мастер-класс с родителями
методическая разработка на тему

Цыбденова Марина Галдановна

мастер -класс "Создаем мнетаблицы для разучивания стихотворений с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс с родителями47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Орликская средняя общеобразовательная школа»

Мастер-класс для родителей

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений  с детьми»

Подготовила: Цыбденова Марина Галдановна,

учитель начальных классов.

Орлик, 2016год.

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в    

           домашних условиях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений с детьми.
  3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.
  4. вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений;

Ход мастер-класса:

     Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

    Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.  

    Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие -  зрительные образы (развита зрительная память).

    Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

    А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

   

    Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

    Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

    Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

    Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

     В настоящее время данная технология используется в детских садах, в школе.

Феноменальная память- это не дар. Это навык. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Cуть заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…  

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная     информация.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.  

    Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту.

Методика использования мнемотехники:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. (Воспитатель на магнитной доске создает мнемодорожку). Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой  в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.

Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы работы над стихотворением:

  • Взрослый выразительно читает стихотворение;

сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть,

  • затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

  • выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
  • читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
  • ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Практическая часть.

А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать практически.

А теперь посмотрите на экран, у вас дан образец мнемотаблицы. Вот так можно закодировать стихотворение.

Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками). Сейчас мы попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению «Снегири»

Вот на ветках посмотри, в красных майках снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке.

Головою вертят, улететь хотят.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).

     Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

     Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

Существует несколько этапов работы над стихотворениями, с которыми Вы сможете познакомиться, прочитав буклет.

     Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в  рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево,  и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

     Как вы думаете, этот приём  им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами  увидите результат!

    Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.  Их можно   использовать в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно!

    Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Учитель и родитель - конструктивный диалог"

Мастер-класс был проведен на Форуме молодых специалистов. В данном материале рассказывается о том, как можно организовать первое родительское собрание в 1 классе, какие приемы знакомства с родителями ...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Мастер – класс для родителей учащихся 1А класса с использованием ИКТ «Комплекс упражнений по коррекции звукопроизношения»

Внеклассное  занятие, где ученики-родители учащихся 1 А класса. Цель: на практике показать комплекс упражнений для коррекции звукопроизношения. Используются 3 презентации  /артикуляцио...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей среднего дошкольного возраста»

Главная цель этого мероприятия: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....

Мастер – класс «Основы проектной деятельности для родителей учащихся начальных классов»

Данный материал педназначен  для учителей начальных классов. В нем описывается опыт работы с родителями по основам проектной деятельности....

Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"

До свидания,детский сад!Видео:https://cloud.mail.ru/public/BRnv/ayD2cQbz2 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","he...

Мастер-класс совместно с родителями «Изготовление игрушек-самоделок» из шерстяных ниток.

С детьми нужно заниматься не только в детском саду, но и дома. Дети требуют большого внимания к себе. И это внимание необходимо им давать. А мы, педагоги и воспитатели, постараемся еще больше сблизить...