памятка для родителей будущих первокласников
консультация на тему

Лапшина Елена Викторовна

Что следует предпринять родителям за год  до поступления ребенка в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlyaroditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx802.8 КБ

Предварительный просмотр:

Что следует предпринять родителям за год

до поступления ребенка в школу

5

Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.

Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребенок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения.

В 5-6 лет проведите обследование уровня развития ребенка, окажите ему своевременную помощь и поддержку, если это необходимо.

Определите готовность малыша к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе.

Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.

Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.

Предлагаем познакомиться с перечнем так называемых факторов риска, учет которых в разных видах деятельности и развитии малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.

1. Общее развитие, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности:

Факторы риска:

• неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;

• хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.п.);

• трудность работы  без отвлечения — даже в течение 5-7 мин;3

• явно отрицательная реакция  на неудачу (слезливость, отказ от работы);

• небольшой запас различных сведений, знаний;

• трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;

•  низкий уровень развития памяти. 

Особое внимание обратите на способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы, умение четко и правильно отвечать на них, объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

2. Уровень речевого развития ребенка: 

•  бедный запас слов;

• неумение грамотно строить предложения;

• трудности артикуляции;

•  нарушения звукопроизношения;

• затруднения   звукобуквенного анализа.

Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.

  1. Развитие координации  движений и графических умений:

• неловкость при выполнении задания;565

•  неспособность   выполнить   задание; 

• низкий    уровень    координации движений пальцев;

• неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;

• неровность, нечеткость штрихов;

• тремор (дрожание рук).

  1. Зрительное восприятие:

• затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;

• неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления    штрихов, размеренности, наклона и т.п.).

Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям дошкольника.

                       

Как сформировать

социально-психологическую готовность ребенка к школе

Общение в семье происходит на основе родственной близости и общности бытовых нужд. В семье ребенок усваивает азбуку взаимодействия прежде всего с близкими ему людьми. Но недопустимо ограждать его от общения со сверстниками, так как, не научившись правильно координировать свои интересы с их интересами, будет трудно найти свое место в школьном коллективе. 

«Гулянье» во дворе — это всегда средство приобретения и закрепления конкретных навыков поведения в коллективе.

Во дворе, на улице ребенок должен постоянно приспосабливаться к меняющейся ситуации, именно здесь проявляются его симпатии и антипатии.

 Не старайтесь «собственноручно» создать детскую компанию для игр вашего ребенка, проявляйте чуткость, такт, учитывайте его интересы, складывающиеся взаимоотношения со сверстниками.

До поступления в школу основной ведущей деятельностью для дошкольника является игра, в процессе которой его познавательная активность, воображение, инициатива совершенствуются. Играя, малыш оценивает человеческие отношения, у него формируется умение, подчиняться правилам.                      

Чаще играйте с ребенком, ведь для него очень важно даже самое малое ваше участие, чувство поддержки, одобрения.

Помните: вашему ребенку необходимы игры в компании сверстников, где он должен утверждаться, проявляя себя, а главное — научиться общаться, что особенно необходимо в школьно-детском коллективе, где нет рядом мамы и бабушки.

Приближение школьной жизни переживается детьми 6-7-летнего возраста болезненно, их пугает неизвестность, которая ожидает их в школе, новая, незнакомая обстановка.

Статистическая справка: согласно ежегодным данным о состоянии физического здоровья и психического развития первоклассников, симптомы дезадаптации, среди которых на первом месте эмоциональные трудности, отмечаются у 70% детей, поступающих в первый класс.

Переживания ребенка в этот период связаны с предстоящим повышением социальных требований к будущему первокласснику в лице учителя, настойчивыми требованиями родителей «становиться взрослым», а также усилением интеллектуализации домашнего общения в семье, которая, по мнению специалистов, оказывает двоякое влияние на дошкольника. Искренне желая своему ребенку наилучшего, родители нередко чрезмерно ориентируют его на успехи и достижения.

С приближением школьного обучения не превращайтесь из доброй и любящей мамы в требовательную, оценивающую «учительницу» для вашего ребенка.

Не выставляйте малышу «батарею» социальных норм и правил, которые начинают выступать главным источником эмоциональных травм для него, не создавайте этим эмоциональные трудности и психотравмирующие нарушения у детей, поступающих в школу.

Чаще доброжелательно беседуйте с ребенком о том, как он представляет себе школьную жизнь, поинтересуйтесь, с желанием ли он идет в школу, хотел бы он стать хорошим учеником, подружиться с одноклассниками, учительницей и др.

Главные переживания будущих первоклассников связаны с ожиданием от близких взрослых опеки, одобрения и других форм поддержки на пороге школы.

Дошкольники проявляют оптимизм и выражают доверие близким, ожидая от них доброжелательности, приветливости, эмоционального тепла, внимания, заботы, положительной оценки своих действий.32946-Clipart-Illustration-Of-A-Proud-Mother-And-Father-Looking-At-A-Family-Photo-Album-With-Their-Son

Не забывайте, что от матери, отца, бабушки и дедушки каждый ребенок ожидает, что его будут любить не только за хорошие отметки и послушание, а просто так.

Старайтесь, чтобы ребенок почувствовал, что он услышан взрослыми, что имеет право на собственное мнение, на выражение своих чувств и переживаний, на ошибку, будьте терпимы к недостаткам вашего ребенка, проявляйте готовность быть рядом с ним, особенно тогда, когда ему трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей будущих первокласников

Эта памятка моможет родитемям будущих первоклассников собраться в первый класс....

Анкета для родителей будущих первокласников и примерное первое родительское собрание

Узнать основные сведения о ребёнке - первокласснике от родителей - это очень важно. Предлагаю анкету, которая поможет познакомиться с ребёнком и его семьёй.  Провести первое родительское собрание...

рекомендации для родителей будущих первокласников

рекомендации для родителей будущих первокласников...

Методические рекомендации логопеда родителям будущих первокласников.

Методические рекомендации логопеда родителям будущих первокласников....