Рекомендации для родителей учащихся по внедрению элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при выполнении домашнего задания
материал (1 класс) на тему

Руднева Валентина Тимофеевна

Рекомендации для родителей учащихся по внедрению элементов здоровьесберегающей технологии  В.Ф. Базарного

при выполнении домашнего задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей учащихся по внедрению элементов здоровьесберегающей технологии  В.Ф. Базарного

при выполнении домашнего задания

Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждой образовательнойорганизации– выполнение базовых Федеральных Законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации» и запроса общества на здоровое поколение. Здоровьесберегающая технология признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в тысячах школ России, а также в Старооскольском городском округена базе 20 общеобразовательных организаций, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебнуюдеятельность на основе телесной вертикали, сообразной подвижной природе школьника, дает гарантированный результат улучшения здоровьяучащихся в целом.

        Благодаря данной технологии достигается:

1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья ребенка.

2. Повышение уровня успеваемости.

3. Психологический комфорт при общении с ребенком.

4. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза.

        К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, относятся:

  • режим динамической смены поз;
  • упражнения на зрительную координацию;
  • зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);
  • упражнения на мышечно-телесную координацию.

Технологию могут применять не только педагоги в образовательной деятельности, но и родители при выполнении школьником домашнего задания.         Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз.

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.
  • «Не усади!» – заповедь В.Ф.Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик, в 4-6 раз больше.
  • «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В.Ф. Базарный. Обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у ребенка зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создавать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей школьника, формировать при выполнении заданий атмосферу доверительного отношениясо взрослым, что служит оптимальному общему развитию ребенка.
  • Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, позволяет осуществлять профилактикублизорукости, обеспечивать оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта: использование настольной конторки и применение свободной позы.

Там, где это возможно менять позу школьника: за столом – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; ребенок может стоять на массажном коврике в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачу.

        Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • высокие показатели  физического развития здоровья;
  • повышение иммунной системы;
  • улучшение ростовых процессов;
  • развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижение степени низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

  • «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В.Ф. Базарного.
  • В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
  • Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных.
  • Все вместе картины составляют единый сюжет.
  • Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
  • Ребенок, находясь в свободном стоянии, на массажном коврике, начинает живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
  • Школьник с огромным удовольствием выполняет повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

        Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.

                У ребенка развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация, улучшается острота зрения и внимательность.

        

Зрительно-координаторные тренажи

        Для периодической активизации чувства обшей, в т. ч. зрительной координации, можно использовать специально разработанную схему зрительно двигательных траекторий (Рис.1).На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физ-минуток: вверх-вниз, влево-вправо по и против часовой стрелки, по «восьмерке».
Схема траекторий рисуется на одной из боковых стен комнаты максимально возможных размеров. Если же потолок свободен от осветительной арматуры, то схему траекторий рекомендуем рисовать на потолке. Каждая траектория рисуется отдельным цветом. Это делает схему яркой красочной и привлекающей внимание. Упражнения выполняются только стоя.

Диаграмма соответствуют следующим требованиям:

  • наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
  • крест коричнево-золотистый,
  • восьмерка  - ярко-голубого цвета.

Рисунок 1 «Схема траекторий»

C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\2009-02-19\100_1387.jpg

Методика работы с офтальмотренажёром

        Стоя на массажном коврике, с вытянутыми вперед руками, под музыку, ребенок поочередно обводит указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  

        Затем рисует воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

        Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от ребенка приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

        Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

        Задание выполняется в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска, активизирующего внимание ребенка на задаче. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке комнаты.

        Школьник ищет их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

        Например, взрослый показывает какую-либо картинку сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит  от ребенка,  тренируя тем самым мышцы глаза.

        Опыт работы педагогов по методу В.Ф. Базарногоподтверждает, что учащиеся с интересомвыполняют специальные упражнения. При этом укрепляется опорно-двигательный аппарат, отсутствует искривление позвоночника и боли в спине, повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость, улучшается умственная деятельность детей.

Литература:

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.
  2. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176 с.
  3. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде .- Сергиев Посад, 1995.
  4. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России.- Сергиев Посад,2004.- 96 с.
  5. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.
  6. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих    технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  7. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.

Полезные ссылки:

Сайт В.Ф. Базарного http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов.

    Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков.   Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помо...

Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов.

Для того, чтобы в начальной школе ребёнок успешно учился,  нужно обращать внимание на условия, в которых он работает дома. Поэтому ниже представлены краткие рекомендации для родителей начальных к...

Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов.

Для того, чтобы в начальной школе ребёнок успешно учился,  нужно обращать внимание на условия, в которых он работает дома. Поэтому ниже представлены краткие рекомендации для родителей начальных к...

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов...

Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов

Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов...