Беседа для родителей Жизненные сценарии
консультация (3 класс) на тему

Волкова Наталья Евгеньевна

Беседа для родителей     Жизненные сценарии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznennye_stsenarii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Жизненные сценарии

Беседы для родителей

Американский психотерапевт Эрик Берн (1902 - 1970) в результате многочисленных наблюдений пришел к выводу, что у большинства людей есть некие подсознательные сценарии, в соответствии с которыми они строят свою жизнь: выбирают сферу деятельности, круг общения, цели и способы их осуществления. Сценарий влияет на поведение, чувства, мысли, представления человека, толкают его «навстречу судьбе», иногда даже вопреки внутреннему сопротивлению.

        Типичные сюжеты жизненных сценариев очень похожи на сюжеты мифов, сказок, классических литературных произведений. Есть сценарии неудачников и победителей, плохих и хороших парней, принцесс и золушек. Например, человек, который живет по сценарию «Сизиф», усердно трудится и почти добивается успеха, но в послед ний момент расслабляется, прекращает усилия и теряет уже достигнутое, чтобы снова начать все сначала.

Жизненные сценарии закладываются в раннем детстве (до шести лет). В этом возрасте родители являются для ребенка единственными и несомненными авторитетами, почти волшебниками. Они и задают ему программу отношения к жизни и поведения в мире. Все родители обычно желают своим детям счастья и добра, однако опираются они на собственные представления о жизни. Исходя из родительских предписаний, ребенок способен проникнуться уверенностью: «Этот мир прекрасен! Когда-нибудь я сделаю его еще лучше (с помощью науки, музыки, медицины и др.)» Или прийти к противоположному выводу: «Этот мир отвратителен. Наверное, когда-нибудь я убью себя или кого-то еще». И действительно, со временем он может совершить самоубийство, а то и убийство, стать наркоманом, алкоголиком. Установка: «В этом мире нужно выполнять все, что требуется, а в промежутках получать удовольствие» предопределяет один образ жизни, а убеждение: «В этом мире нужно гнуться, изворачиваться, торговаться, покоряться силе и сражаться за себя» -другой.

Родителям кажется, что они предостерегают ребенка, говоря ему: «Ты так всю жизнь потратишь впустую», «Кончишь под забором, если не возьмешься за ум», «Кому ты будешь нужна с таким характером?». На самом деле они дают прямую установку, которая укореняется в сознании. Сценарий порой действует против воли человека. Он может заставлять своего обладателя совершать несуразные, неожиданные для самого себя поступки. А может диктовать проявление недоверия к окружающим, чувство стыда и неуверенности. Однако если не удалось пройти кризис подросткового возраста благополучно, это не означает, что человек останется непризнанным на всю жизнь. И напротив, тот, кто, казалось бы, с юности уже обрел ясные представления о своем «я», не гарантирован от разочарований при столкновении с жизнью.

       Интересно, что ребенок улавливает не только отношение к жизни и образцы поведения, которые родители стараются сознательно передать ему, но и их бессознательные мотивы и импульсы. Иногда подобные «послания» противоречат друг другу. Вот пример. Мать школьника находит в комнате у сына бутылку из-под водки. «Не рановато ли пить?» - интересуется она, искренне считая, что предостерегает сына от пьянства, сгубившего отца. Но смысл фразы, которого мать не осознает, такой: «Пить водку - мужское дело, а ты еще мальчик». И подросток делает подспудный вывод: если он хочет проявить себя как настоящий мужчина, то нужно пить водку. Фразы «Чтобы я тебя больше не видела пьяным (курящим, в такой одежде и т.д.)!» скрывают смысл: «Ты можешь пить. Только не попадайся мне на глаза!» А требование «Не смей брать у меня деньги на сигареты!», вполне вероятно, будет понято, как «Можешь курить, но деньги доставай где хочешь. Лишь бы я об этом не знала!»

Берн замечает, что уже в первые минуты знакомства люди интуитивно определяют жизненную позицию другого. При этом обычно «подобное тянется к подобному». Так люди, хорошо думающие о себе, о мире, предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен. Супругов, друзей и врагов мы выбираем не вслепую, а в соответствии с распределением ролей в намеченном жизненном сценарии. Человек, который считает, что никому верить нельзя, как нарочно, ввязывается в дела с недобросовестными партнерами. А когда его обманывают, еще больше убеждается в своей позиции и почти с удовольствием повторяет: «Я же говорил, что кругом одни мошенники».

Однако власть сценария не абсолютна. Берн разработал метод психотерапии, который помогает освободиться от «несчастливых» сценариев. Но нередко и без помощи извне человек будто «прозревает», рвет путы своего сценария. По мнению Берна, этому очень часто способствует любовь - естественная психотерапия и вечный целитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

Беседа для родителей   на родительском собрании АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ...

Беседа для родителей Жизненные сценарии

Беседа для родителей     Жизненные сценарии...

Беседа для родителей "Советы родителям по обучению ребёнка чтению"

Советы родителям по обучению ребенка чтению. Первые правила, обязательные для успешного обучения чтения. ...

Беседа с родителями "Наука быть родителями"

Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем бол...

Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.

Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....