памятка для родителей будущих первокласников
консультация на тему
Что следует предпринять родителям за год до поступления ребенка в школу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlyaroditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 802.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Что следует предпринять родителям за год
до поступления ребенка в школу
Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.
Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребенок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения.
В 5-6 лет проведите обследование уровня развития ребенка, окажите ему своевременную помощь и поддержку, если это необходимо.
Определите готовность малыша к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе.
Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.
Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.
Предлагаем познакомиться с перечнем так называемых факторов риска, учет которых в разных видах деятельности и развитии малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.
1. Общее развитие, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности:
Факторы риска:
• неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
• хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.п.);
• трудность работы без отвлечения — даже в течение 5-7 мин;
• явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);
• небольшой запас различных сведений, знаний;
• трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;
• низкий уровень развития памяти.
Особое внимание обратите на способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы, умение четко и правильно отвечать на них, объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.
2. Уровень речевого развития ребенка:
• бедный запас слов;
• неумение грамотно строить предложения;
• трудности артикуляции;
• нарушения звукопроизношения;
• затруднения звукобуквенного анализа.
Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.
- Развитие координации движений и графических умений:
• неловкость при выполнении задания;
• неспособность выполнить задание;
• низкий уровень координации движений пальцев;
• неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
• неровность, нечеткость штрихов;
• тремор (дрожание рук).
- Зрительное восприятие:
• затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
• неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).
Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям дошкольника.
Как сформировать
социально-психологическую готовность ребенка к школе
Общение в семье происходит на основе родственной близости и общности бытовых нужд. В семье ребенок усваивает азбуку взаимодействия прежде всего с близкими ему людьми. Но недопустимо ограждать его от общения со сверстниками, так как, не научившись правильно координировать свои интересы с их интересами, будет трудно найти свое место в школьном коллективе.
«Гулянье» во дворе — это всегда средство приобретения и закрепления конкретных навыков поведения в коллективе.
Во дворе, на улице ребенок должен постоянно приспосабливаться к меняющейся ситуации, именно здесь проявляются его симпатии и антипатии.
Не старайтесь «собственноручно» создать детскую компанию для игр вашего ребенка, проявляйте чуткость, такт, учитывайте его интересы, складывающиеся взаимоотношения со сверстниками.
До поступления в школу основной ведущей деятельностью для дошкольника является игра, в процессе которой его познавательная активность, воображение, инициатива совершенствуются. Играя, малыш оценивает человеческие отношения, у него формируется умение, подчиняться правилам.
Чаще играйте с ребенком, ведь для него очень важно даже самое малое ваше участие, чувство поддержки, одобрения.
Помните: вашему ребенку необходимы игры в компании сверстников, где он должен утверждаться, проявляя себя, а главное — научиться общаться, что особенно необходимо в школьно-детском коллективе, где нет рядом мамы и бабушки.
Приближение школьной жизни переживается детьми 6-7-летнего возраста болезненно, их пугает неизвестность, которая ожидает их в школе, новая, незнакомая обстановка.
Статистическая справка: согласно ежегодным данным о состоянии физического здоровья и психического развития первоклассников, симптомы дезадаптации, среди которых на первом месте эмоциональные трудности, отмечаются у 70% детей, поступающих в первый класс.
Переживания ребенка в этот период связаны с предстоящим повышением социальных требований к будущему первокласснику в лице учителя, настойчивыми требованиями родителей «становиться взрослым», а также усилением интеллектуализации домашнего общения в семье, которая, по мнению специалистов, оказывает двоякое влияние на дошкольника. Искренне желая своему ребенку наилучшего, родители нередко чрезмерно ориентируют его на успехи и достижения.
С приближением школьного обучения не превращайтесь из доброй и любящей мамы в требовательную, оценивающую «учительницу» для вашего ребенка.
Не выставляйте малышу «батарею» социальных норм и правил, которые начинают выступать главным источником эмоциональных травм для него, не создавайте этим эмоциональные трудности и психотравмирующие нарушения у детей, поступающих в школу.
Чаще доброжелательно беседуйте с ребенком о том, как он представляет себе школьную жизнь, поинтересуйтесь, с желанием ли он идет в школу, хотел бы он стать хорошим учеником, подружиться с одноклассниками, учительницей и др.
Главные переживания будущих первоклассников связаны с ожиданием от близких взрослых опеки, одобрения и других форм поддержки на пороге школы.
Дошкольники проявляют оптимизм и выражают доверие близким, ожидая от них доброжелательности, приветливости, эмоционального тепла, внимания, заботы, положительной оценки своих действий.
Не забывайте, что от матери, отца, бабушки и дедушки каждый ребенок ожидает, что его будут любить не только за хорошие отметки и послушание, а просто так.
Старайтесь, чтобы ребенок почувствовал, что он услышан взрослыми, что имеет право на собственное мнение, на выражение своих чувств и переживаний, на ошибку, будьте терпимы к недостаткам вашего ребенка, проявляйте готовность быть рядом с ним, особенно тогда, когда ему трудно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....
Памятка для родителей будущих первокласников
Эта памятка моможет родитемям будущих первоклассников собраться в первый класс....
Логопедическая памятка для родителей будущих первоклассников. Республиканское собрание для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Саранск 2017
Республиканское собрание для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Анкета для родителей будущих первокласников и примерное первое родительское собрание
Узнать основные сведения о ребёнке - первокласснике от родителей - это очень важно. Предлагаю анкету, которая поможет познакомиться с ребёнком и его семьёй. Провести первое родительское собрание...
рекомендации для родителей будущих первокласников
рекомендации для родителей будущих первокласников...
Методические рекомендации логопеда родителям будущих первокласников.
Методические рекомендации логопеда родителям будущих первокласников....