Скоро в школу
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Собрание в детском саду «Скоро в школу»
Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств - таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Такими же качествами должен обладать и ребенок. Организованность проявляется и в малом, и в большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда, в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и т.д.
Каждой вещи - свое место. Это определяет четкость организации любого дела, в том числе и учебного. Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок без напоминаний и замечаний взрослого. Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в воскресные дни. Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается.
К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в таких качествах, которые имеют особенно важное значение в подготовке к школьному обучению: ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становиться инициативным.
Важным показателем готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду. Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни. Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье. Необходимо воспитывать у ребенка умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они непременно встретятся во время учебы в школе.
В семье постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть следующие: ежедневно поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем игровом уголке, стирать носовые платки, майку, носки, помогать взрослым в приготовлении завтрака, обеда, ужина (поставить на стол посуду, нарезать вареные овощи, положить бумажные салфетки и др.). Поощрять надо любую инициативу ребенка.
Почему так важно играть с ребенком, особенно в годы подготовки к школе? В игре дети учатся применять имеющиеся у них знания; становятся перед необходимостью поиска новых знаний; получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их. В игре развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.
Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе? Родитель может выбрать игру по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»); развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме); развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумаем стихи»).
Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в первый класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе.
Существует и противоположная позиция - ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в первом классе. И, вооружившись школьным «Букварем» или «Азбукой», мама начинает интенсивную «подготовку к школе». Как правило, это приводит к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Под любым предлогом маленький ученик пытается увильнуть от чтения «Букваря». Так как же поступить?
Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые, словесные и математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности - начните обучать его чтению и счету. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от многих проблем. Кроме того, ребенка лучше научить читать до школы, в 4-5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет.
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Ведь к этому времени все дети хорошо говорят, прекрасно понимают обращенную к ним речь. Но при этом слова выступают для них только как обозначение предметов, действий, понятий. Попробуйте спросить ребенка: «Какие слова больше похожи - рак, мак и незабудка?». И вы убедитесь, как ваш ребенок ответит: «Конечно, мак и незабудка». Почему? Да потому что он и не заметил в вашем вопросе слово «слова», он сравнил рака с названиями двух цветков и, конечно, не нашел никакого сходства между маком и раком. Совсем другую картину вы увидите, как только начнете с ребенком заниматься, готовить к обучению грамоте, вслушиваться в звуки речи Можно и нужно воспользоваться этим периодом в жизни ребенка и ввести его в увлекательный мир языка, открыть для него языковую действительность и таким образом привести к чтению.
Вторая сторона обучения грамоте - письмо. Нужно ли учить ребенка писать письменными буквами до школы? Нет, ни в коем случае! Писать малышу, особенно шестилетнему, очень трудно. И именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совершенно не обязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет, лепит - это и есть подготовка руки к письму. Часто в начале обучения учитель сталкивается с тем, что первоклассник не видит клеточку. Ему трудно ориентироваться в тетради по математике. Отступить две клеточки вправо, одну вниз, начертить квадрат, треугольник и т.д. Полезно будет познакомить ребенка с клеточкой, научиться видеть ее. Обводить одну, две, три клеточки, выполнять определенные рисунки, все более их усложняя. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнять задания взрослого. Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя поле, можно значительно раньше. Но не давайте ребенку сразу большую картинку. Начните с раскрашивания, например, воздушного шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур. Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука, она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьется зрительный контроль за движениями руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребенок письмом в 1 классе.
В школе есть еще один предмет, к которому родители начинают готовить ребенка задолго до поступления в школу - это математика. Учить считать - это значит с самого начала считать что-то: кубики, конфеты, пуговицы, кукол. И начинать не с двадцати и даже не с пяти, а с двух предметов: «Один, два» - и при этом дотрагиваться пальчиком до того, что считаем. Объясните ребенку, что крупу, муку, воду измеряют стаканом или чашкой. Какой стол больше - в кухне или в комнате, давай измерим. Можно кусочками веревки или ленты, а можно сантиметром. Дайте ребенку два яблока, а одно возьмите себе. И покажите, какие разные вопросы можно задать, какие задачки придумать: «У мамы одно яблоко, а у Кости -два. Сколько всего яблок у мамы и Кости?», «У мамы одно яблоко, а у Кости - два. На сколько яблок у мамы меньше, чем у Кости?». «На одно!» - радостно кричит Костя.
Ребенка необходимо приобщать к здоровому образу жизни, к гигиене. Пусть у вашего ребенка войдут в привычку закаливающие процедуры: обтирание, обливание прохладной водой. Ребенок должен знать, что кушать нужно садиться с чистыми руками, что ногти должны быть аккуратно подстрижены, волосы прибраны, что по утрам надо чистить зубы и др. Необходимо развивать у ребенка компетентное отношение к миру, к себе. Кто я такой? Где я живу: в каком городе, стране, на какой планете. Рядом со мной живут другие люди и другие живые существа. Нужно уметь с ними дружить, понимать их, уважать, быть друг другу полезными. Важно, чтобы ваш ребенок ориентировался в таких понятиях, как времена года, месяцы, дни недели, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
Учите ребенка особенностям общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми. Не бойтесь обогащать словарный запас ребенка вежливыми словами: спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры. Не говорите в присутствии ребенка грубых, резких слов. Не забывайте, что именно вы прежде всего являетесь примером для подражания своему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Статья "Первоклашка скоро в школу"
Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....
Буклет "Скоро в школу"
Рекомендации для родителей первоклассников....
Скоро в школу!
Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе....
Родительское собрание Скоро в школу
Как приготовить ребёнка в школу? как выбрать портфель. чтоб сохранить здоровья? На эти вопросы есть ответы в презентации к родительскому собранию...
Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?
Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...
Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего...