Памятки для родителей будущих первоклассников
консультация на тему

Башарова Эльза Рашитовна

Подготовка будущих школьников ‒ ответственное задание. Многие родители интересуются, что сделать, чтобы ребенок быстро адаптировался к новым условиям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pamyatka_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятки для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

К физическим критериям относится соответствующее возрасту развитие ребенка: вес, рост, мышечный тонус, пропорции и т.д. Также учитываются состояние слуха, зрения, моторики и нервной системы (ее уравновешенность и возбудимость). Интеллектуальная готовность включает в себя общий кругозор, словарный запас и уровень познавательного развития. Любознательность ребенка уже должна переходить в высшие формы образно-наглядного мышления. Важно его умение выделять поставленную задачу и составлять план ее достижения. К психологической или личностной подготовке первоклассника относиться понимание своей новой социальной позиции. Именно в возрасте 6-7 лет происходит формирование нравственных качеств и умения общения с окружающими. Будущий первоклассник должен быть готов к школе физически, интеллектуально и психологически.

Слайд 3

Все дети, идущие в школу, должны обладать следующими навыками : Память: запоминать не меньше 8 картинок, уметь выучить и рассказать стихи, пересказать содержания мультфильма, повторить текст из 4 предложений. Внимание: уметь не отвлекаться около 15 минут, выполнять задания по образцу, находить отличия между предметами, копировать движения. Мышление: складывать разрезанное изображения из 10 фрагментов, определять последовательность событий, находить лишний предмет и объяснять свой выбор, уметь объяснить несоответствия на рисунках и между явлениями.

Слайд 4

Развитие речи: уметь произносить большую часть звуков и определять их место в слове, делить слова на слоги, правильно сочетать сложные предложения, составлять рассказы из 7 предложений по картинке или из личного опыта. Математика: знать числа, уметь называть их в обратном порядке, составлять и решать примеры в одно действие (сложение или вычитание), соотносить количество объектов с цифрами, измерять длину вещей при помощи условной меры, определять время и ориентироваться на бумажном листе. Моторика: свободно владеть карандашом, ручкой и кистью для рисования, уметь изображать на рисунке несколько связанных содержанием предметов, штриховать и раскрашивать их, не выходя за контуры, передавать точную форму изображаемого объекта (правильные пропорции и расположение частей), ориентироваться в тетрадях в косую и в клетку. Умение рассказать о себе: назвать свою фамилию, имя и отчество, имена и отчества родителей, свой адрес и название родного города, определять последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, знать явления природы.

Слайд 5

Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможе т реализовать себя. Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Ребенка надо учить объяснять собственное поведение . Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается. Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности .

Слайд 6

Чему необходимо научить ребёнка Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!» Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый». Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться.

Слайд 7

Чему необходимо научить ребёнка Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т.д. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка. Не бояться неудач . Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Слайд 8

Советы родителям Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого, ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Слайд 9

Советы родителям Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна. Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной, он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Не возможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

Слайд 10

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”. Не отправляйте ребенка в школу без лёгкого завтрака – за полчаса до выхода из дома хотя бы напоите его сладким чаем. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

Слайд 11

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Встречайте ребенка после школы спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться(вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Слайд 12

Помощь родителей в период адаптации ребёнка к школе. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей. Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

Слайд 13

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец полугодия, первая неделя после зимних каникул, середина третьего триместра. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Слайд 14

Как поддержать самоценность ребёнка? Безусловно, принимайте ребенка! Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях. Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.) Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех. Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку. Конструктивно решайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова. Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

Слайд 15

Взаимодействие с учителем. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе. Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).

Слайд 16

Советы родителям. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учёбы. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается). В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».

Слайд 17

Подготовка домашних заданий. С чего же начать? Убрать всё лишнее со стола! Лучшее время для выполнения домашних заданий: с 15.00 до 18.00. Плотно пообедать надо не меньше, чем за час-полтора до этого, но и голодным садиться за уроки не стоит. Занятия поздними вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня. Если ребёнок входит в работу легко, но быстро устаёт - начинать лучше с самых трудных заданий. Если врабатывание растягивается, долго раскачивается - начинать лучше со средних заданий, потом уже переходить к сложным. А если совсем никак - надо начать с самых простых, чтобы почувствовать успех от быстро и легко выполненного. Помните, что на выполнение учебных заданий не стоит тратить всю жизнь (есть ещё много чего интересного и увлекательного).

Слайд 18

Подготовка домашних заданий. После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна). Возьмите на заметку, что в начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1 час. Дошкольник же должен продуктивно заниматься 30-40 минут. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после отдыха можно вернуться к заданию. Каждые 15 -20 минут не помешает отдохнуть: потанцевать, поваляться по полу, поупражняться с гантелями. Любящие родители могут поиграть с ребенком в игру "разожми кулачок", нарисовать в воздухе, следя глазами, (причем и одной и другой рукой) знак бесконечности, а ребенку назовите это "ленивой восьмеркой", а можно и цветы полить, и с собакой поиграть.

Слайд 19

Родителям о наказаниях Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка. Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. (Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.) Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным. Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

Слайд 20

Чем заменить наказания? Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится. Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Слайд 21

Наказывая ребёнка, пожалуйста, помните: Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение. Не стоит читать длинных нотаций. Не нужно впоследствии напоминать о проступке. Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить». Разговор о проступке следует вести только наедине. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите ребёнка уступать, признавать ошибки и поражения.

Слайд 22

Если ребёнок провинился… Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. Не показывайте готовых решений. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?» Не угрожайте: «Если ты ещё раз сделаешь – ты у меня получишь». Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.

Слайд 23

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, так Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 2. Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь». 4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижайте!

Слайд 24

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! 6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке. 7. Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё. 8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня. 9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему. 10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей будущих первоклассников

Памятка для родителей будущих первоклассников....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей будущих первоклассников

Ребенок вырос. Настала пора отправлять его в первый класс. Что там будет? Как он войдет в новый коллектив? На что обратить внимание родителям, отправляющим своего ребенка в первый клас?...

Памятка для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их  ребенок ходил в школу с удовольствием...

Памятка для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их  ребенок ходил в школу с удовольствием...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....