Адаптация первоклассников
статья (1 класс) на тему
Адаптация первоклассника. Советы родителям.
Маленький человечек идет в школу. Жизнь его круто меняется: меняется его взаимоотношение с окружающими людьми. Не каждый ребенок легко и просто входит в школьную жизнь. Каким будет его путь? Получит ли он поддержку у взрослых, согреют его теплом или с первых дней пребывания в школе, ребенку придется выживать, изворачиваться и страдать? На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить.
Для того чтобы избежать лишних проблем, родители и должны знать особенности адаптации первоклассников. Что же такое адаптация? Обратимся к словарю Ожегова: «Адаптация-приспособление организма к изменяющимся внешним условиям».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассника. Советы родителям.
Маленький человечек идет в школу. Жизнь его круто меняется: меняется его взаимоотношение с окружающими людьми. Не каждый ребенок легко и просто входит в школьную жизнь. Каким будет его путь? Получит ли он поддержку у взрослых, согреют его теплом или с первых дней пребывания в школе, ребенку придется выживать, изворачиваться и страдать? На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить.
Для того чтобы избежать лишних проблем, родители и должны знать особенности адаптации первоклассников. Что же такое адаптация? Обратимся к словарю Ожегова: «Адаптация-приспособление организма к изменяющимся внешним условиям». Период адаптации может длиться от 2-3 недель, а то и до полугода. Это может зависеть от разных факторов:
- Индивидуальных особенностей ребёнка;
- Степени его подготовленности к школе.
Вот признаки успешной адаптации первоклассника:
- Положительные эмоции на результативность учебной деятельности. Многие дети проявляют живой интерес к обучению – это побуждает его к учебной активности, к творчеству. Ребенок испытывает радость. Поэтому, уважаемые родители, не бойтесь выражать свои положительные эмоции по отношению к ребенку. Никогда не будет лишней похвала.
- Утром, когда ребенок просыпается, он всегда с радостью идет в школу.
- Ученик на уроках редко устает: он активен, с радостью делится, что происходило в его школьной жизни.
- Отмечается самостоятельностью: переодевается на урок физкультуры, сам старается сложить свои необходимые вещи в ранец, хорошо ориентируется в школьном помещении, не боится обратиться за помощью старших.
- Имеет друзей – ровесников, с которыми общается не только в школе, но и играет с ними после школы, приглашает их в гости.
- С уважением относится к учителю своего класса и другим учителям, которые там работают.
Противоположностью адаптации является дезадаптация – различные проблемы и трудности, возникшие у детей в связи с приходом в школу.
Признаки дезадаптации:
- Трудности в учебе.
- Конфликты с одноклассниками.
- Физический дискомфорт.
- Недомогание.
- Тревожность и страх.
Проблемы школьной дезадаптации в младших классах психологи связывают с семейным воспитанием. Если ребенок пришел из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», то и в школу он входит с трудом. Он не понимая, уже стремится к отчуждению, не принимает школьных норм.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. А мотивация на первых порах полностью зависит от взрослых. Захотят ли первоклассники учиться, видя, как взрослые реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое. Необходимо, чтобы дети встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых для развития мотивации.
Советы для родителей по развитию интереса и желания к учебе:
- Вера в успех. В семье, в которой воспитывается ребенок, где он слышит: «Я в тебя верю», « У тебя так хорошо получился рисунок» или «Это ж надо так замечательно сделать аппликацию», он уверенно делает свои первые шаги.
- Никогда не давать негативных установок в отношении ребенка: «Вот тебе в школе покажут…», а обязательно поддержать его: «Не бойся, у тебя все получится», «Мы с тобой рядом и всегда придем на помощь», «Я знаю, ты с этим справишься». Самоценность ребенка для родителей – первое условие школьного успеха.
- Ребенок постоянно должен чувствовать любовь родителей: касания к ребенку, улыбка, объятия, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть». Психологи рекомендуют обнимать ребенка не меньше 4 раз в день, а особенно, когда у него, что-то не получается.
- Необходимо сразу же на первых порах учения родителям четко и однозначно ребенку показать круг его новых обязанностей. И не просто рассказать, но и обязательно их выполнять.
- Необходимо родителям вместе с учителем помочь ребенку овладеть такими правилами, как не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку. Если вы эти правила будете обсуждать со своим ребенком, будете показывать, как они важны для него и других детей, то он быстро ими овладеет.
Не бойтесь показывать свою любовь к ребенку. Но это не означает, что вы не должны делать ему замечание или показать, что некоторыми действиями его поведения вы недовольны. Но выражать их надо особым образом:
- выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом;
- можно осудить действия ребенка, но ни в коем случае его чувства;
- старайтесь, чтобы ваши недовольства по отношению ребенка были не систематически, он к ним привыкнет и впоследствии не будет должным образом на них реагировать.
Не забывайте, что с поступлением вашего ребенка в школу, изменится и режим дня.
Что бы ваш ребенок был успешен, вы, родители, можете сделать немало:
- интересуйтесь школьной жизнью вашего ребенка;
- поддержите его в трудную минуту;
- ребенок не должен бояться делать ошибки – невозможно чему-то научиться, не ошибаясь. Страх – плохой советчик, старайтесь не выработать у ребенка его перед ошибкой;
- не сравнивайте свое чадо с другими детьми, даже со своим старшим ребенком. Помните: каждый ребенок индивидуален, он имеет право быть другим.
Не забывайте, что ваш ребенок, будет учиться не так как вы. Никогда не ругайте его обидными словами за неспособность чего-то понять или сделать. Проявляйте к нему максимум терпения, внимания и все у вас получится.
Литература:
- Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы/ Л. И. Саляхова.
- Справочник классного руководителя: 1-4 классы/ Под ред. И. С. Артюховой.
- Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе./ Е. Н. Арсенина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...