Rekomendacii_Ugrozy_vyzyvaemye_rasprostraneniem_idej_terrorizma_i_ekstremizma
консультация (4 класс) по теме
Rekomendacii_Ugrozy_vyzyvaemye_rasprostraneniem_idej_terrorizma_i_ekstremizma
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
=============================================================
Угрозы,
вызываемые распространением идей
терроризма и религиозно-политического экстремизма,
межнациональной и межконфессиональной розни
=============================================================
Методические материалы
для использования в образовательном процессе
=============================================================
Москва
2015
Введение
В начале третьего тысячелетия терроризм, представляющий собой сложное социально-политическое явление, сформировался в многофункциональную систему, объединяющую определенные социальные силы и способную в целях ведения политической борьбы со своим противником воздействовать на общественное сознание, материальную среду и организационные структуры.
Терроризм как угроза безопасности государства, общества и человека основывается на трех базовых элементах - террористической идеологии; организационном процессе, направленном на реализацию террористических идей; террористической деятельности. Острейшая опасность современного терроризма заключается в существенном росте числа преступлений при жестокости их исполнения. В настоящее время терроризм угрожает национальной безопасности Российской Федерации, ее территориальной целостности.
Масштабы и степень идеологического воздействия на общество, формы и методы, используемые террористами, силы и средства распространения идеологии терроризма в настоящее время таковы, что, в целом, приобрели значение самостоятельного фактора. Этот фактор порождает возникновение и распространение в определенных группах населения экстремистских и террористических настроений, готовность к участию в террористической и иной экстремистской деятельности, желание участвовать в совершении террористических преступлений при мотивации допустимости, необходимости и «справедливости» применения террористического насилия.
Дело в том, что идеология терроризма основывается на физическом, образовательном, информационном, эмоциональном и религиозном вандализме. Ее цель в разрушении культуры. Базой выступает сознательное игнорирование объективных, исторически обусловленных различий между национальными культурами. Провоцируемое таким образом непонимание между народами в большинстве случаев является корнем агрессии; характеризуется навязыванием этических и моральных норм одной культуры другим прочим как единственно возможных в устройстве миропорядка.
Как показывают последние по времени варварские разрушения боевиками-наемниками ИГИЛ храмов древней Пальмиры, культура является приоритетной целью терроризма. За террористическими акциями просматривается политический план, но эта философия действия использует две отправные точки: религию и культуру (для нападения выбираются места, которые являются частью мирового культурного наследия или общественно значимые объекты ─ театры, школы, архитектурные сооружения и др.). Используются новые коммуникационные и информационные технологии, участники акций тщательно готовят сценарии своих нападений для последующего использования при транслировании изображений того или иного события.
Вырабатываются стратегии отчуждения, нацеленные на разрушение доминирующей культуры, которая распространяет свое влияние без учета национальных ценностей и спасение ищут в ее разрушении, а не в попытках ведения диалога.
Преступная террористическая идеология, являясь в максимальной степени идеологией насилия, постоянно подпитывается субстратом экстремистских идеологий (идеологии экстремизма, идеологии расизма, идеологии фашизма, идеологии шовинизма, идеологии религиозного политического экстремизма).
В современном обществе религиозный экстремизм пытается изменить государственный строй или насильно захватить власть, нарушить территориальную целостность государства. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей отличает современный религиозно-политический экстремизм, который выдвигает на первый план свои религиозные постулаты и лозунги. Современный религиозно-политический экстремизм неотделим от терроризма.
Наиболее ярко выраженное проявление экстремизма представляют собой призывы к свержению существующего социально-политического строя. В частности, именно об этом 20 ноября 2014 года заявил Президент России В.В. Путин на заседании Совета безопасности РФ, на котором рассматривалась государственная концепция противодействия экстремизму. Президент призвал не допустить «цветную» революцию в России, особо подчеркивая, что «разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя ─ это прямое проявление антинародного мышления, прямое проявление экстремизма»[1].
Глава российского государства призвал участников Заседания учесть уроки других стран, где «экстремизм используется как институт геополитики», а также назвал три основных направления противодействия экстремизму:
▪ повышение внимания к межнациональным отношениям;
▪ работу с молодежью;
▪ совершенствование миграционной политики, поскольку «незаконная, неконтролируемая миграция ─ это питательная среда для преступности»[2].
Уже стал аксиоматичным тезис, согласно которому только правоохранительным органам и спецслужбам с решением целого комплекса задач по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма не справиться. К этому должны быть подключены все уровни власти, система образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации, а также представители традиционных религий России.
Особое значение в современных условиях приобретает последовательное выполнение субъектами антитеррора Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации до 2018 г., утвержденного Президентом России.
Четко определенный в Плане многопрофильный комплекс мер противодействия угрозе терроризма предполагает активное участие в реализации намеченной системы мероприятий широкого круга государственных органов и субъектов, гражданского общества при организующей роли всей вертикали противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК) ─ от федерального до муниципального уровня.
В этом далеко не простом процессе особое значение приобретает четкое знание и понимание угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни.
Это позволит вести грамотную превентивную политику по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют.
Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. В том числе крайне важно внедрять в образовательный процесс учебные материалы, разъясняющие сущность терроризма как страшной угрозы 21 века.
Именно этой проблематике и посвящены настоящие методические рекомендации.
Раздел I. Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия
В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам.
Террористическая идеология ─ это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер.
В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма. Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов.
И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология ─ это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности.
Совершенно очевидно, что идеологическое начало в терроризме формирует субъективную сторону состава террористического преступления и его цель, анализируя которые, специалисты отвечают на вопрос: с чем мы имеем дело ─ с актом терроризма или с корыстным преступлением, осуществленным с использованием террористических методов и имеющим в этой связи по объективной стороне сходство с преступлением террористического характера.
Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» ─ идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. Характерными чертами террористической идеологии являются присущие ей категоричность, безапелляционность, агрессивность; жесткое деление социума на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в виде крайне контрастного сочетания «черного» и «белого» без промежуточных оттенков.
В зависимости от степени разработанности террористической идеологии и специфики ее «потребителя» ─ субъектов террористической деятельности этот идеологический эрзац может варьироваться от набора нескольких достаточно примитивных догм до вполне стройной и убедительной идеологической концепции.
Следует отметить паразитический характер идеологии терроризма. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах.
Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои негативные и отталкивающие качества, упоминавшиеся ранее, положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При этом в интересах организаторов террористической деятельности зачастую осуществляется подмена понятий, подтасовка фактов объективной реальности, «выдергиваются» из общего контекста и гипертрофировано преподносятся одни постулаты и установки эксплуатируемой идеологии и замалчиваются другие.
При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка, различные социальные концепции, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий.
В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и (самое главное!) степени влияния преступной сущности идеологии терроризма и угроз, вызываемых распространением идей терроризма и экстремизма, в отношении разных категорий детей и молодежи.
Представляется, что в данном случае речь должна идти, во-первых, о точном выделении указанных категорий (то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты[3] и т.п.). При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойства ребенка, подростка (и т.п.), а также конкретные обстоятельства и неблагоприятные условия воспитания, которые способствовали возникновению различных асоциальных проявлений и отклонений.
Во-вторых, необходимо также выделить и подкатегории (имеющие ряд уточняющих характерных признаков: любимый и нелюбимый ребенок; из полной или неполной семьи и т.п.)
В-третьих, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, что в последнее время среди детей наблюдаются игромания, компьютеромания и мания виртуальной реальности. Кстати, установление устойчивой компьютерной зависимости среди детей и подростков (а также и у представителей молодежи), на наш взгляд, в настоящее время представляет собой один из существеннейших факторов, которые имеет феноменальное воздействие на еще неокрепшее сознание детей и подростков.
Дело в том, что экстремистский и/или террористический контент, получаемый подростком (молодым человеком) из соответствующей соцсети, может быть им воспринят в качестве элемента «он-лайновой» игры, в которой (исподволь) те же вербовщики ИГ имеют возможность для рекрутирования первого в ряды своих сторонников.
С нашей точки зрения, в «группу риска» вполне могут попасть, прежде всего, трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты.
Думается, что своеобразными «лидерами» в этом являются девиантные подростки, поскольку идеи экстремизма или терроризма, воспринимаемые ими, представляют для них как раз «норму», так как их сознание воспринимает реальную действительность как своеобразное «кривое зеркало». В этой связи красиво «упакованная» идеологема терроризма воспринимается девиантами как призыв «разбить это зеркало», что бы мир стал им более «понятным и своим».
В ситуациях, когда терроризм пытаются превратить в средство разрешения политических споров, следует четко различать мотивацию преступной деятельности у организаторов акций терроризма и у рядовых исполнителей этих акций. Действительно, если речь идет о террористической деятельности, опирающейся на какую-то идеологию (националистическую, религиозную, политическую, классовую), то для людей, непосредственно ее осуществляющих, террористическая идеология, которая им насаждается инспираторами терроризма, является главным критерием оценки своих действий, жизненным компасом, руководством к действию. Поступки же организаторов террористической деятельности должны оцениваться с использованием других критериев. Чаще всего ─ это удовлетворение собственных амбиций, достижение власти и материального благополучия.
Этим инспираторы терроризма конца XX века коренным образом отличаются от своих предшественников столетней давности, когда субъектам террористической деятельности вне зависимости от их ранга в иерархии террористической организации были присущи идеализм, фанатизм, жертвенность. Сегодняшние же организаторы и руководители различных террористических структур отличаются исключительным рационализмом. У них, как и у некоторых политических перевертышей из среды партноменклатуры прежних лет, заготовлено два «комплекта» идеологии и нравственности: один для тех, кого они вовлекают в террористическую деятельность красивыми и привлекательными лозунгами, а другой ─ для себя и своих близких. Примером такого двуличия могут служить идеологии террористических организаций, действующих от имени и под прикрытием ислама в различных регионах планеты. Их руководители в качестве исполнителей своих преступных замыслов готовят молодых людей и даже подростков, набираемых из среды малограмотных и неимущих мусульман. В результате интенсивной психологической и идеологической обработки неофиты терроризма становятся послушным орудием в руках своих руководителей и готовы исполнить любой исходящий от них приказ.
Следует особо подчеркнуть, что идеологическая обработка граждан любой страны, в особенности не имеющих жизненного опыта и достаточного образования молодых людей, не представляет большого труда, если девальвированы понятия патриотизма, интернационализма, коллективизма, чувства долга и чести.
В России это обусловлено потоком идеологических поделок в основном зарубежного производства. Много средств и усилий потрачено на попытки вестернизировать менталитет россиян, для чего используется пропаганда культа сильной личности, индивидуализма, достижения материального благополучия любыми способами.
Массированное наступление на общественное сознание осуществляют и проповедники нетрадиционных для России религий. Периоды социально-политических изломов всегда сопровождается глубоким кризисом в области идеологии, нарушением духовного единства различных слоев и групп общества. Возникают и начинают активно циркулировать самые различные идеологические течения. Появляются многочисленные колдуны, экстрасенсы, астрологи, предсказатели, маги, врачеватели. Они заявляют потерявшим идеологическую ориентацию и социальную опору людям, что знают ответы на любые самые сложные вопросы современности и могут показать выход из создавшегося кризисного положения. И люди, поддающиеся внушению (а их доля в обществе в периоды социально-политических изломов также возрастает), как утопающий за соломинку хватаются за протянутую новоявленными миссионерами руку для того, чтобы обрести хотя какую-нибудь опору и определенность в этой жизни, ставшей вдруг такой непонятной и чужой.
К сожалению, приходится констатировать, что на данный момент в России сложилась благоприятная атмосфера для «улавливания молодых душ» и возможности их дальнейшего использования в самых различных целях, вплоть до антиконституционных, противоправных, террористических. Разумеется, лишь малая часть молодых людей, утративших идеологические и духовные ориентиры, может быть увлечена террористической идеологией, и уж тем более незначительное число граждан способно перейти к практике терроризма (для этого необходимы и дополнительные условия внешней среды и особый набор личных обстоятельств и качеств человека), однако недооценивать важность борьбы с террористическими идеями нельзя.
Проведенный в 2013 году социологический опрос показал следующее. Среди причин роста терроризма в России респонденты указали: 26% - ухудшение социально-экономического положения населения; 19% - усиление противоборства криминальных группировок; 13% - расслоение населения по имущественному признаку; 8% - деятельность национально- и регилиозно-экстремистских группировок; 8% - приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны; 7% - рост числа безработных в самых различных социальных группах; 7% - приток мигрантов из стран ближнего зарубежья; 5% - рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению; 4% - деятельность или влияние зарубежных террористических групп; 3% - факторы дискриминации отдельных национальных общностей.
Среди иностранных боевиков, воюющих на стороне террористов в Сирии и Ираке, каждый четвертый ранее проживал на территории Европы. Об этом заявил 11 ноября 2015 г. на региональной конференции Международной ассоциации прокуроров, которая проходит в Сочи, генеральный директор по правам человека и верховенству права генерального секретариата Совета Европы Филипп Буайя, по информации «Интерфакс».
«Сегодня есть более 25 тысяч боевиков родом из более 100 стран мира, воюющих в Сирии и Ираке, и среди них - 6 тысяч европейцев», - отметил Буайя. По его словам, многие мужчины, женщины и даже дети покидают свои семьи, дома и друзей, чтобы умереть как мученики за дело, противоречащее европейским принципам и ценностям, некоторые из них представляют реальную угрозу своим государствам по возвращению на родину: они либо осуществляют теракты, либо занимаются вербовкой других людей.
Необходимо обратить внимание на то, что в эпицентре идеологического противоборства субъектов террористической деятельности и государства находится население. Действительно, именно сознание граждан, общественное мировоззрение выступают в данном случае одновременно в роли цели и объекта информационно-психологического воздействия. И здесь государство не имеет права проиграть, поскольку в данном случае будут созданы условия, благоприятствующие разрастанию масштабов терроризма.
Аналогично любой иной деятельности, имеющей стратегические цели, осуществляемой комплексно, на концептуальной основе, противодействие идеологии экстремизма и терроризма, а также формирование антиэкстремистского и антитеррористического сознания в обществе должны проводиться на базе научно обоснованных принципов.
Представляется, с учетом специфики данного направления деятельности, в качестве ее принципов могут быть названы следующие:
▪ сочетание интересов личности, общества и государства;
▪ уважительное отношение к различным культурам, идеологическим воззрениям, религиозным верованиям, традициям, кроме тех, которые предполагают использование насилия или его пропаганду;
▪ декларация недопустимости использования нелегитимного насилия под любым политическим, социальным или идеологическим обоснованием;
▪ тесное сотрудничество государства, общественных организаций, политических партий, религиозных объединений, предпринимательского сообщества, средств массовой информации;
▪ комплексное использование всех имеющихся сил, средств, форм и методов;
▪ активность, наступательность.
Главной целью противодействия идеологии терроризма, как представляется, следует рассматривать формирование в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития населению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращения социальной базы поддержки террористов и решительного осуждения применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для достижения названной цели необходимо осуществлять комплексное решение ряда задач, к которым относятся:
▪ внедрение в общественное сознание толерантности, уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
▪ совершенствование правового обеспечения всех направлений противодействия террористическим угрозам с одновременным повышением уровня правовой антиэкстремистской и антитеррористической культуры населения, прежде всего подростков и молодежи;
▪ разъяснения подросткам и молодежи, которые наиболее подвержены воздействию террористической и в целом экстремистской идеологии, разрушительной противоправной человеконенавистнической сущности терроризма;
▪ внедрение в общественное сознание россиян убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия для достижения каких бы то ни было целей, под какими бы то ни было лозунгами;
▪ доведение до населения на конкретных примерах стратегической государственной позиции о неотвратимости и жесткости наказания за совершение актов терроризма;
▪ формирование положительного имиджа органов исполнительной власти и сотрудников специализированных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;
▪ разоблачение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрация лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их внешне привлекательных лозунгов и пропагандистских приемов;
▪ формирование у граждан готовности оказать активное противодействие экстремистам, поддержать действия государства, направленные на подавление нелегитимного насилия;
▪ воспитание среди населения законопослушности, уважительного отношения к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;
▪ формирование и поддержание стимулов в среде творческой интеллигенции и представителей средств массовой информации к созданию художественных, публицистических, документальных и иных произведений, направленных на формирование антитеррористического сознания в обществе,
▪ а также другие задачи, решаемые в политической, социальной, правовой, идеологической, духовной и иной сферах.
Раздел II. Террористические угрозы
Под террористическими угрозами следует понимать угрозы, вызываемые распространением в обществе идей терроризма. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», «терроризм ─ это идеология насилия…». Совершенно очевидно, что в основе насилия, в самой его природе лежит агрессия, агрессивность, как правило, порождаемые недовольством различного характера (личного и/или социального).
Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций. Как отмечал в свое время австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоанализа 3. Фрейд, склонность к агрессивному поведению является неистребимым человеческим инстинктом, а эволюция цивилизации ─ непрерывным процессом внутренней борьбы между инстинктами «сохранения и воспроизводства жизни» и инстинктом «агрессии и истребления».
Террористические угрозы можно рассматривать как попытку психологического самосохранения народа за счет переноса деструктивного влечения к самоуничтожению со своего народа на другие. История, по Фрейду, определяется взаимодействием и соотношением присущих человеку влечений к жизни и к смерти. Соответственно этому имеют место прогресс или регресс, мир или война.
Немецкий психоаналитик А. Мигерлих считал, что избежать агрессии невозможно и общество периодически дает своим членам разрешение на убийство представителей своего рода, которые объявляются заклятыми врагами.
Проблеме единства физиологии и психологии человека значительное внимание уделяли классики этологии К. Лоренц и Н. Тинберген. По утверждению К. Лоренца, агрессивный инстинкт у человека выработан в результате генетической селекции, человек не в состоянии управлять своей агрессивностью и периодически движим силами врожденного агрессивного территориального инстинкта.
К основным террористическим угрозам относятся:
▪ нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.);
▪ взрывы и другие террористические акты в местах массового пребывания людей;
▪ похищение людей и захват заложников;
захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;
▪ нападение на объекты так называемой «критической инфраструктуры» (потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима);
▪ вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (так называемый «электромагнитный терроризм»);
▪ нарушение психофизического состояния людей путем программирования поведения и деятельности групп населения;
▪ кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети; внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;
▪ несанкционированное проникновение в целях нарушения работы в информационные сети;
▪ применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;
▪ отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
▪ искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.
Следует иметь в виду, что главными предпосылками, усугубляющими возникновение террористической угрозы, являются:
- сочетание организованных террористических организаций с большим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов;
- сращивание терроризма с организованной преступностью, торговлей наркотиками, оборотом оружия;
- расширение источников финансирования терроризма, в том числе и за счет коррупции;
- появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, химического, радиационного, кибернетического, биологического и др.), способов и форм проведения террористических актов;
- немотивированность и непредсказуемость так называемого «не-разборчивого» терроризма, когда насилие направлено не против конкретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных людей;
▪ рост «интеллектуального» уровня терроризма пропорционально темпам развития техники и науки.
Анализ террористической деятельности позволяет выделить следующие виды террористических актов:
▪ диверсия;
▪ похищение;
▪ покушение на убийство;
▪ захват транспортного средства;
▪ захват здания;
▪ вооруженное нападение.
▪ кибертерроризм (или интернет-терроризм).
Если говорить о терактах, представляющих угрозу для потенциально опасных и критически важных объектов, то, прежде всего, нужно вести речь о диверсии (взрыве, распылении отравляющих веществ и т.п.).
Данная деятельность проявляется в виде подрывов транспортных средств или зданий в целях нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. Поскольку в результате взрывов страдает большое число людей, именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в случаях, когда абсолютно все потенциальные жертвы рассматриваются террористами в качестве политических противников.
Если говорить о захвате транспортного средства (хайджекинге) захвате того или иного транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля, то, следует имеет в виду, что, с точки зрения террористов или экстремистов, наиболее перспективным является захват и угон авиатранспорта. Речь идет о так называемом скайджекинге, угоне террористами или экстремистами самолета. Он наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, так как, во-первых, удерживает спецслужбы от проведении атак на террористов из-за высокого риска поражения заложников. Во-вторых, авиатранспорт представляется более удобным средством для того, чтобы скрыться от преследования. Захват кораблей, поездов, автобусов и т.п. менее привлекателен для террористов. Так, например, над кораблем преступникам сложнее установить контроль. Кроме того, против захвативших поезд, автобус другие наземные средства транспорта провести антитеррористическую операцию проще, чем освободить от террористов самолет.
Захват зданий представляет собой вид террористического акта. Следует отметить, что он активно применялся левыми террористами в Европе, а также латиноамериканскими партизанами и палестинскими организациями, использующими тактику международного терроризма.
В условиях повышения уровня террористической активности и увеличения тяжести терактов значительную угрозу для населения представляют потенциально опасные объекты, которые могут стать объектами технологического терроризма. Заключенные в опасных объектах и технологиях потенциальные разрушительные силы создают объективную основу для целенаправленного использования их в качестве средств поражения с целью нанесения ущерба регионам, в которых они расположены. Это может быть достигнуто путем искусственного создания условий, необходимых для высвобождения и реализации их разрушительного потенциала. Например:
▪ создание зон катастрофического затопления при разрушении плотин;
▪ радиоактивное заражение местности при разрушении ядерных реакторов;
▪ химическое заражение атмосферы и воды при разрушении химических заводов, хранилищ, лабораторий;
▪ организация массовых пожаров путем поджога лесов, нефтяных и газовых скважин;
▪ распространение эпидемий и др.
Важно иметь в виду, что в случае террористического воздействия на опасные объекты (объекты критической инфраструктуры) возможно возникновение кризисной ситуации с образованием вторичных зон поражения. Ключевыми поражающими факторами, которые представляют опасность для населения, объектов экономики, жизнедеятельности в результате технологического теракта, являются ударная волна, токсические нагрузки, разлет осколков и обломков оборудования, тепловые излучения и вторичные поражающие факторы.
Таким образом, террористические акты вполне могут быть отнесены к катастрофическим рискам. Но вся серьезность ситуации состоит в том, что точных методов оценки вероятности совершения теракта на настоящий момент не существует. Данное обстоятельство на порядок увеличивает непредсказуемость и опасность актов терроризма.
Однако наибольшую опасность представляет собой ядерный терроризм, то есть использование террористами в качестве оружия радиоактивных материалов. Это может быть ядерное взрывное устройство, заражение местности радиоактивными веществами без проведения ядерного взрыва, нападение террористов на ядерный реактор с намерением его разрушить и осуществить радиоактивное заражение местности. Наиболее вероятные источники приобретения террористами ядерных материалов: поставки со стороны поддерживающих терроризм государств или покупка на черном рынке. Ядерный терроризм чрезвычайно опасен, так как потенциальной опасности смерти подвергается множество людей. Но использование террористами ядерных материалов маловероятно из-за сложностей в получении таких веществ, а также возникающих проблем при работе с ними и транспортировке.
Следующей крайне опасной террористической угрозой, вызываемая распространением идеологии терроризма и религиозного политического экстремизма является использование террористами химического оружия. Необходимо учитывать то важное обстоятельство, что химическое оружие ─ это наиболее простое и доступное средство ведения террористических операций в сравнении с ядерными и бактериологическими боеприпасами. Один из известных примеров использования химического оружия в террористических целях ─ газовая атака в метрополитенах Токио и Иокогамы в 1995 году.
Химический терроризм подразделяется на две основные категории. Во-первых, нападения с намерением уничтожить максимальное количество человек, в этом случае отравляющие вещества распыляются в замкнутых пространствах с большим скоплением людей. Во-вторых, теракты с намерением шантажировать, причинить экономический ущерб, осуществляются путем отравления продовольственных продуктов, воды и т.п. Химическое оружие более доступно, проще и дешевле в производстве, компактнее в сравнении с ядерными и биологическими материалами. Следовательно, использование химического оружия наиболее перспективно с точки зрения террористов.
Особую опасность несет в себе биологический терроризм, который представляет собой использование биологических средств ведения войны (бактерии, вирусы, риккетсии и т. п.) против населения с целью уничтожения максимального количества человек. Террористические организации могут получить биологические средства в результате собственного производства или закупок на черном рынке. Производство бактериологического (биологического) оружия требует высокооснащенных лабораторий и больших затрат, поэтому самостоятельное производство для большинства террористических организаций затруднительно. Более реальный источник ─ поставки со стороны государств третьего мира. Такие вещества удобны для транспортировки и применения. По совокупности качеств находятся между ядерными и химическими боеприпасами.
Раздел III. Угрозы, вызываемые распространением идей
межнациональной и межконфессиональной розни
В странах, где основным принципом являются равенство и свобода граждан, ксенофобия становится социальной проблемой:
▪ унижение достоинства по признакам расы, национальности, отношения к религии и т.д.
▪ нанесение побоев;
▪ убийства,
▪ погромы.
Все большее количество преступлений на почве ненависти совершаются молодыми людьми.
Причины ксенофобии среди молодежи и подростков различны:
- социально-экономические условия;
- влияние социальных институтов (например, СМИ);
- семейные факторы (например, особенности воспитания и передачи родительских установок);
- индивидуально-психологические особенности, в том числе ─ уровень развития мотивационно-контентой (мотивационно-смысловой) сферы.
Следует отметить, что в качестве социальных мер профилактики проявлений экстремизма и терроризма, а также ксенофобии и мигрантофобии в современной России следует, прежде всего, рассматривать:
▪ меры, направленные на борьбу с незаконной миграцией;
▪ организацию досуга молодежи;
▪ развитие в стране физкультуры и спорта;
▪ активное вовлечение граждан в общественную деятельность;
▪ выявление и устранение противоречий в сфере межнациональных отношений и др.
Раздел IV. Методические указания по использованию учебных материалов преподавателями на учебных занятиях, во внеурочной деятельности, для работы с родителями
Специфика применения настоящих Методических рекомендаций (далее ─ Рекомендации) заключается в том, что они рассчитаны на детей и молодежь, начиная с 12-летнего возраста.
Нецелесообразно посвящать детей более раннего возраста в тонкости угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни.
Во-первых, дети должны получать знания (в том числе и специальные) в полном соответствии с их возрастом.
Информацию о сущности преступной идеологии экстремизма и терроризма, дети в более раннем возрасте могут воспринимать не как посылку об отторжении указанной идеологии, а в качестве «примера для подражания» (опытные социальные педагоги и школьные психологи отмечают, что нечто подобное можно наблюдать при так называемых «просветительских» беседах с детьми о вреде психоактивных веществ, в частности, ингалянтов). Это обусловлено тем, что дети в возрасте до 12 лет в силу психофизиологических возрастных особенностей еще не в полной мере воспринимают истинный смысл слова «нет», как бы пропуская его «мимо ушей». Например, если ему учитель говорит: «Не забудь!», то, как показывает практика, ребенок своим «внутренним» слухом слышит: «Забудь!» и т.д.
В-вторых, детям более раннего возраста целесообразно прививать чувство привязанности к так называемым «братьям меньшим», то есть к домашним животным (весьма желательной являются организация и проведение выставок, посвященных домашним питомцам, различные конкурсы и соревнования и т.п.). Как показывает практика ряда среднеобразовательных школ, в том числе в Москве, такие мероприятия имеют серьезный успех и весьма эффективны в плане профилактики жестокого обращения с домашними животными, насилия по отношению к ним. А, как известно, терроризм ─ это идеология насилия.
О внедрении в образовательный процесс учебных материалов
Использование представленных учебных материалов возможно как на уроках по ОБЖ в рамках изучения соответствующих тем, так и во внеурочной деятельности, на тематических классных часах, дискуссионных площадках.
При этом целесообразно начинать с предварительного раскрытия сущности преступной идеологии экстремизма и терроризма. На этом этапе нужно вводить ключевые (типичные) идеологемы вышеизложенных крайне негативных социальных феноменов. При этом следует обязательно и незамедлительно проводить критический анализ, показать несостоятельность этих явлений и явное несоответствие объективной реальности.
Затем преподаватель должен раскрыть суть и опасность угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Весьма желательно при этом воспользоваться учебно-наглядными пособиями, которые бы на визуальном уровне содействовали более эмоциональному восприятию школьниками указанных угроз, пониманию их крайней опасности не только для себя лично, но и для всех окружающих, одноклассников, друзей, родных и близких.
Такие учебно-наглядные пособия могли бы представлять из себя полноцветные и красочные плакаты (формата А1, А2 и А3), на которых изображались различные жизненные ситуации, непосредственно связанные с названными ранее угрозами. Тематика пособий может быть весьма разнообразной: от иллюстрации типичных случаев проявления ксенофобии (мигрантофобии) до захвата террористами воздушного гражданского судна.
Приведенные учебные материалы можно актуализировать, используя материалы (контент) средств массовой информации – печатной периодики, Интернет-изданий.
Об использовании учебных материалов в работе с родителями
Работу с родителями следует начинать с просветительской беседы, а если родители школьника ─ мусульмане, то желательно такую беседу проводить с ними по раздельности, и сначала пригласить для беседы мать.
Во время беседы преподаватель должен раскрыть сущность преступной идеологии экстремизма и терроризма, показать суть и опасность угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни.
Существенным моментом во время такой беседы (по мере необходимости) является участие в ней (безусловно, с согласия на то родителей) школьного психолога (и/или социального педагога).
Более того, желательно затем передать родителям ─ заранее подготовленную анкету (или опросный лист) ─ с вопросами, непосредственно связанными с угроз, вызываемыми распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Эти вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы из контент-анализа ответов родителей на них было предельно ясна роль последних в процессе воспитания ребенка, а также степень их осведомленности о состоянии внутреннего мира последнего.
В Интернете можно найти интересные конспекты уроков для старшеклассников, презентации, содержание которых также можно использовать для работы с родителями.
Глоссарий
Агрессия – форма поведения участников конфликта, характеризующаяся враждебностью. Участники конфликта могут прибегнуть к словесной агрессии (дезинформация противника, обвинения, оскорбления, сплетни, подрыв авторитета) и к физической (военной) агрессии, включающей в себя насилие, террористические акты, вооруженную борьбу.
Биологический терроризм ─ применение биологических средств ведения войны (бактерий, вирусов, риккетсий и т.п.) против гражданского населения для уничтожения максимального количества людей.
Девиация (от лат. deviatio – отклонение) – отклонение от господствующих норм, от норм морали и культуры.
Дезадаптация ─ психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка новой социальной ситуации.
Дискриминация – социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилегированного большинства.
Идеологема - один из элементов идеологии как совокупности взглядов и представлений, из которых складывается самосознание народа. Обладая мировоззренческой, ценностно-ориентационной и регулятивной функциями, идеологема твердо стоит на страже интересов господствующих социальных групп и государства. В ней основная идея является одновременно и нормой, направляющей воззрения граждан в строго определенное ценностно-смысловое русло. Идеологемы стремятся подчинить себе официальную и неофициальную жизнь, присутствуют в философии, политике и науке, искусстве и педагогике, морали и праве. Они представляют собой жесткие нормативные структуры, не допускающие в свои внутренние смысловые и ценностные пределы ничего из того, что могло бы поколебать их устойчивость, а с ней и стабильность охраняемого ими социального порядка.
Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и ценностей, отражающая интересы определенных социальных групп.
Идеология терроризма (террористическая идеология) ─ совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, идеологем, обосновывающих необходимость террористической деятельности и нацеленных на мобилизацию максимально большего числа лиц для участия в такой деятельности. Наиболее опасной является идеология религиозно-политического экстремизма, составляющая основу деятельности международной террористической организации «Аль-Каида» и ее филиалов, включая «Имарат Кавказ», а также других структур, включенных в Единый федеральный список организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими и экстремистскими.
Информационный терроризм ─ использование информационных средств в террористических целях, а также дезорганизация автоматизированных информационных систем, создающая опасность гибели людей, причинения имущественного ущерба или наступление иных общественно опасных последствий, если они совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Каналы распространения террористической идеологии ─ совокупность технических и иных средств, обеспечивающих доведение идеологии терроризма до объектов идеологического воздействия (Интернет, распространение печатной продукции, проповеди и личные контакты).
Компьютерный терроризм (кибертерроризм) предполагает атаки на вычислительные центры, центры управления военными сетями и медицинскими учреждениями, банковские и другие финансовые сети, средства передачи данных посредством компьютерных сетей. Может осуществляться с целью саботажа (правительственных учреждений и т. п.), причинения экономического ущерба (крупным производственным корпорациям), дезорганизации работы с потенциальной возможностью смертей (атаки на аэропорты и т. п.).
Космический терроризм ─ вид терроризма, который подразумевает, во-первых, уничтожение спутников и других космических аппаратов или создание помех, препятствующих их нормальной работе. Во-вторых — захват и использование космических аппаратов для обеспечения террористов связью или для использования в боевых террористических операциях. Осуществление космического терроризма — задача, требующая значительных финансовых средств, интеллектуальных и материальных ресурсов. Космический терроризм представляется отдаленной перспективой, но увеличивающееся количество спутников на орбите и становящееся реальным создание космических аппаратов странами третьего мира приближает то время, когда он станет так же реален, как захват самолета.
Ксенофобия (от греч. ξένος ─ «чужой» и φόβος ─ «страх») ─ страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, ксенофобия может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.
Мигрантофобия ─ предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище.
Нацизм (национал-социализм) ─ идеология, основанная на утверждении превосходства одной нации над другими в пределах одного государства или даже в мировом масштабе; как правило, нацистская идеология сопряжена с проявлениями экстремизма.
Национализм ─ идеология, отстаивающая ценность нации как высшей формы общественного единства и основы государства; нередко используется экстремистскими организациями. В условиях многонационального государства данная идеология может привести к негативным последствиям, поскольку служит оправданием дискриминации людей по расовому или этническому признакам.
Носители террористической идеологии ─ лица и организации, заинтересованные в разработке и распространении идеологии терроризма, а также подпавшие под ее влияние и действующие по ее распространению или согласно ее призывам и целевым установкам.
Погром – выступление одной группы людей, прежде всего, представляющей этническое большинство, против какой-либо другой группы, представляющей этническое меньшинство, сопровождающееся убийствами, разграблением и порчей имущества. Объектом погрома могут оказаться этнические мигранты.
Политический терроризм – это социально-политическое явление, предназначенное для осуществления таких целей, как изменение политического курса, политического и/или общественного устройства той или иной страны или региона. Политический терроризм всегда связан с борьбой за политическую власть. Политический терроризм является крайним средством, то есть субъект терроризма прибегает к политическим терактам в случае, когда иные ─ легальные ─ методы изменения политической ситуации, используемые им самим или другими людьми, оказываются неэффективными.
Психоактивные вещества (ПАВ) ─ химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде ─ ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.
Расизм ─ совокупность воззрений, в основе которых лежат представления о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Расистская идеология является одним из наиболее распространенных обоснований экстремизма различного толка.
Секта ─ религиозная организация, которая отвергает ценности остального общества и требует от своих членов «обращения» в свою веру и исполнения соответствующих ритуалов.
Сепаратизм ─ политическое движение, цель которого отделение от государства части его территории и создание на ней собственного государства. Разновидностью сепаратизма является ирредентизм ─ движение за отделение с целью последующего присоединения отделившейся территории к соседнему государству.
Скайджекинг – угон террористами или экстремистами самолета.
Социализация ─ процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.
Социальный терроризм – представляет собой использование насилия или угрозы насилия в целях сохранения status quo в структуре социально расслоенного общества или изменения социальной структуры в пользу малочисленной, но богатой и властной социальной группы.
Субкультура ─ система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.
Суггестия (лат. suggestio ─ внушение, намек) ─ это восприятие информации без критической оценки, оказывающее влияние на течение нервно-психических и соматических процессов; внушение.
Толерантность (от лат. Tolerantia ─ терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) ─ социологическое понятие, обозначающее терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Терроризм ─ метод политической борьбы, который состоит в систематическом применении ничем не ограниченного, не связанного с военными действиями физического насилия для достижения определенных целей путем устрашения политических противников. То есть, террор (терроризм) ─ это способ решения политических проблем методом насилия. Применение насильственных методов в политике осуществляется как государствами в отношении политической оппозиции, так и различными подпольными группами против господствующих классов и государственных институтов.
Террористическая деятельность - деятельность лиц и организаций по: организации, планированию, подготовке, финансированию и реализации террористического акта; подстрекательству к нему; организации незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовке, вооружению, обучению и использованию террористов; информационному или иному пособничеству в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганде идей терроризма, распространению материалов или информация, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Фашизм (от итал. fascio ─ пучок, связка, объединение) ─ обобщенное название ультраправых идеологий и соответствующих им политических режимов диктаторского типа. В основе идеологии фашизма лежат концепции расового превосходства одних народов над другими, националистические лозунги, использование экстремистских методов в достижении политических целей.
Фундаментализм в обозначении религиозных течений изначально использовался в радикальных сектах в протестантизме – христианской веры, а затем и в исламе при характеристике крайне радикальных течений и сект, которые группировались вокруг идеологии строгого соблюдения средневековых мусульманских норм. Фундаментализм – стремление воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых ей новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик»
Хайджекинг ─ захват того или иного транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля. Чаще всего имеют место захваты самолетов, также обозначаемые как «скайджекинг».
Шовинизм ─ крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии.
Экономический терроризм ─ это деятельность, целью которой является вымогательство, чаще всего наличных денег или какого-либо имущества, с помощью шантажа, угрозы применения и использования насилия. Его развитие происходит по трем основным направлениям, оказывающим сегодня ощутимое воздействие на распределение доходов во всем мире: шантаж транснациональных компаний, захват заложников и торговля наркотиками». Цель, указанная в данном определении, не является в прямом смысле террористической: само по себе вымогательство не является террористическим актом. В то же время, насилие или угроза насилия, безусловно, являются признаком террористического акта.
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus ─ крайний) ─ приверженность к крайним взглядам и мерам; поступки, действия, основанные на таких взглядах и направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.
Электромагнитный терроризм ─ вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов.
Эмиграция ─ выезд из одной страны в другую на постоянное место (иногда на неопределенно длительный период) проживания, как правило, с изменением гражданства.
Этический терроризм ─ это умышленное навязывание чуждых для личности или определенного общества моральных норм и правил, традиций, ценностей в целях достижения физического или духовно-нравственного уничтожения людей или отдельного человека, причинения экономического ущерба, достижения принятия политических решений в свою пользу и т.д. Этический терроризм существует столько, сколько существует цивилизованное человечество.
Этнорелигиозный терроризм ─ самый распространенный в современном мире вид терроризма, особенность которого в том, что теракты совершаются с целью реализации национальных и/или религиозный идей, которые часто сопряжены с подавлением или уничтожением представителей прочих национальных и/или религиозных групп. Ю.М. Антонян, один из ведущих российских экспертов по этнорелигиозному терроризму, дает данному феномену следующее определение: это терроризм, «…осуществляемый с целью торжества, практической реализации националистических и религиозных идей».
Этнос ─ исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Этноцентризм ─ свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.
Этология ─ полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей. Термин в научный оборот ввел в 1859 году французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер. Этология тесным образом связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией, а также является неотъемлемой частью когнитивной этологии. Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц называл этологию «морфологией поведения животного».
хайджекинг - захват того или иного транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля. Чаще всего имеют место захваты самолетов, также обозначаемые как скайджекинг;
скайджекинг наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, так как, во-первых, удерживает спецслужбы от проведении атак на террористов из-за высокого риска поражения заложников. Во-вторых, авиатранспорт представляется более удобным
- к'дством для того, чтобы скрыться от преследования. Захват ко- Iмолей, поездов, автобусов и т.п. менее привлекателен для терро- |чнтов. Так, например, над кораблем преступникам сложнее установить контроль. Кроме того, против захвативших поезд, автобус н фугие наземные средства транспорта провести антитеррористи- 1 и скую операцию проще, чем освободить от террористов самолет;
Ядерный терроризм предполагает использование в качестве оружия радиоактивных материалов. Это может быть ядерное взрывное устройство; заражение местности радиоактивными веществами без проведения ядерного взрыва; нападение террористов на ядерный реактор с намерением его разрушить и осуществить радиоактивное заражение местности. Наиболее вероятные источники приобретения террористами ядерных материалов: поставки со стороны поддерживающих терроризм государств (Северная Корея, Ирак, Иран, Ливия) или покупка на черном рынке. Ядерный терроризм чрезвычайно опасен, так как потенциальной опасности смерти подвергается множество людей. Но использование террористами ядерных материалов маловероятно из-за сложностей в получении таких веществ, а также возникающих проблем при работе с ними и транспортировке.
[1] См.: Владимир Путин назвал признаки антинародного мышления [Электронный ресурс] ─ Режим доступа: https://news.mail.ru/politics/20208252/?frommail=1
[2] См.: Там же.
Предварительный просмотр:
Тематика родительских собраний в 3 классе
дата | тема собрания | задачи собрания | формы проведения | выход. |
сентябрь | «Ознакомительное собрание (вводное). Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. Возрастные особенности ребёнка 9 лет» | 1.Помочь родителям к изменению статуса ребёнка в семье. 2.Определить значение общения для детей и взрослых. 3.Понимание значимости перехода малыша в новое псих. и соц. статус | 1.Самопредставление учителя и представление родителей. 2.Составление заповедей общего воспитания. 4.Составление родителями вопросов, по которым хотели бы получить совет. | Общие правила общения. Выработка этических норм взаимоотношений родителей с учителем. |
октябрь | «Результаты 1 четверти. Семейные традиции и способность ребёнка трудиться в коллективе, в семье. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника». | 1.Познакомить родит. коллектив с результатами успеваемости уч-ся на конец 1 четверти. 2.Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье. 3.Обратить внимание родителей на особенности физического развития, эмоц. состояния. | 1.Игра «Корзина чувств» (родители делятся впечатлениями детей о школе 2.«Подготовка памяток для родит.по сохранению здоровья. 3.Анкетирование родителей по проблеме воспит 4.Подготовка педагогических ситуаций. | Выработка общих правил поведения среди одноклас. Составление телепрограммы класса. Зачитываниеопро-са детей опросмотре. Составление днев-ника по домаш-ним делам. |
декабрь | «Результаты 2 четверти. Рекомендации родителям в помощь преодоления трудностей в обучении. Мой ребёнок становится трудным.» | 1.Обсужд. с родит. значения в жизни человека положит. эмоц. сферы. 2.Убедить родит. в необходимо-сти формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня. 3.Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей. 4.Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми. | 1.Просмотр рисунков «Мои маленькие радости». Обсуждение. 2.Тест родителей «Эмоц. реакции». 3.Предворит. тест учащихся. 3.Анализ ситуаций из жизни класса. 4Выработка режима дня. 5.Родит. «НЕЛЬЗЯ» при соблюд. режима | Выработка традиц. кл. Рекомендац. для родит. Памятки: «Причины дет. неуправляемости» Примерные поведенческие ситуации. |
промежут. февраль | «Родителям о внимании и внимательности. Правила выполнения разных видов письменных работ» | 1.Важность и значимость проблемы развития дет. внимания. 2.Познакомить род. с методами и приёмами развития письма. | 1.Творч. лаборатория 2Рекоменд. упраж. 3.Памятка для родит. 4.Беседа , рекомендации учителя. | Памятки. Упражнения Анкета |
март-апрель | «Результаты 3 четверти. Эстетическое воспитание ребёнка в семье. Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка» | 1.Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребёнка 2.Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших шк. 3.Предложить родителям конкретные задания и упр. по развитию воображения уч-ся. | 1.Беседа с родит. 2.»Круглый стол», обмен мнениями. 3.Корзина предлож. 4.Обмен советами. 5.Выставка рисунков 6.Упражнения для развития воображения уч-ся дома. | 1.Рисунки детей. Расшифровка рисунков. 2.Рекомендации учителя,психолога. 3.Выставка рисунков. проектов. |
май | «Перелистывая страницы учебного года» итоги года. | 1.Подвести итоги года, совм. деятельности родит. и учителя. 2.Способств. развитию инициативы род. и уч-ся. 3.Метод. помощь родит. в подгот. уч-ся к уч.году | 1.Анкетирование родителей. 2.Выставка достиж. за год. 3.Мини концерт. 4.конкурс для родителей. | 1.Рекомендации для родителей. 2.Занимат. упр. 3.Оздоров. минутки, упр. 4.Основы безоп. жизнед. |
Предварительный просмотр:
Текст «Урока» для родителей
«Безопасная дорога. Грамота для детей и родителей»
Слайд 1. Всероссийская акция «Безопасная дорога. Грамота для детей и родителей» направлена на повышение компетентности родителей в вопросах обучения детей безопасности на дорогах и предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основной навык безопасного поведения и отношения к собственной безопасности у ребенка прививается в семье. Именно родители – первые учителя, их поступки – пример для подражания. Родители начинают обучать детей задолго до того, как они попадут в образовательную организацию. Поэтому так важно, чтобы родители не только знали и сами соблюдали правила дорожного движения, но и, владея знаниями психофизиологических особенностей своего ребенка, умели последовательно и терпеливо обучить его этим правилам.
Что надо знать родителям об особенности поведения детей на дороге с учетом их психофизиологических условий развития.
Слайд 2.
Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и взрослых. Французский психолог Дюваль сказал: «Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей».
Предрасположенность ребенка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями его психофизиологического развития: неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.; отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.
Слайд 3.
Дети иначе, чем взрослые переходят дорогу.
Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю проезжей части или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает переварить информацию и дать правильную команду к действию.
Слайд 4.
Дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек.
Например, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.
Слайд 5.
Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки.
Из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям.
Слайд 6.
Оценка движущегося транспорта подвержена влиянию контрастов.
Чем больше транспортное средство, тем быстрее дети представляют его движение. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать п.ч., однако недооценивает опасность небольшой машины, движущейся с большой скоростью.
Слайд 7.
Поле зрения у детей на 15-20% уже, чем у взрослых.
Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Поэтому транспортные средства слева и справа остаются ребенком не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Слайд 8 .
Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков.
Он слышит он только те звуки, которые ему интересны. В то время, как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление.
Слайд 9.
Реакция у ребенка, по сравнению со взрослыми, более замедленная.
Если взрослому, чтобы отреагировать на опасность требуется 0,8 - 1 сек., то ребенку необходимо 3 - 4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 сек.
Слайд 10.
Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться.
Поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.
Слайд 11.
Дети эмоциональны и импульсивны.
Их внимание избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. Непредсказуемость их поведения на дороге часто объясняется непроизвольностью их реакции на воспринятую ситуацию. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство. Особенности детского внимания. Оно избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.
Слайд 12.
Надежная ориентация «налево» и «направо» приобретается не ранее чем в 7-8-летнем возрасте, а во многих случаях и позже.
Слайд 13.
Воспитать взрослого человека значительно труднее, чем заложить основы сознательного отношения к вопросам безопасности движения вашим детям.
Родители, помните последовательность и терпеливость в обучении – залог безопасности ваших детей!
Слайд 14. Акция подготовлена общероссийской детской общественной организацией «Школа юного пешехода».
Основными направлениями деятельности Школы являются:
- программное обучение,
- социальное направление,
- творческое направление,
- «уроки» для родителей.
Слайд 15. Программное обучение проводится на базе обучающего пособия «Путешествие на зеленый свет» - курса для детей младшего школьного возраста, состоящего из 12 ежемесячных изданий. Пособие идет в комплекте с Рабочей тетрадью, предназначенной для проведения контроля усвоения учебного материала, самостоятельной и творческой работы детей. Материал каждого номера сформирован посезонно. Помимо правил дорожного движения дети узнают о сезонных нюансах в соблюдении основных норм безопасности, связанных с природно-климатическими факторами и активностью детей на дорогах. Знание правил поведения в данных условиях и умение их использовать, чрезвычайно важно для избегания трагических ситуаций и сохранения жизни и здоровья. В осеннем номере, когда начинает рано темнеть, мы рассказываем о светоотражающих элементах, в темах зимнего номера – особенности движения по скользкой дороге, летних – безопасность на воде, правила для велосипедистов. Пособие распространяется по подписке через отделения Почта России, что делает его доступным на всей территории России.
Слайд 16.
Социальное направление - участие детей в акциях, которые позволяют ребенку на практике применить полученные знания, почувствовать себя носителем пропаганды соблюдения правил дорожного движения. Это акции к первому сентября с обращением к водителям, ко Дню памяти жертв ДТП, ко Дню пожилого человека, к 8 марта и другие.
Слайд 17.
Творческое направление - рисунки, фотографии, поделки и др. Реализуется через разнообразные конкурсы, организованные «Школой юного пешехода». Это направление всегда интересно детям в силу их возраста, творчество способствует развитию многих личностных качеств, позволяет глубже понять изображаемый предмет или правило. По завершении конкурса победители получают призы, и им посвящается страничка в Пособии.
Слайд 18.
Уроки для родителей. Это направление вовлечения родителей в процесс обучения детей безопасности на дороге и одновременно повышение их компетентности в вопросах дорожной безопасности. Цель данного направления - пропаганда ценности семейного воспитания, как наиболее действенного фактора сохранения жизни и здоровья детей.
Слайд 19.
Задача всех родителей - добиться от детей неформального выполнения Правил дорожного движения. Самое действенное средство воспитания - пример взрослых. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей.
Обучайте своих детей вместе со «Школой юного пешехода». Обучающие пособия распространяются по подписке и доступны в любой точке Российской Федерации. Оформить подписку можно в любом отделении «Почты России» или на сайте Школы юного пешехода.
Обучайте своих детей вместе со «Школой юного пешехода» безопасному поведению на дороге и вблизи нее, чтобы избежать несчастных случаев и будьте уверены в их безопасности.