Беседа "Дисграфия"
статья (2 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Специфические ошибки при дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфические ошибки при письме

ЕДИНСТВЕННЫМ КРИТЕРИЕМ ДИАГНОСТИКИ ДИСГРАФИИ
является наличие в письменных работах специфических ошибок. 

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
1. Часто после исчезновения специфических ошибок, в письменных работах ребёнка НЕдислексика остаются орфографические ошибки, которые являются стойкими и трудноисправимыми. Одной из причин этого явления есть неспособность обнаруживать в словах сомнительные места, что является отражением определённой языковой незрелости ребёнка или подростка.

2. У дислексика были, есть и будут специфические ошибки в его письменных работах и независимо от возраста. Пишет он от руки или с помощью клавиатуры компьютера - он дислексик и это норма при дислексии.

Это норма при дислексии - делать ошибки,
как писать левой рукой для леворукого человека.
Все люди разные - и все прекрасные!

Другой вопрос КОЛИЧЕСТВО ошибок, их можно значительно уменьшить - вот это реальный запрос при дислексии, корректное и адекватное требование для дислексика - этим и надо заниматься при дислексии.

3. ТОЛЬКО научившись самоконтролю во время письменной деятельности дислексик СПОСОБЕН вообще ИСКЛЮЧИТЬ ошибки в своих письменных работах!

Следует отметить, что среди дислексиков достаточно представителей,
которые вообще пишут грамотно. Ведь дислексия НЕ есть безграмотность, как принято считать в кругу слабомыслящих, но грамотных!

Специфические ОШИБКИ при ДИСГРАФИИ:

  • Ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит нарушение фонемного распознавания (умение дифференциации) фонем родного языка. Чаще на письме  смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, Б-П, Д-Т).
    Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, ТУЧА-ТОЧА, ДЕКАБРЬ-ДЕКОБРЬ и др.
  • Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.). Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня. 
    Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.
  • Нарушение грамматического согласования слов в предложении. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлены данные ошибки несформированностью лексико-грамматического строя речи. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи.
    Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения.
  • Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: Д-Б, П-Н, П-И, Ш-Щ, Н-К, М-Л и др.
    У детей с описанными выше нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.

Описанные типы специфических ошибок при дисграфии в чистом виде встречаются крайне редко.

Обычно наблюдается смешанная картина. При специфических нарушениях письма отмечается неровный и неразборчивый почерк, замедленный темп письма, трудности в автоматизации графомоторного навыка.

Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу, рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Алексия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λέξις — «слово») и аграфия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и γράφω — «пишу») — полная неспособность читать и писать.

Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.

Дислексия и дисграфия

 

Рональд Дейвис в своем описании метода коррекции дислексии, использует понятие «дислексия», как некий базисный  термин при описании разных проблем, связанных с обучаемостью. Одним из типичных симптомов дислексии и ее аспектов является дисграфия - нарушение, возникающее при овладении навыками правописания и выражающееся в затрудненном обучении письму и чтению при прочих нормальных параметрах умственного развития.

 

Как правило, дисграфия  и  дислексия присутствуют вместе, но иногда они могут наблюдаться и отдельно друг от друга. Дисграфия  приводит к проблемам при письме, нарушает фонетический принцип написания, при этом почерк приобретает неровный, "прыгающий" вид  (буквы могут иметь разный размер, почерк может быть, как очень крупный, так и биссерно мелкий, но при этом и в том и другом случае пропадает наклон, появляются многочисленные специфические, зачастую так называемые «глупые ошибки» , отсутствуют нужные буквы, либо дописываются лишние палочки, искажается графическое написание слова, его грамматическая форма... и т.д.). В конечном итоге, все это приводит к тому, что деформируется, как смысл, так и звучание и вид слов.

 

Опираясь на предлагаемую методику коррекции и особенный подход к лечению дислексии, мы пришли к выводу, что все ее проявления являются следствием дезориентации. В качестве доказательства этого вывода можно привести тот факт, что в этом состоянии люди видят не одно изображение слова, а сразу несколько. Оно «наблюдается» человеком с дислексией не только в обычном виде, но и в «зеркальном» отображении, перевернутым и даже в 3D, т.е.,  как бы плавающим в пространстве - количество вариаций беспредельно.

 

Научить человека с дислексией и дисграфией соблюдать орфографические правила - дело весьма трудное, просто «заучить» эти правила нельзя, поскольку практически в любом языке, они содержат большое количество исключений. Часто в этом не может помочь даже хорошее формальное знание правописания – дислектик или дисграфик , может отлично знать какое-либо правило, но при этом просто не заметить, что оно нарушено в данном конкретном случае. Любой письменный экзамен или диктант становится сущей пыткой, которая приводит к эмоциональным травмам и многочисленным психологическим срывам и комплексам. Вот почему "отлынивание" ребенка от любой письменной работы зачастую вызвано вовсе не ленью, а элементарным желанием избежать негативных переживаний.