Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Решетова Наталья Владимировна

 Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_stat_samostoyatelnym.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

Как научить ребёнка стать самостоятельным

         В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению и желанию родителей можно давать детям минимальное задание на дом по чтению. Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока.

         Санитарно-гигиенические нормы на выполнение дом. задания: в первом классе – не более 1 часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвёртом – до двух часов.

В каком порядке следует учить уроки? С каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.

Родителям следует запомнить несколько правил:

  1. Не требуёте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
  2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).
  3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна.
  4. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).
  5. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.
  6. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Дайте возможность ребенку самостоятельно выполнить домашнее задание. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
  7. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность.
  8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.
  9. Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон. Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам  время для прогулки для школьников младших классов  - 3,0 – 3,5 ч.
  10. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать, само слово «ошибка».

       Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и  нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом, когда вы подсаживаетесь к ребёнку, чтобы вместе взяться за уроки.

      Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это.

      Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

      Памятка для родителей

  1. Приучите выполнять домашние задания в одно и то же время.
  2. Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.
  3. Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т. е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это прежде всего необходимо ему самому.
  4. Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).
  5. Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильнее сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь».

     «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы                          поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.  

     «Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.  

      Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

  1. Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно писать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос, отсылайте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю.
  2. Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.
  3. Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное  ребенок одной чертой (лучше простым карандашом) аккуратно зачеркивает или подчеркивает. А сверху пишет правильно. Распоряжение переделать работу заново – очень серьезная мера наказания. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать. 
  4. Старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.

Правила списывания.

  1. Прочитай весь текст.
  2. Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.
  3. Проговори предложение вслух, не глядя в текст.
  4. Прочитай еще раз и запомни написание слов.
  5. Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.
  6. Прочитай, что написал.
  7. Сравни с написанным в книге.

Правила написания под диктовку.

  1. Послушай предложение.
  2. Посчитай сколько в нем слов.
  3. Повтори предложение вслух.
  4. Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.
  5. Прочитай, что написал.

Памятка по чтению

  1. Прочитай, кто автор статьи.
  2. Внимательно прочитай статью, рассказ.
  3. Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.
  4. Подумай, какова основная мысль текста.
  5. Чему учит.
  6. Ответь на вопросы в конце текста.
  7. Составь план.
  8. Подготовь пересказ текста.
  9. Назови действующих лиц.
  10. Что ты узнал о герое прочитанного произведения?

Заучивание стихов.

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и выражения.
  3. Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить мелодию, ритм.
  4. Прочитай стихотворение в третий раз громко и выразительно.
  5. Через две минуты повтори стихотворение 2-3 раза по памяти при необходимости заглядывая в текст..
  6. Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном еще раз повтори стихи.
  8. Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Заучивание большого текста

  1. Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить, по четверостишьям, по смысловым отрывкам.
  2. Выучи первый отрывок.
  3. Выучи второй отрывок.
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи третий отрывок.
  6. Расскажи по памяти все стихотворение.

Работа над задачей

  1. Прочитай внимательно задачу.
  2. Повтори условие и вопрос задачи.
  3. Кратко запиши задачу (условие,  рисунок или чертеж)
  4. Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
  5. Составь план решения задачи (устно).
  6. Запиши решение с пояснением.
  7. Проверь решение.
  8. Запиши ответ.

После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

Желаю Вам уважаемые родители выдержки, терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 «в» класс 1 триместр «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».

В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению родителей и решением собрания было принято решение давать детям минимальное задание на дом. Приготовление домашнего зада...

Родительское собрание во 2 классе по теме «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».

Позволяет выявить представление родителей об организации учебной работы дома. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно. ...

Родительское собрание на тему: "Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным"

Тема: «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным»Цели: Выявить представление родителей об организации  учебной работы дома; дать рекомендации родителям о том, как формирова...

Родительское собрание на тему :«Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».

Цели:1. выявить представление родителей об организации  учебной работы дома;2. дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно...

Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным

Памятка для родителей, в которой рассказывается о том, как помочь ребенку быть самостоятельным....

Родительское собрание 2 класс 1 четверть «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным»

Родительское собрание "Домашнее задание. Как научить ребенка стать самостоятельным"...