Как подготовить дошкольника к школе
консультация (1 класс) на тему
Сейчас остро стоит вопрос о подготовке ребёнка к школе. Информации и материала много, но как выбрать из всего самое необходимое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgovka_k_shkole.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовить дошкольника к школе
Очень важным моментом в подготовке дошкольников к овладению учебным процессом является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. В детском саду эти виды работ проводятся в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Сначала упражнения по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия проводятся на материале неречевых звуков. Затем постепенно водятся звуки речи, правильно произносимые детьми, и те, которые вновь ставятся.
Кроме того. С первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
- Различение слов близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работая над узнаванием неречевых звуков, можно проводить с детьми следующие игры:
- «Где звенит будильник?». Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.д. ребёнок должен найти источник звука и, по возможности, сказать об этом.
Далее дети учатся различать слова близкие по звуковому составу.
- показать и назвать картинку «вагон». Сказать, что картинка будет называться то правильно, то неправильно. Ребёнок, услышав неправильно произнесённое слово, должен хлопнуть в ладоши: «вагон - вакон – фагон – вагон - факон»; «баня – Таня – Паня - баня» и т.д.
Очень важным показателем успешности обучения детей в школе является умение детей правильно произносить все звуки речи. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс: ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к четырём – пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку 5 лет, а он не произносит отдельные звуки «Л», «Р»; группу звуков «С», «З», «Ц»; или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими; звук «Л» произносится как «В», звук «Р» - картаво.
Нередко у детей страдают и гласные звуки. Дети произносят их не чётко, как бы затушёвывая их звучание.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, однако при благоприятных условиях дети способны к самокоррекции.
Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата; от того, как действует язык, губы, челюсти; от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушении двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие движения языка, губ, челюсти. Из – за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляционного аппарата. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин позднего становления звуков речи.
У детей дошкольного возраста необходимо развивать слуховое внимание и фонематического восприятия. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. А правильное звукопроизношение и хорошо развитое фонематическое восприятие является показателями работы по предупреждению дизграфии у школьников.
Успех всего коррекционного обучения детей зависит от чётко организованной преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей.
Становление речи детей тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Известный учёный детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией …».
Уровень готовности к школьному обучению также определяется и развитием мелкой моторики ребёнка. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам, в основном, заканчивается созреванием соответствующих зон головного мозга, развитием мелких мышц кисти.
И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда можно достигнуть наибольшего эффекта от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Чем же можно заниматься с малышами, чтобы развивать ручную умелость?
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулаки.
- Двумя пальцами – указательным и средним – «ходить» по столу.
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, два – три, четыре, пять.
- Показать только один палец – большой.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Собирать все пальцы в щепоточку (пальчики собрались все вмести - разбежались).
- Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.
- Застёгивать пуговицы, крючки. Молнии, замочки, закручивать крышки.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Резать ножницами ….
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж.
Для проведения самомассажа можно взять следующие упражнения:
- Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий и т.д.
Чтобы сделать работу по развитию пальцев моторики регулярной и результативной, можно в занятия, проводимые воспитателями, включить физминутки с упражнениями для пальцев.
Физминутки, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, повышение работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребуется дополнительного времени.
Традиционные физминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихотворений одновременно с движениями даёт ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь становится более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
Регулярность проведения таких физминуток положительно влияет на то, что дети быстрее овладевают правильным произношением звуков, лучше работают на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по изо - деятельности.
Такой подход позволяет следующее:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
- Совершенствовать внимание и память – психические процессы, связанные с речью.
- Облегчит усвоение навыков письма будущим школьникам.
У многих детей дошкольного возраста, имеющих диагноз ОНР, помимо различных отклонений в фонетике, лексике и грамматике в той или иной степени нарушение памяти и внимание. А для успешной учебной деятельности в школе необходимы и хорошая память, и устойчивое внимание.
Для развития памяти и внимания можно предложить детям выполнять различные задания и провести с детьми различные игры.
- «Угадай, что прибавилось?». На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Ребёнку предлагается внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребёнок становится спиной к столу, а взрослый добавляет ещё одну игрушку (потом 2-3). Ребёнок должен сказать, какая игрушка появилась.
- «Запомни и назови». На столе выставлено несколько игрушек (картинок). Ребёнку даётся время рассмотреть. Потом игрушки (картинки) убираются. Ребёнок должен по памяти воспроизвести те игрушки (картинки), которые были выставлены на столе.
- Предложить ребёнку внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.
- На столе из счётных палочек взрослый выкладывает различные фигуры – сначала простые, затем – сложные. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: образец остаётся перед глазами ребёнка; - образец убирается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовить ребёнка к школе.
Ваш ребёнок идёт в школу? Вы хотите сами его подготовить? Эти советы Вам помогут....
Как подготовить ребенка к школе
Близится время, когда ребенок пойдет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех членов семьи. Самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и огор...
Как подготовить ребенка к школе
Перед родителями встают вопросы: -Как подготовить ребенка к школе? -Когда начать подготовку? -На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным? Ответы на эти...
Как подготовить ребенка к школе?
Советы и рекомендации родителям по подготовке детей к школе....
Как подготовить ребенка к школе
С первых дней в школе первоклассники встречаются со множеством проблем, затрудняющих адаптацию и мешающих успешному обучению. Как облегчить сложный период адаптации, а процесс обучения с...
как подготовить ребёнка к школе
Как подготовить ребёнка к школе....
Л.Г. Парамонова "Как подготовить дошкольника к овладению граммотным письмом"
Л.Г. Парамонова "Как подготовить дошкольника к овладению граммотным письмом"...