«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
консультация на тему
Материал для родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_neuspevaemost_mladshego_shkolnika.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Неуспеваемость младшего школьника:
причины и способы решения проблем»
Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.
Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости, ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости, помочь в поиске способов повышения успеваемости учащихся.
Ход собрания:
- Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему успеваемости учащихся. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся, когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребёнок учится слабо?
- Неуспевающих учеников можно разделить на 3 категории:
- те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
- те, кто не могут, и не хотят;
- те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребёнку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребёнка.
Почему же учиться трудно?
Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребёнка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребёнка.
- У ребёнка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
- Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекаются от задания.
- Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.
- Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
- Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
- Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затруднённое понимание речи других людей. Заикание.
- Специфические расстройства. Например, дислексия – такому ребёнку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия – расстройства счёта. Дисграфия – трудности при овладении письмом.
- Нарушения зрения, слуха.
- Преобладание у ребёнка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.
- Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
- Работа в группах. Обсуждение вопроса «Почему дети могут, но не хотят учиться?» Распределение ролей в группе: запись мнений, чтение вслух этих записей, контроль времени.
- Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:
- Они совершенно не знают, для чего это нужно.
- Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят.
- Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И, тем не менее, эти люди прекрасно «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своём не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5 – 6 лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для их разума.
- Другая причина, по которой часто не учатся вполне одарённые дети, - это отсутствие интереса к учёбе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребёнок действительно одарён) – подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребёнка. Вернётся интерес к учёбе – вернётся успеваемость.
Д. Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Ребёнок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребёнок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, всё время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришёл новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребёнок становится изгоем, козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
е. Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребёнка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребёнок живёт в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться (например, ребёнок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребёнку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочки. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том в чём можно обвинить его самого.
Ж. иногда причиной учёбы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребёнка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставленных сами себе. Способности такого ребёнка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышлёностью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих».
В учёбе отстают и способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребёнок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребёнок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Ребёнок как бы заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок всё равно никуда не денутся».
- Обсуждение проблемы: родители делятся своим опытом, мнения родителей выслушиваются, принимаются.
- Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить её усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребёнок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, всё ли вы сделали , чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причём речь идёт не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребёнка(пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
Подведение итогов собрания:
Так то же делать? Единственный выход – каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание (и в конечном счёте - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребёнку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес – это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую – управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.
Возможные решения собрания:
- Обсудить причины неуспеваемости ребёнка с членами семьи.
- Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интереснее, богаче.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей. М., 1999.
Безруких М.В. Почему учиться трудно. М.: Семья и школа, 1995.
Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....
Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Цель с которой проводится собрание - формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.Задачи:• обсудить проблему плохой успеваемости;• ознакомить родителей с причинами ...
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Причины нежелания детей учиться, причины школьной неуспеваемости младших школьников, способы решения появившихся проблем...
Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем.
Каковы причины школьной неуспеваемости.Чем могут помочь родители, если всё же появились школьные трудности?...
"Ваш ребёнок - третьеклассник. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Родительское собрание в 3 классе. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"...
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
В статье можно узнать о причинах возникновения трудностей в обучении, рекомендациях по оказанию помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении...