача - сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.
Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.
Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.
Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.
Каковы признаки успешной адаптации?
Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе.
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий. Часто родители слишком усердно "помогают" ребенку. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет это делать в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать. Помогите ему в этом непростом деле!
Успехов Вам!
• Подведение итогов: Рефлексия по кругу – «Я поняла, что …», «Для меня стало очевидно, что …», «Наша встреча мне помогла увидеть (понять), что …» Можно пустить по кругу клубок крепких синтетических ниток, который разматываясь соединят всех родителей. Предложить родителям попробовать их разорвать, потянуть – что символизирует крепкую связь и совместную работу семьи и школы. Предложить записать на листочках.
Сегодняшнее наше собрание мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения,
влейте в неё полное сердце любви,
добавьте две горсти щедрости,
посыпьте добротой,
плесните немного юмора
и добавьте как можно больше веры.
Всё это перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни
и предложите каждому, кто встретится на своём пути.
Разные вопросы:
- ТБ., ценные вещи.
- подготовка проектов
- питание
- родительский комитет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"
Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...
Родительское собрание Гиперактивный ребенок в школе
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"...
Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе".
Родители с волненим ждут 1 сентября. В этот день они поведут своих детишек в первый класс. Папы и мамы волнуются иногда больше самих первоклашек: а все ли у него получится, станет ли он успешным....
Презентация для выступления учителя на родительском собрании "Готовность ребенка к школе"
В данной презентации я представила материалы для родителей в подготовке ребенка к школе....
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышен...
Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе"
Родительское собрание...
Родительское собрание "Готовность ребенка к школе"
Данная разработка поможет учителю первых классов....