ВПР
учебно-методический материал на тему
Для подготовки к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_e_lementarnyh_matematicheskih_predstavlenij_2.docx | 584.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Две группы дополнительного образования «Формирование элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька» реализуют свою деятельность через программу Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька».
Программа обеспечена:
- учебным пособием для детей 5-6(7) лет «Раз – ступенька, два - ступенька» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина;
- методическими рекомендациями для учителя.
Пояснительная записка
Пособие предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Само же «открытие» должно проходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх, которые способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия.
Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на жизненный опыт. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи в пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Есть в пособии и задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания предназначены для более подготовленных детей.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Таким образом, работа в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Эти принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровья.
Исследования психологов показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают те дети, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объёма внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками
Учебно-тематический план
Один год обучения
Модель каждого занятия:
Обычно для работы в группе отбираются 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнять дома с родителями. Но эти задания не обязательны, они носят рекомендательный характер. Совместный поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых, что помогает лучшему усвоению материала и обогащает духовный мир ребёнка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения как учебных. Так и жизненных проблем. Принудительное обучение бесполезно и даже вредно.
№№ п/п | Тема | Содержание |
1. | Общие понятия. | - свойства предметов: цвет, форма, размер, материал; сравнение предметов по этим признакам; - группы предметов, обладающих общим признаком; составление совокупности по по заданному признаку; выделение части совокупности; - сравнение двух совокупностей предметов; обозначение отношений равенства и неравенства; - установление равночисленности двух совокупностей (равно – не равно, больше на…, меньше на…); - формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое и о вычитании как удалении части предметов из целого; взаимосвязь между целым и частью; - начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ; - измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.д.); - натуральное число как результат счёта и измерения; числовой отрезок; - составление закономерностей; поиск нарушения закономерности; - работа с таблицами; знакомство с символами. |
2. | Числа и операции над ними. | - прямой и обратный счёт в пределах 10; порядковый и ритмический счёт; - образование следующего числа путём прибавления единицы; название, последовательность и обозначение чисел от1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой; состав чисел первого десятка; - равенство и неравенство чисел; сравнение чисел на наглядной основе; - формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с наглядной опорой; взаимосвязь между вычитанием и сложением; - число 0 и его свойства; - решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядности. |
3. | Пространственно-временные отношения. | - примеры отношений: на – над - под, слева- справа - посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и т.д.; установление последовательности событии; последовательность дней недели, последовательность месяцев в году; - ориентировка на листе бумаги в клетку и в пространстве. |
4. | Геометрические фигуры и величины. | - формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы; знакомство с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, четырёхугольником, кругом, шаром, цилиндром, конусом, пирамидой, параллелепипедом (коробкой), кубом; - составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; - формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях; - сравнение предметов по длине. массе, объёму, использование различных мерок; необходимость выбора одной метки. |
Основными задачами курса «Формирование элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька» являются:
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- увеличение объёма внимания и памяти;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- формирование умения планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Тематическое планирование по курсу
« Формирование элементарных математических представлений»
по учебнику Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина
« Раз – ступенька, два – ступенька…»
для групп по развивающему курсу для дошкольников.
(64 занятия)
№п/п | Дата | Тема | Кол-во занятий |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 114. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Свойства предметов. Представление: один – много. Свойства предметов. Пространственные отношения: справа, слева. Свойства предметов. Временные представления: осень. Свойства предметов. Порядок увеличения и уменьшения предметов. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Сравнение групп предметов. Геометрические фигуры. Сравнение групп предметов. Временные представления: сутки. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения. Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения: слева, справа. Пространственные отношения: слева, справа. Закрепить смысл сложения. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания. Пространственные отношения: между, посередине. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Число 1 и цифра 1. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 2 и цифра 2. Пара. Представления о точке и линии. Представления об отрезке и луче. Число 3 и цифра 3. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Представления о ломаной линии и многоугольнике. Число 4 и цифра 4. Представления об углах и видах углов. Представление о числовом отрезке. Число 5 и цифра 5. Временные отношения: зима. Пространственные отношения: впереди, сзади. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. Временные отношения: раньше, позже. Временные отношения: раньше, позже. Числа от 1 до 5. Количественный и порядковый счёт. Числа от 1 до 5. Математический рассказ ( задача). Число 6 и цифра 6. Геометрические фигуры. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Пространственные отношения: длиннее, короче. Зависимость результата сравнения от величины мерки. Измерение длины. Счёт в пределах 6. Измерение длины заданной меркой. Знакомство с сантиметром и метром. Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь целого и частей. Число 7 и цифра 7. Сравнение групп предметов. Число 7 и цифра 7. Измерение длины отрезков с помощью линейки. Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Отношения: тяжелее, легче. Зависимость результата сравнения от величины мерки. Измерение массы. Взаимосвязь целого и частей. Число 8 и цифра 8. Число 8 и цифра 8. Закрепление представлений об измерении длины и массы предметов. Число 8 и цифра 8. Сравнение групп предметов по количеству. Представления об объёме ( вместимость). Сравнение по объёму. Объём. Зависимость результата сравнения от величины мерки. Число 9 и цифра 9. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. Число 9 и цифра 9. Познакомить с циферблатом часов. Число 9 и цифра 9. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. Представление о площади. Сравнение площади. Представление о площади. Зависимость результата сравнения от величины мерки. Площадь. Переход от действий с предметами к действиям с числами. Число 0 и цифра 0. Счёт в пределах 9. Число 0 и цифра 0. Формирование умение составлять числовые равенства по рисункам. Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Символы. Счёт в пределах 10. Повторение. Игра – путешествие в страну Математику. Повторение. Игра «Скоро в школу». | 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. 1з. |