Садимся за уроки
консультация (1, 2, 3 класс) на тему

Бледнова Ольга Александровна

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sadimsja_za_uroki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Садимся за уроки»

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома.

Домашние задания и время их выполнения.

Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:

- в 1 классе - до 1 часа (3\4 часа),

-во 2 классе – 1,5 часа (1 час),

- в 3 классе – 2 часа (1,5 часа),

- в 4-5 классе – до 2,5 часов(2-2,5 часа)

Оптимальное время выполнения – 15-16 часов, после обеда и прогулки.

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы. Привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано упражнение. Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать – легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работу сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такового навыка, естественно, нет. Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью прейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.

Домашние задания и … хорошее настроение.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

- с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых, никто не имеет оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор,

- в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду,

- встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия,

-  не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы,

- никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки,

- постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями, сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому,

-проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»),

-в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия, отметить любые, даже незначительные успехи(«Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности. Все-таки главное для нас – не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки,  а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите с ним рядом. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее задание, но и научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя –другая, кому-то – несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап. Вы как можно больше заданий выполняете вместе в ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действий.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе – ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа – ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддерживаете.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то ил иное задание, и контролирует себя с помощью часов. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа – ребенок стареется преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

                                   

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»?

Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребенка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребенку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идет военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребенок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.

Полезно для ребенка выполнять какое- то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает; можно вместе прилаживать что-то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребенок.

Можно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребенку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребенок играет с хлебом, пошел мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребенок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

«Садимся за уроки»

1.Начинайте с предмета, который легче дается ребенку.

2. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова  «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

3. Математика. Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика слив по 3 кг. И еще 5 кг яблок. Сколько всего килограммов фруктов привезли?». Первое происшествие – про сливы. Узнаем, сколько всего килограммов слив привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про сливы и яблоки вместе.

4. Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно прочитать по ролям, используйте эту возможность.

5.. Русский язык. Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспомнит. При необходимости обращайтесь к памяткам.

7.Окружающий мир. Выполняйте не только по учебнику, но и дополнительно ищите в другой литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Садимся за уроки.

Определяем основные затруднения и пути оптимизации выполнения домашних заданий. Обмен опытом между семьями. Рекомендации родителям....

«Садимся за уроки»

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» Памятка контроля по выполнению домашних заданий...

Садимся за уроки

Материал для родительского собрания во 2 классе, в котором рассказывается о том, как нужно учить ребенка делать уроки, даются советы и рекомендации....

Родительское собрание во 2 классе "Садимся за уроки"

Кл. рук. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное  рабочее место. Чтобы он там мог держать  книги и тетради. Если же ребён...

Семинар-практикум "Садимся за уроки"

Родительское собрание проведено для выявления представлений об организации учебной работы детей дома, для рекомендаций родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать сам...

Садимся за уроки

Статья содержит советы родителям о том как делать уроки, продолжительность, мебель, освещенность ученика...

Садимся за уроки

Данную презентацию рекомендую показать на родительском собрании во 2 классе....