Психологические особенности современного поколения
статья на тему

    Чтобы предложить программу действий по обучению, воспитанию и социализации современного  поколения, нужно дать подробную характеристику портрета современного подростка, основанную на современных психологических исследованиях нового поколения. Проблема заключается в том, что результатов исследований психологических особенностей поколения Z очень мало на настоящий момент. Таких исследований много ведется в США, в Китае, в Европе. В нашей стране пока таких исследований очень мало. Поэтому в настоящий момент мы будем опираться на исследования наших зарубежных коллег.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности поколения Z.

  1. Теория поколений.
  2. Отличие поколения Z от предыдущих поколений.
  3. Особенности познавательной сферы поколения Z.
  4. Личностные особенности поколения Z.
  5. Особенности обучения поколения Z.

    Основные понятия: поколение, цифровое поколение, цифровая среда, префигуративное общество, клиповое мышление, зеппинг, инфантилизация, интровертированный индивидуализм, аутизация.
    Чтобы предложить программу действий по обучению, воспитанию и социализации детей поколения Z, нужно дать подробную характеристику портрета современного подростка, основанную на современных психологических исследованиях нового поколения. Проблема заключается в том, что результатов исследований психологических особенностей поколения Z очень мало на настоящий момент. Таких исследований много ведется в США, в Китае, в Европе, выделяются деньги на проведение таких исследований. В нашей стране пока таких исследований очень мало. Поэтому в настоящий момент мы будем опираться на исследования наших зарубежных коллег.

1.  Теория поколений.

    «Теория поколений» создана американскими учеными-демографами Нейлом Хоув и Вильямом Штраус в 1991 году. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис – координатора проекта Rugenerations.
    По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.

    Ценности формируются в детстве (до 10-12 лет). Но в течение жизни они могут меняться, однако для этого должны произойти очень крупные, значимые события в обществе, в личной жизни человека.

    Теория описывает повторяющиеся поколенческие циклы. Каждые четыре поколения составляют цикл. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, - около 20 лет, длительность одного цикла – 80–90 лет. По завершении цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой. Дети, рожденные на стыке генераций, испытывают влияние двух групп ценностей и образуют так называемое переходное или эхо-поколение. Поколения нового цикла повторяют характерные особенности соответствующих поколений предыдущего, поэтому смену поколений сравнили с сезонностью природы и выделили 4 основных типа:

    «осень» [Герои] – деятельные, уверенные в себе борцы, не столько создающие новые ценности, сколько отстаивающие существующие;
    «зима» [Приспособленцы] неуверенные, одинокие, лишенные внутреннего «стержня», предпочитающие приспосабливаются к существующей системе;
    «весна» [Идеалисты] – революционеры, оптимисты, создающие новое светлое будущее;
    «лето» [Реакционеры] непостоянные, циничные, разочарованные реалиях выстроенной системы, отвергающие моральные ценности.

    Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

Поколение GI (1900–1923 г.р.)
Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)
Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)
Поколение Х (1963–1984 г.р.)
Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г.р.)
Поколение Z (c 2000 г.р)
    Очень коротко опишем основные характерные черты представителей различных поколений.
   
Поколение GI. Среди ныне живущих россиян самыми старшими являются «герои», родившиеся в период «осени» 1901-1922 годов и получившие условное название «поколение GI», или «поколение победителей». Как не сложно посчитать, их ценности формировались в период до начала 1930-х годов. А это значит, что на них наложили свои отпечатки две революции, 1905 и 1917 годов, гражданская война, две эпидемии (холера и испанка), НЭП, первые пятилетки, стахановское движение, коллективизация, электрификация. Как следствие, те, кому сейчас больше 90 лет, несмотря ни на что почти безоговорочно верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию, отличаясь при этом завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью.
   
 Молчаливое поколение. Следующее поколение, родившееся в период с 1923 по 1942 годы («зима», «художники»), получило название «молчаливого поколения». Воспитанные в условиях сталинских репрессий, Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода, они молчаливы, исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Уважение к закону у них возведено в фетиш, как и уважение к должности и статусу человека. То, что именно в их период роста были изобретены антибиотики, перевернувшие медицину и сделавшие безопасными неизлечимые ранее заболевания, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слово доктора для «молчаливых» – закон, не подлежащий обсуждению. Активный отдых обязательно нацелен на пополнение запасов еды, которой им так не хватало в детстве. Холодильник «молчаливого» всегда забит продуктами, консервами, замороженными пельменями, на полках стоят банки с вареньями, соленьями и маринадами собственного приготовления.
  
 Поколение беби-бумеров или бумеров (от слова "бум", которым характеризовали всплеск рождаемости в эти годы). Поколение беби-бумеров («весна», 1943-1963 годы, «пророки») названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в страшной войне и покорила космос. Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер – это личный вызов. Это оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей. Бумер – трудоголик. Для достижения поставленной перед ним цели он не остановится ни перед чем. Главное для него – победа, при этом бумер предпочитает работать в команде, ибо именно команда, коллектив выполняют у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой он ничего из себя не представлял. Лучший спорт – футбол, хоккей, баскетбол, лучший отдых – туризм или дача, где вместо картошки они уже сажают цветы. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека являются активность и любознательность. Отсюда почти священный культ молодости: бумеры заботятся о здоровье, стараются бегать по утрам, ходят в баню, посещают медобследования, стараясь не заболеть. Все для того чтобы подольше оставаться активным и любознательным человеком. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента, фактически смерти.
   
Поколение Х (Неизвестное поколение). Родились в 1963-1983 годах («лето», «кочевники»). Фоном для них были холодная война, закрытость страны, война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в их время по стране бум разводов сделал Х-в более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей-трудоголиков на работе – более самостоятельными. У бумеров задача заботы о подрастающем поколении вовсе не стояла в приоритетных. Напротив, с их точки зрения, ребенок должен был быть тем более счастлив, чем с большим числом трудностей он сталкивался. Поэтому Х-ы в детстве могли самостоятельно колесить по городу, они сами разогревали себе обед, с детства умели готовить яичницу. Все это привело к тому, что, став взрослыми, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи X прибегает крайне редко и неохотно. Он индивидуалист, противник всяческой толпы, тусовок. Даже выбирая себе для занятий вид спорта, он останавливает выбор обычно на борьбе и боксе для мальчиков либо на гимнастике и фигурном катании для девочек. Главная ценность для него – возможность выбора. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления. А лучший отдых – пансионат, санаторий, пляж. При этом Х-ы довольно циничны и прагматичны. Воспитанные за «железным занавесом», они не чувствовали на себе влияния других стран, поэтому понятие «патриотизм» у них ослаблено. Родина для Х-а -это его семья, его близкие, его дети. Еще одна ценность для Х-а – время.
    
Поколение Y (также названо поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии). Поколение Y, родившееся в период «осени», 1982-2000 годов («герои»), сейчас только вступает в фазу активной жизни. Как и положено, они очень похожи на поколение GI. Основные события их становления – это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. У-и наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие, им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Кстати, одно из прозвищ, которым социологи нарекли У-в, – «поколение большого пальца» – от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно живут в условиях виртуальной реальности, в блогах и искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. При этом долг и мораль в их системе ценностей занимает гораздо больше места, чем у их предшественников. Они лучше других разбираются в моде. Это поколение брендов. Мода – это вообще их кредо, а цель жизни – получение удовольствия в максимальных размерах. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. И лучшим спортивным снарядом для них становится байк, скейт или ролики.
   
Поколение Z (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Годы рождения начиная с 2001-2003 года по разным источникам. В какое время они живут? Они живут во времена экономического кризиса. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат получает все большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. А общество ждет новых крупных терактов. Фактически террористической войны. И новых страшных эпидемий вроде птичьего гриппа или атипичной пневмонии.
    Поколение Z - это дети возрастных родителей Поколения X и молодых родителей Поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z - это уже их настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство Y прошло ещё до технологического бума.
    Сегодня хорошо видно, что
дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Если они другие – значит они изменились. Если они изменились, то в какую сторону – в хорошую или плохую? Здесь срабатывает наш давнишний стереотип  - любые технологические изменения вызывают у нас опасения и страхи. В психологии даже дано понятие такому явлению – ювеноя. В этом случае ювеноя связана с интернетом, с его влиянием. Что же это за влияние? Источник ли это опасности, или это улучшение качества жизни? Исходя из этого взгляды на то как изменяются дети, они диаметрально противоположны. Но на сегодняшний день ситуация такова, что четких доказательств положительного, либо отрицательного влияния интернета на подрастающее поколение нет. Попробуем разобраться в этой ситуации.

2. Отличие Z от предыдущих поколений.
    *Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»). Родителей же детей Z называют «Digital Immigrant», так как в их детстве большинства всего этого не было. Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам или карманным устройствам вроде PSP.
    *Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Z не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения.
    *Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются по ICQ или в Skypе, Вконтакте и др. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или службы мгновенных сообщений. Ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирках, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста.
    *Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.
    *Они быстрее развиваются, чем дети этого возраста 10-15 лет назад. Например, средний возраст детей, играющих с куклой Барби, упал с 10 до 3 лет. Поколение «Z» обитает в виртуальном мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети поколения «Z» будут в будущем испытывать проблемы в связи с этим.
    *Они – поколение опытных потребителей, знающих, чего они хотят и как это получить. «Эти шоколадные кукурузные хлопья жутко полезные, в них так много кальция и железа», или «эта компьютерная игра развивает реакцию и мышление» – дети поколения «Z» имеют в своем арсенале десятки аргументов, которые они используют при выпрашивании чего-либо у своих родителей.
    А вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин:
«Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет».
    Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Ведь дети сейчас живут в ином мире, чем раньше: они больше общаются с компьютерами, чем с родителями и друг с другом.
Все происходит соответственно ведущей деятельности в каждом возрасте.
Если в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, то они и смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры.
Дальше – больше. Ведущей деятельностью становится учение, потом интимно-личностное общение. И обучение, и общение со сверстниками становится все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается. Сегодня родители все меньше играют роль авторитета для своих детей, – всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей. Некоторые ученые говорят о том, что у нас начинает формироваться  префигуративное общество. Это  такое общество, в котором жизнь молодежи настолько отличается от жизненных моделей старшего поколения, что последние просто не могут передать детям ничего практически значимого,  полезного. В таком обществе, напротив, младшее поколение способно передавать какие-то знания старшему. Соответственно, авторитет старших оказывается подорван.

3. Особенности познавательной сферы поколения Z.
    Основной отличительной особенностью нового поколения – это клиповое мышление.
   
 Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». Как становится ясно из определения, понятие это связано с такими явлениями современной массовой культуры, как рекламный и музыкальный ролик или клип, лента теленовостей и т. д. Сам по себе формат клипа подразумевает вмещение сжатого объема информации в короткий фильм от нескольких секунд до нескольких минут. Содержанием ролика может быть как небольшое событие, так и история человеческих отношений и даже целая жизнь или эпоха. Объем ограничивается только фантазией клипмейкера. Так как даже за несколько минут невозможно отразить и десятой доли того, что происходит в реальной жизни, то режиссер прибегает к технике нарезки кадров, отражающих только знаковые моменты рассказываемой истории, например ее начало, кульминацию и результат. Время в клипе фрагментарно, разорванно и отличается от реального времени целым набором факторов.
    Во-первых, в нем, по определению, отсутствует длительность, любое действие приводит к немедленному результату. При этом длительность или растянутость во времени — это неотъемлемый атрибут, признак многих явлений: химических и физических реакций, роста и развития живых организмов, формирования человеческих отношений, развития общества в целом и т. д. В клипах же посаженное дерево в следующее мгновение расцветает и дает плоды, на встречу и расставание двух людей уходят миллисекунды.
    Во-вторых, фрагментарный характер клипового времени ставит под вопрос или вовсе исключает такой важный фактор, как связь и преемственность событий. Так как из клипа выпадают целые событийные звенья, то теряется видение процесса как единого и непрерывного явления. Становится непонятно, как работают причинно-следственные связи, каким образом целая цепочка предпосылок приводит к тому или иному результату. Событийный поток превращается в калейдоскоп случайностей. Люди могут дружить, а в следующий момент стать врагами — вся промежуточная череда действий, включающая первое случайно брошенное злое слово, зарождающееся недоверие, затаенную обиду, недопонимание, ссору, а, возможно, и предательство, остается за кадром.

    И наконец, время воспринимается человеческой цивилизацией как ценность и как таковая неразрывно связано с многими значимыми сторонами нашей жизни. Так, например, опыт, житейская мудрость нарабатываются исключительно со временем. Традиции и ритуалы, составляющие ткань нашего каждодневного существования, формируются годами, которые, отшелушивая все лишнее, сохраняют лишь обычаи, обеспечивающие стабильность и устойчивость нашей жизни — личной, общественной и политической. В новой парадигме все эти явления теряют смысл и перестают играть важную роль в человеческом сознании.

 
  Как же формируется клиповое мышление?
    Ведущую  роль  в формировании  «клипового мышления»  выполняют,  во-первых,  средства массовой  информации  –  телевидение  и Интернет, которые широко применяют приемы «клиповой»  эстетики, формируя человека, обладающего  новым  визуальным  восприятием.  Во-вторых, засилье мобильной связи.
   Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.
    В связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих людей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Часто после произнесенной (написанной) тобой фразы, человек не пытается понять ее целиком, а выхватывает кусок-раздражитель, на который у него уже готов заранее ответ.
Человек привыкает к постоянному мельтешению, сменам картинок и образов и уже не может воспринимать классические ленты, музыку, литературу — все, что требует сосредоточенности и умения делать выводы.
    Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
    Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет.

    Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое сознание вошло в наших детей  и необходимо найти пути и возможности  грамотного его применения как в  образовательном процессе так  во всех жизненных аспектах. Чтобы вычленяя краткую информацию, картинку обрывка мира, в дальнейшем передавать фундаментальные знания.
    Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping - практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.
    Можно провести параллели с современным образованием, когда учащийся не может сосредоточиться  и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если ему  подаваемая информация не совсем интересна. Если учащийся еще и не может «ухватить» о чем идет речь, то он переключается на любое другое занятие.
    У подростков «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа.
    Клиповое мышление - это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;
    Клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда. С другой стороны, клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку.
    Клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена, поколению «Z», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, - их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность,  дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
    Сейчас подростки менее склонны к усердной, скрупулезной, усидчивой и целеустремленной работе. Они более дерганные, а с другой стороны, более лабильные. То есть здесь есть и сильная, и слабая сторона. С одной стороны, у нас в компьютере одновременно запущен скайп, открыты несколько закладок в браузере, идет работа с электронной почтой, открыты презентационный файл, Word и Excel. И работа с этими всеми вещами идет одновременно. Раньше мы не могли одновременно открыть пять тетрадок и в пяти тетрадках по очереди что-то делать. И при этом представьте себе, что вы одновременно разговариваете с друзьями. Да, конечно, в студенческой читалке раньше были и пять тетрадок с книжками, и разговоры тоже. Но все-таки и требуемый уровень сосредоточения, и длительность этого сосредоточения, и неудобство - другие. Потому что все равно книжку надо отложить, надо взять другую, надо вернуться, то есть проделать определенные манипуляции. Они занимают время. Сейчас для того чтобы это сделать, достаточно переключиться. То есть переключение между задачами стало очень-очень легким. И это соблазняет. Встретился с какой-то трудностью - раз, переключился. А с другой стороны, вырабатывается готовность откликаться. Потому что приходят сообщения в разных местах, в том же «Фейсбуке» или на телефоне. В каком-то месте моя работа застопорилась, и я в этом месте - раз, смотрю, как подсказка, какой-нибудь скайп-разговор выскакивает или там SMSна телефоне, и я благополучно переключаюсь на эту задачу. Помните «Полдень, XXIвек» братьев Стругацких. Когда ученый сидит и пытается сосредоточиться, а его все время отвлекают разные люди и не дают ему совершить научное открытие. Вот сейчас такой уровень отвлекаемости, он возникает с самого детства, и по ходу взросления человека, пока формируются его мозговые структуры, происходит гораздо более легкое обучение вот этой высокой переключаемости.
    Учащиеся, посаженные в массовом порядке за компьютеры, получают возможность скачивать информацию по любому интересующему их вопросу. Причем само это “скачивание” напрочь вырубает у них интерес и способность к самостоятельным открытиям. Учащиеся становятся все более и более эрудированными, но все менее и менее знающими. С помощью интернета они попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ. Этот конфликт знания и информации все чаще и чаще вспыхивает на уроках: учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них оказываются крайне ослаблены способность воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого и т.д.
    Сегодняшние дети не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Например, они все меньше понимают, как относиться к учителю и зачем он вообще нужен, поскольку компьютер “знает”, т.е. помнит в миллионы раз больше, чем учитель. Находясь под прессингом различных дискурсов, обрушивающихся на них через интернет, учащиеся, как правило, совершенно не осознают, что и как на них “осело”, почему они вдруг начинают говорить так, а не иначе. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.
    Интернет затрудняет сегодня формирование не только теоретического, но и проектного мышления у школьников. Как уже говорилось выше, компьютер создает иллюзию, что вы можете проникнуть в любое пространство и подействовать там. На самом же деле вы можете познакомиться только с особенностями дискурса, характерного для данного пространства, коммуникативно проиграть какую-нибудь схему действия, но не продействовать.
    Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д. Обучать этому школьников с каждым годом становится все труднее и труднее.
    «Клиповое» мышление в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива.

    Можно ли этому противостоять? Можно. Но не столько изнутри образования, сколько используя возможности самого интернета (в своем противоборстве они, как было сказано выше, неравносильны).
    Много говорили о мышлении школьников, но у человека много и других высших психических функций, которые тоже изменяются.
    Немного об особенностях внимания школьников. «Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления». Особенно для педагогического процесса важна концентрация внимания. В классических учебниках по возрастной психологии мы с вами прочитаем, что в младшем школьном возрасте «отмечается слабость произвольного внимания, поэтому от педагога требуется короткая мотивация (поощрение, похвала)». Но вот уже в подростковом возрасте формирование внимания приобретает такие качества как устойчивость произвольного внимания. «Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание». Учителю уже не требуется прилагать столько усилий, чтобы привлечь внимание учеников, как, в случае с младшими школьниками.
    Специальных исследований особенностей внимания цифрового поколения пока в нашей стране пока не было. Однако, на основе зарубежных исследований можно с уверенностью сказать, что устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас это происходит уже совсем на другой основе. И это тоже связано с клиповым мышлением. Зато наши дети с легкостью могут делать несколько дел одновременно: учить уроки, слушать музыку, переписываться Вконтакте и играть в компьютерные игры.
    Особенно необходима в процессе обучения память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. «Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал». Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой сфере существуют возрастные различия. У младших школьников память отличается больше склонностью к механическому запоминанию, но уже развивается «умение управлять своей памятью». Подростки уже отличаются тем, что «память становиться более произвольной». Процессы памяти контролируются и организуются самим ребенком - подростком. Что более всего характерно для этого возраста, «увеличиваются быстрота запоминания и объем материала хранящегося в памяти». Также у детей переходного подросткового возраста заметно улучшение продуктивности памяти и установление сложных ассоциаций. Старшеклассники обладают уже более устойчивым контролем над процессами памяти. Они могут свободнее запоминать, сохранять и воспроизводить в памяти выученный школьный материал.
    Как отличаются особенности памяти у представителей разных поколений, и в частности, какие особенности памяти у цифрового поколения? У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная.  Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если мы решаем, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти. Изменяется и структура мнемонических процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация. Меняется интенсивность мнемонических процессов. Если раньше мы все помнили большое количество телефонов, адресов и т.д., то теперь все у нас записано и нет смысла это запоминать. И если у поколения Х и Y эти изменения наслаиваются на то, что было, то у наших детей в принципе формируется другая память, другие процессы запоминания.
    Восприятие тоже изменилось у современных детей. Дети, которые проводят очень много времени за компьютером, в интернете получают определенную депривацию, т.е. лишаются определенных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром – запахи, прикосновения и.т.д.
 
4. Личностные особенности поколения Z.
    В наиболее ярком виде психологические особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.
    Во-первых, это гиперактивность как результат клипового сознания. Это  дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.
    И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.
    Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.
    С одной стороны, поколение Z становится менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированными. С другой стороны, детский эгоцентризм, для ребенка это естественно – думать исключительно о себе. Применительно к человеку взрослому это правильно назвать индивидуализмом. Таким образом, психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм.
    Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и соответственно во «взрослых» ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого. Соответственно, подростки будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.
    По сравнению с предыдущими поколениями у новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели.
    Следующий важный момент – исчезает традиционная семья. Эта тенденция сейчас уже явно проявляется, она существует в обществе как долгосрочный тренд. Для нового поколения, когда они вырастут, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми. У них нет личного опыта жизни в полной семье, семье, где много детей. Это тоже важно. Почему новая молодежь будет более эгоцентричной? Эти дети вырастают в семьях, где есть единственный ребенок, автоматически представляющий собой центр внимания. Ребенок привыкает к такому положению вещей и полагает, что и другие люди должны к нему относиться так же, как родители. С таким инфантильным эгоцентричным убеждением он и выходит в самостоятельную жизнь.
    Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные. Или серийный брак, когда обе стороны заранее знают, что это не надолго, год-полтора, максимум два. И в некотором смысле получается, что информационный прогресс в обществе на семью и детей влияет парадоксальным образом: возникает регресс.
    Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через 15-20 они станут виртуальными и общаться люди будут по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с «родаками» только по телефону или через сеть. И дело не в отдельно взятых семьях, к сожалению, это закономерность, образ жизни подталкивает молодежь именно к такому поведению.
    Молодым людям будет все сложнее создать семью. Гораздо комфортнее жить у себя в квартире одному, никого никогда не видеть. Благополучно иметь там социальное общение, иметь там, не знаю, какую-нибудь карму 78-го уровня и ощущать свою гордость. Иметь там три-четыре сайта для продажи чего-нибудь и никогда не видеть людей. Слава богу, никогда не видеть людей, которые у тебя что-то покупают. Поэтому создание семьи будет требовать вполне определенных усилий.
    У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин.
Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают.
Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными.
И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества.
Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны. Раньше устоявшееся в обществе жизненное кредо было в чем-то упрощенно-популистским: каждый человек должен был сделать в своей жизни нечто, сводящееся к стандартному набору (построить дом, вырастить сына, посадить дерево). Сейчас такой определенности, которая бы сводилась к простым формулам, больше нет. Казалось бы, человек приобретает больше свободы, но он не знает, что с этой свободой делать. Как лучше всего жить? Каким быть? К чему стремиться? Как поступать, как распоряжаться своей жизнью правильно?
    Ценности бывают разные, но их можно объединить в четыре основные группы: здоровье (физическое благополучие и безопасность), семья, социальные ценности (карьера, материальное положение) и ценности духовные (образование, культура). Ценности здоровья для нового поколения будут еще более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий, и потребление в этой сфере будет расти. А вот вторая группа ценностей – семейные – в глазах нового поколения обречена на постепенную девальвацию. Перемещение внимания будет происходить в сторону социальных ценностей – карьера и благосостояние. Но вспоминая про гиперактивность, повышенную конфликтность и проблемы с эмоциями можно ожидать, что это общество будет склонно к более острой конкуренции людей друг с другом, конкуренции не корпоративной, а персональной. Новое поколение будет еще больше, чем предшественники, стремиться расталкивать окружающих локтями для достижения личных целей. А четвертая группа ценностей – духовная – для значительной массы молодежи опять же будет обесцениваться. Группа людей высококультурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий приоритет, будет сокращаться.
    Современные молодые люди смотрят на окружающий мир через очки ролевых компьютерных игр, для них предстоящая жизнь — это игра, где есть уровни, которые надо пройти, есть определенные условия и правила прохождения всех этапов (если что-то не получится, можно еще раз повторить, исправить). В этой игре главным становится потребление — информации, товаров, услуг, развлечений. Дети поверхностно и легкомысленно относятся к учебе, с оптимизмом смотрят в будущее и естественно рассчитывают на успешное завершение каждого «уровня», даже не представляя всей серьезности и опасности реалий жизненного сюжета. Вероятно, вследствие противоречивости установок у школьников отмечается высокий уровень личностной тревожности: они уверены в себе, в своей незаурядности и способностях, но бессознательно чувствуют угрозу со стороны внешних условий.
    Сегодня есть исследования, проведенные в Штатах, в которых выявлено снижение уровня агрессивности относительно нормы, которая была характерна для старших поколений, и обнаружено повышение уровня тревожности и депрессивности у всех детей. Почему агрессивность снижается? Есть такая гипотеза, связанная с тем, что подростки больше играют в агрессивные игры. Что они более распространены, и подростки чаще имеют возможность выражать свою агрессию. Почему же дети становятся более тревожными и депрессивными? Компьютеры меняют телесный контакт между людьми. У человека есть, и это нормально, потребность в телесном контакте, в тактильных ощущениях. Телесные переживания необходимы, они нужны. Дефицит же телесных ощущений на уровне реальных контактов приводит к усилению депрессивности и тревожности.
    Меняется социализация. Появилось требование к социализации — чтобы у человека был интернет, чтобы он владел компьютером, чтобы он мог там общаться. Человек, который не общается в интернете, будет хуже социализирован, потому что он будет хуже понимать язык тех людей, которые с ним разговаривают.

5. Особенности обучения поколения Z
    В связи со всем выше сказанным, с учётом психологических особенностей 11–16 летних детей и с учётом особенностей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения».
    Дж. Коатс предлагает «подсказки» современным педагогам, которые помогут выстроить адекватный стиль обучения со школьниками, относящимся к «Поколению Z»:
*Учащийся в центре внимания
    Молодые люди отказываются от образования: оно кажется им бессмысленным для будущей жизни, менее полезным, чем «свободное плавание в большом мире». Современные учебные программы уделяют внимание личным качествам учеников, и их реализации лишь в начальном образовании.
   Чем старше становится ученик, тем больше от него требуется изучения абстрактных «предметов» - мало связанных с реальной жизнью, и его личным видением себя в ней. Создание учебных планов, в центре внимания, при разработке которых будет современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем — ключ к успеху в 21-ом столетии.
 *Кооперация вместо конкуренции
    Сегодняшняя молодежь - командные игроки, ценность плодотворного сотрудничества для нее очевидна, в том числе и сотрудничества в процессе обучения - а оценки лишь служат подтверждением этому.

*Применимость знаний
    Когда мы говорим о «полезности» знаний - мы понимаем под «полезностью» отнюдь не то, насколько легко будет нашему учащемуся сдавать выпускной или квалификационный экзамен. Такие результаты обучения все еще признаются обучающимися «важными» - но не являются определяющими, и, тем более, мотивирующими.
    Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.
*Время - главная ценность
    Время - большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом.
    Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объемом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь.
    Если затраты времени слишком велики, они или вовсе откажутся от изучения материала курса, или будут искать информацию где-то еще.
    Времени всегда недостаточно, терять его - неэффективно. Если изучаемая информация очень нужна, но плохо структурирована, и ее освоение отнимает лишнее время – ученик будут искать ее в «независимых» источниках, что многие преподаватели также расценивают как «нежелание учиться как положено». Особенно все вышесказанное актуально для учеников мужского пола.
*Главное - результат
    Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно.
    Они сосредотачиваются на новом материале, игнорируя «повторение пройденного» и «закрепление» — не желая вновь возвращаться к изученному.
    Задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными.
    Если в качестве «результата» учащимся видится лишь хорошая оценка на экзамене — вряд ли они будут уделять внимание действительно глубокому и системному изучению предмета.
    Важно помнить, что сегодняшние ученики с самого рождения имеют доступ к огромным массивам информации — к пяти годам в распоряжении современного ребенка больше информации, чем было у его бабушки и дедушки за всю жизнь.
    Нынешние учащиеся умеют ориентироваться в этом изобилии, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность - многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.
*«Настройка»
    Наше время - эпоха «настраиваемой среды». Сегодняшняя молодежь привыкла «настраивать» окружающий мир, делая его удобнее.
    Телевизионная реклама предлагает матери семейства «настроить» суп, который едят ее дети: для одного — с крекерами, для другого - со сливками, для третьего — со свежей зеленью, и так далее.
    Учащиеся должны иметь возможность «настроить» в некоторой степени процесс обучения - чтобы каждому из них было максимально удобно, как получать знания, так и оценивать свои академические успехи.
*Диалог
    Важной составляющей  современного обучения является диалог с преподавателем и сокурсниками.
    В традиционных учебных заведениях, где преподаватели и студент встречаются лицом к лицу, достаточно возможностей для такого диалога - надо лишь их использовать.
    В дистанционном же обучении могут помочь современные технологии: некоторые учебные заведения, например, используют блоги преподавателей и учащихся, чтобы дать им возможность обсуждать различные аспекты изучения курса.
*Высокие технологии
    Многие из сегодняшних учеников научились пользоваться компьютером раньше, чем ходить, или говорить. Среда, порожденная высокими технологиями - важный инструмент для их обучения: для них лекция в традиционной аудитории - все равно что «немое кино» для зрителей, привыкших к звуковому. Разумеется, мало у кого оно вызовет живой интерес.
*Визуализация
    Современная молодежь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения.
    Об этом следует помнить, и учитывать эту особенность стиля обучения молодого поколения, привыкшего получать визуальную информацию из различных СМИ - это будет способствовать их успешному обучению.
    Кроме того, опыт этих учащихся в выделении важного из больших объемов информации формировался именно для визуального восприятия — и наилучшим образом применим для него же.
  *Ожидания
    Представители как «Поколения X», так и «Поколения Y» ориентируются в обучении на определенный результат - необходимо поставить перед ними видимую цель, к которой они будут идти.
    Это важный элемент обучения: ориентируясь именно на эту цель, онибудут строить собственный подход к обучению (который может и отличаться от традиционного).
    Оно сосредоточены на результате - но им нужно осознать этот результат.

    Литература
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37–42.
Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39–46.
Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.
Поколение Z: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. [Электрон. ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/
Селюкова М.А. Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.71–77.
Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. С.3–9.
Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.30–32.
Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
Солдатова Г.В., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
Солдатова Г.В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).