Готов ли ребенок к школе.
статья (1 класс) на тему

Кузьмина Ольга Валентиновна

Статья содержит материал о  психологической и физической готовности ребенка к обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_rebenok_k_shkole.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ребенок к школе?

    Взято из статьи 1) «Скоро в первый класс» автор У. Пономарева (главный психолог «Эрудит-Центра», кандидат психологических наук; 2) «Методика подготовки детей к школе» составители: Н.Г. Кувашова, С.В. Нестерова

           Готов ли ребенок к школе?

        Чем ближе сентябрь, тем чаще возникает вопрос у родителей будущего первоклассника.

         Считается, что ребенок, который умеет читать, бегло считать и решать простые задачи, является школьно зрелым. Однако это далеко не так. Из школьной практики известно, что именно такие дети с трудом общаются с учителями и сверстниками. Опыт мировой и отечественной психологии убеждает, что успешная деятельность ребенка зависит в первую очередь от физиологического и психологического развития.

         Физиологическая готовность определяется уровнем развития ребенка и состоянием его здоровья. Психологическая – сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации, активностью внимания, памяти, мышления, развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Именно от психологической готовности ребенка зависит его способность общаться со сверстниками и взрослыми, умение слушать и концентрироваться на главном, сосредоточенно работать.

        С первых дней обучения школа ставит перед ребенком много совершенно новых задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и психологических сил. По сути дела трудно все: и режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, и необходимость не отвлекаться, и следить за мыслью учителя, и, наконец, просто долго сидеть в определенной позе.

        Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечивать количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. Главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Родители считают, что их ребенок развит «не по годам». А в самом деле знания его лежат на поверхности, разрознены, считает он механически, а о героях книг высказывается услышанными от взрослых формулировками. Необходимо приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовиться к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учеба. В частности умению сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сначала 10-15 минут, затем 15-20 минут.

Необходимые условия:

 - социальная зрелость – потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т.п.

        Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трех случаях:

- во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ  от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;

- во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой (« Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);

- в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

         И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно все получится. Да и мы рядом, поможем».

         Учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

         Очень важно, чтобы к началу школьного обучения ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу.

         Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.

         Чрезвычайно важна  в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставит себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка.

          В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

          В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов.

Развитие крупной и мелкой моторик

         Крупная моторика – умение прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы.

          Мелкая моторика – умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко, и точно вести по ним рисунок.

          Хорошо развивают кисти рук – лепка, рисование, конструирование, изготовление различных поделок, штриховка.

         У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Необходимо постоянно поощрять усилия ребенка и само его стремление узнать новое и научиться новому. Помните, что принудительное обучение бесполезно. Очень важно отвечать на все вопросы ребенка и заниматься с ним тем, что им нравится. Важно избегать отрицательных оценок деятельности ребенка.

         Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Как же научить ребенка общаться? Надо сформировать следующие навыки:

- уметь слышать и слушать своего товарища;

- говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль, т.е. не перебивать;

- пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.

       

         

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ребенок к школе?

Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, насколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления   уровня такой подготовки проведите небольшую беседу. ...

Готов ли ребенок к школе? (2 часть)

Собирание разрезных картинок....

Родительское собрание для будущих первокласников "Готов ли ребенок к школе"

Деловая игра «Готовность к школе»Цели деловой игры• Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.• Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при...

Диагностика будущих первоклассников. Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе?

Материал помогает диагностировать уровень готовности к обучению каждого будуще­го школьника....

Готов ли ребенок к школе?

В каждой семье, где растет ребенок, начало его школьной жизни - событие исключительное. Его ждут, к нему готовятся. Много радостных забот приносит и подготовка к школе. Не меньше тревог: как покажет с...

Готов ли ребенок к школе?

Статья знакомит психологическими трудностями адаптации первоклассников к школе....