Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
консультация на тему

Караченцева Светлана Николаевна

Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

                                           Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_5.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.

 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».      

(В.А Сухомлинский)

Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как проба, опыт.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь.

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому нужно привлекать родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием поисково-исследовательской активности дошкольников. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности; во-вторых, создать атмосферу для развития поисково-исследовательской деятельности; во-вторых, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей; в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по данной теме. 
Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. На начальном этапе нужно привлекать родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, создать познавательно-развивающую среду в группе. С помощью родителей создать мини лабораторию, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, будет иметь возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Дети будут с интересом экспериментировать, родители принимать в этом активное участие, это будет способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители будут поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах: наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов. 
В ходе экспериментирования дети будут уметь анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводить опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создавать условия для проведения исследований, опытов, наблюдений. У детей возрастёт познавательная активность, интерес к миру. 

Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным. 
Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Советы для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

·      Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. 

·     Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

·      Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

·      Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

·      Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

·      Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

·     Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

·     Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

·      Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

·     С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

·      Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка

Проблемы семьи, в которой родился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, система помощи семьям в настоящее время, психологические типы родителей....

Роль семьи в развитии ребенка. Жизненные циклы семьи.

Презентация для родительского клуба,...

Родительское собрание «Роль семьи в развитии эстетического вкуса ребенка».

 Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, потребителем продукции массовой...

родительское собрание " Роль семьи в развитии возможностей ребенка"

родительское собрание " Роль семьи  в  развитии  возможностей ребенка"...

Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеои...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами....